Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" июня 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню": Ештокиной А.Г. - представителя по доверенности от 08.08.2013 N 8,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года по делу N А33-12804/2012, принятое судьей Дьяченко С.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню" (ИНН 2463068923, ОГРН 1042402219408) (далее - ООО УК "Авеню", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" (ИНН 2465240626, ОГРН 1102468038232) (далее - ООО УК "ГрандЖилФонд", ответчик) об обязании передать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню" следующие документы на многоквартирный дом N 101, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Алексеева:
1) Поквартирные карточки (форма N 10);
2) Карточки прописки (форма N 16);
3) Паспорта на лифты дома N 101, по ул. Алексеева в г. Красноярске;
4) Договоры на выполнение работ по содержанию и обслуживанию дома, на ремонт дома за период с 07.01.2011 по 17.10.2012, акты выполненных работ к указанным договорам;
5) Проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом;
6) Акты приемки жилого дома от застройщика;
7) Акты приемки обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" жилого дома от ТСЖ "Наш двор";
8) Исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
9) Сметы работ на текущий и капитальный ремонт дома;
10) Акты технических осмотров дома (на предмет выявления технического состояния дома в 2011-2012 годах);
11) Журналы заявок жителей дома;
12) Технический паспорт на дом;
13) Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности с энергоснабжающими организациями;
14) Технические паспорта на: водомерный узел, узел учета тепловой энергии (на вводе в дом, расположенный в подвале первого подъезда дома), индивидуальный тепловой пункт;
15) Акт установки узлов учета тепловой энергии, отопления и горячего водоснабжения (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" обязано в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню" по акту передачи следующие документы на многоквартирный дом N 101, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Алексеева:
1) Поквартирные карточки (форма N 10);
2) Карточки прописки (форма N 16);
3) Паспорта на лифты дома N 101, по ул. Алексеева в г. Красноярске;
4) Договоры на выполнение работ по содержанию и обслуживанию дома, на ремонт дома за период с 07.01.2011 по 17.10.2012, акты выполненных работ к указанным договорам;
5) Проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом;
6) Акты приемки жилого дома от застройщика;
7) Акты приемки обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" жилого дома от ТСЖ "Наш двор";
8) Исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
9) Сметы работ на текущий и капитальный ремонт дома;
10) Акты технических осмотров дома (на предмет выявления технического состояния дома в 2011-2012 годах);
11) Журналы заявок жителей дома;
12) Технический паспорт на дом;
13) Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности с энергоснабжающими организациями;
14) Технические паспорта на: водомерный узел, узел учета тепловой энергии (на вводе в дом, расположенный в подвале первого подъезда дома), индивидуальный тепловой пункт;
15) Акт установки узлов учета тепловой энергии, отопления и горячего водоснабжения.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда от 24.02.2014 отменить, поскольку ответчик не был извещен надлежащим образом о рассмотрении настоящего дела, судебные акты по делу не получал, ответчик лишился на защиту своих прав.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что на общем собрании собственников помещений, проводимом в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012, собственники дома N 101 по ул. Алексеева приняли решение прекратить отношения по управлению домом с ООО УК "ГрандЖилФонд"; выбрать способ управления - управление управляющей компанией ООО УК "Авеню"; заключить договор на управление домом с ООО УК "Авеню" на срок 1 год. Поскольку ответчик не передал истцу техническую документацию, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно протоколу от 07.01.2011 N 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, NN 97, 99, 101, 103, проведенного в форме заочного голосования, принято решение о выборе управляющей компании ООО УК "ГрандЖилФонд" (л. д. 36-38).
Согласно протоколу подсчета итогов голосования о принятых решениях общего собрания собственников помещений по ул. Алексеева, д. 101, проводимого в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012, принято решение прекратить отношения по управлению домом, находящимся по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, с ООО УК "ГрандЖилФонд" и выбрать способ управления многоквартирным домом, находящимся по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, - управление управляющей компанией ООО УК "Авеню" (л. д. 39-40).
В материалы дела представлены бюллетени для заочного голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений ул. Алексеева, д. 101, проводимого с 28.05.2012 по 28.06.2012, а также сообщение о принятых решений от 29.06.2012, согласно которому количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании составило 4761,5 кв. м/70,1% от общего числа голосов в доме (л. д. 66-164).
29.06.2012 между собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101 (собственники помещений) и ООО УК "Авеню" (управляющая компания) заключен договор управления многоквартирным домом (л. д. 41-61).
Письмом от 05.07.2012 истец обратился к ответчику с уведомлением о необходимости передачи технической, бухгалтерской и иной документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, 101 (л. д. 62).
Ответчик направил истцу письмо от 03.07.2012 N 90, в котором просил предоставить заверенные копии бюллетеней для голосования собственников дома N 99 и N 101 по ул. Алексеева и указал, что требования являются невыполнимыми, так как не имеют под собой правового обоснования (л. д. 63).
Собственник квартиры в доме по ул. Алексеева, 101 Мальцева Е.А. обратилась с иском к Филиппенко С.А., Федоровой Л.В. о признании недействительным решения общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012 в форме заочного голосования по бюллетеням, оформленного протоколом подсчета итогов голосования о принятых решениях.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 02.09.2013, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований Мальцевой Е.А. отказано (л. д. 224-235).