Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 27.03.2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 года


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Гонтарь Н.Ю., Михляевой Г.А.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа Город Уфа Республики Башкортостан и Администрации Ленинского района городского округа город Уфа на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года, которым постановлено:
иск прокурора Ленинского района г. Уфы удовлетворить частично.
Признать бездействие Администрации ГО г. Уфа, выраженное в принятии решения о дальнейшем использовании жилого дома N адрес, сроках расселения жильцов дома, незаконным.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа расселить жильцов дома N адрес и предоставить П.Л.П., Ч.В., Ч.Д., Ч.С., по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в черте г. Уфы, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям.
Заслушав доклад председательствующего, коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Уфы в интересах жильцов дома адрес обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа, Администрации Ленинского района ГО г. Уфа с требованием о признании бездействия Администрации ГО г. Уфа, выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании аварийного жилого дома N адрес, сроках расселения жильцов дома незаконным; об обязании Администрации ГО г. Уфа провести расселение жильцов аварийного дома N адрес и предоставить Ш.Л., З. З.А.Д., З.А.Д. Е.А., Ш.А. (адрес), П.Л.П., Т.Т.И., Т.А. (адрес), А.Э., А.М. (адрес), А.В., А.Н. (адрес), Ч.В., Ч.Д., Ч.С. (адрес), З.Т. (адрес), Н.В.П., Н.В.Г., Н., В.В. (адрес), Д.Л., Н.С., Н.Т., Н.Ю., Д.А. (адрес), Д.Н.Е., П.Е., К. (адрес), Х.Н.П., С.С. (адрес), С.Л.Ф., С.А., (адрес), А.А., А.Г., А.А., А.А. (адрес), Т.С.В., Т.Т.С., Т.В., Т.И., Т.С.С. (адрес), С.Ф. (адрес), С.Г.Б., И.Э.Р., И.Г., (адрес), С.Е. (адрес), З.А.В., З.Р.Б., З.Г., З.С.А., З.Р.В., З.С.В. (адрес), Д.Н.Г., Ц.Е., Д.Д., Ц.Б., Г. (адрес), С.Л.В., П.В., П.Л.Е., П.Л.И. (адрес), С.И.А., Ф., З.П., З.А.И., С.И.Г. (адрес), Х.А., Х.Л., Т.Р., (адрес) по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в черте г. Уфы, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям.
В обоснование иска прокурор Ленинского района указал, что ... жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, дата.постройки, в соответствии с техническим паспортом имеет физический износ ...%.
В ходе осмотра здания и жилых помещений выявлены трещины фундамента, стен, перекрытий, массовые протечки, сильная ржавчина крыши, разрушение фальцев, поражение полов гнилью и жучками, прогибы, просадки пола, трещины водопровода, канализации, системы газоснабжения, неисправность электропроводки.
Решением Совета городского округа г. Уфа от дата N ... жилой дом N адрес включен в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции на 2007 - 2015 гг. по городскому округу г. Уфа".
Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа от дата N ... утвержден акт межведомственной комиссии, которым дом признан аварийным и непригодным для проживания.
Вместе с тем конкретные сроки расселения жильцов дома не определены. В нарушение требований ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 14 ЖК РФ, ст. 87 и ч. 1 ст. 89 ЖК РФ Администрацией городского округа г. Уфа решение о дальнейшем использовании жилого дома, сроках расселения жильцов дома до настоящего времени не принято. Жильцы продолжают проживать в аварийном доме. Проживание в указанном доме является небезопасным, имеется угроза обрушения дома.
Определением Ленинского районного суда г. Уфы от 01 июля 2013 г. производство по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Уфы в интересах жильцов дома N адрес к Администрации ГО г. Уфа, Администрации Ленинского района ГО г. Уфа о признании бездействия по расселению жильцов дома незаконным, расселении в части предъявленных исковых требований в интересах З.А.Д., З.А.Д., З.Е., Ш.А., П.Л.П., Т.Т.И., Т.А., А.М., А.Н., Ч.В., Ч.Д., З.Т., Н.В.П., Н.В.Г., Н.В.В., Д.Л., Н.С., Н.Т., Д.А., Д.Н.Е., П.Е., К., С.Л.Ф., С.А., А.Г., А.А., А.А., Т.С.В., Т.Т.С., Т.В., Т.И., С.Г.Б., И.Э.Р., З.А.В., З.Р.Б., З.Г., З.С.А., З.Р.В., З.С.В., Д.Н.Г., Ц.Е., Д.Д., Ц.Б., Г., С.Л.В., П.В., П.Л.Е., Ф., З.П., С.И.Г., Х.А., Т.Р. оставлено без рассмотрения по основаниям ст. 222 абз. 8 ГПК РФ.
Определение не отменено.
Определением Ленинского районного суда г. Уфы от дата исковые требования прокурора в интересах Т.С.В., Т.Т.С., Т.В., Т.И., Т.С.С., Д.Н.Г., Ц.Е., Д.Д., Ц.Б., Г. С.И.Г., С.И.М., Т.А., С.Л.Ф. Т.Т.Н., С.Ф., А.А., З.А.И., Х.Н.П., Н.В.П., Н.В.Г., Н.В.В. (адрес), Д.Л., Д.А., Ш.А., З.Е., Ш.Л., З.Т., С.Л.В., Х.А., З.Р.В., З.Р.Б., С.Г.Б., А.Э., А.В., Д.Н.Е., С.Е., П.Е., отказались от исковых требований, в связи с чем производство по иску в данной части прекращено. Определение в указанной части сторонами не обжаловано.
Судом вынесено выше приведенное решение, об отмене которого просит представитель Администрации городского округа г. Уфа и Администрации Ленинского района ГО г. Уфа, указывая на его незаконность, отсутствие решения о признании дома аварийным, передачу жилого дома в муниципальную собственность в дата образование Администрации ГО г. Уфа только в дата в связи с чем полагает, что ранее принятые решения не являются основанием для расселения жильцов. Также указывает на незаконность расселения членов семьи квартиры N ... раздельно, поскольку в квартире зарегистрировано 3 человека, в отношении расселения двоих членов семьи Т.Т.И. и Т.А. производство прекращено, полагает, что расселение одной П.Л.А. нарушает требования ЖК РФ.
Апелляционное представление отозвано прокурором.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены и времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации ГО г. Уфа и Администрации Ленинского района г. Уфа И.А. (по доверенностям), поддержавшего жалобу, прокурора Муратовой Е.М., отказавшейся от апелляционного представления, полагающей решение подлежащим отмене в части расселения П., отказавшейся от переселения, П.Л.П., подтвердившей письменный отказ от расселения без членов ее семьи Т.Т.И. и Т.А., Ч.С., поддержавшего решение, Ш.Л., не согласной с решением, С.Е., Н.Ю., поддержавших решение, обсудив доводы жалобы, коллегия приходит к следующему.
В ст. 7 Конституции РФ предусмотрено, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Таким образом, первое из названных в комментируемой статье положений есть конституционное положение.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Каждый имеет право на уважение его жилища (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По смыслу указанных норм право на жилище включает в себя возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением, а также обеспечения жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой средой обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека. Жилищные права граждан охраняются законом. Действия, препятствующие осуществлению этих прав, запрещаются.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
При этом в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 г. N 376-О-П сказано, что эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования в отношении жильцов квартиры N адрес Ч.В., Ч.Д., Ч.С. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходил из того, что жилой дом, в котором проживают граждане, в интересах которых действует прокурор, является аварийным и непригодным для проживания и дальнейшее проживание их в занимаемых ими квартирах угрожает их жизни и здоровью.
Материалами дела установлена непригодность жилого дома N адрес для проживания в нем истцов. Данное существующее положение не соответствует требованиям ст. 7 Конституции РФ. Однако, возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены.
Доказательств, подтверждающих факт выполнения администрацией ГО г. Уфа требований ст. ст. 32, 85 - 87 ЖК РФ, суду не представлено.
С выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, а принятое по делу решение отвечающим требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы о непринятии Межведомственной комиссией Администрацией ГО г. Уфа решения о признании указанного жилого дома аварийным противоречит решению Совета городского округа г. Уфы от дата N ..., которым жилой адрес включен в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции на 2007 - 2015 годы по городскому округу г. Уфа", меры по исполнению которого до настоящего времени не приняты.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года".
В ходе осмотра здания и жилых помещений выявлено наличие трещин фундамента, стен, массовое разрушение крыши, отсутствие части настенных желобов, поражение гнилью и жучками, прогибы, просадки полов, трещины перекрытий, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
Жилищное законодательство исходит из необходимости обеспечить безопасность жилища. Используя доступные праву средства, оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и т.д. Соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам (п. 6 ст. 2 ЖК РФ), за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве (п. 7 ст. 2 ЖК РФ). Жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ). Законодательством предписывается, что при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ). Закон предусматривает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (ст. 85 ЖК РФ).
В силу действующего законодательства контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим требованиям, обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 6 ст. 2, ст. 86 ЖК РФ).
Принимая акты об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания орган местного самоуправления фактически признал обязанность по предоставлению истцам другого жилого помещения, поскольку спорный дом по своему техническому состоянию, как непригодный для проживания, подлежит отселению.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается опасность жилых помещений, в которых проживают истцы, для их жизни и здоровья по причине их аварийного состояния, однако с ... года мер по их расселению не предпринималось.
Довод апелляционной жалобы о непринятии Межведомственной комиссией Администрацией ГО г. Уфа решения о признании указанного жилого дома аварийным противоречит решению Совета городского округа г. Уфы от дата N ..., которым жилой дом N ... включен в подпрограмму "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции на 2007 - 2015 годы по городскому округу г. Уфа", меры по исполнению которого до настоящего времени не приняты.
В нарушение перечисленных требований Администрацией ГО г. Уфа решение о дальнейшем использовании жилого дома, сроках расселения жильцов дома до настоящего времени не принято. Жильцы продолжают проживать в аварийном доме.
Проживание в указанном доме является небезопасным, имеется угроза обрушения дома. При указанных обстоятельствах коллегия соглашается с выводом суда о допущенном Администрацией ГО г. Уфа бездействии по расселению жильцов Ч-ных, занимающих квартиру N ... на основании договора социального найма.
Вместе с тем, коллегия отмечает, что определением Ленинского районного суда г. Уфы от дата производство по гражданскому делу по иску прокурора в интересах П.Л.П. оставлено без рассмотрения, с ходатайством об отмене которого в суд она не обращалась, более того, в апелляционной инстанции она высказала письменное несогласие с расселением ее отдельно от членов семьи Т.А. и Т.Т.И., которые отказались от поддержания иска, в связи с чем коллегия полагает необходимым отменить решение в части расселения П.Л.П. и производство прекратить в связи с добровольным отказом П.Л.П. от расселения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330, 326 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Уфы от 01 июля 2013 года отменить в части обязания Администрации городского округа город Уфа расселить и предоставить жильцу дома N ... П.Л.П. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.
Принять отказ П.Л.П. от иска.
Производство по иску прокурора в интересах П.Л.П. к Администрации городского округа город Уфа, Администрации Ленинского района г. Уфа о признании бездействия по расселению, расселении П.Л.П. прекратить.
Принять отказ прокурора от апелляционного представления.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа, Администрации Ленинского района ГО г. Уфа - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА

Судьи
Н.Ю.ГОНТАРЬ
Г.А.МИХЛЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)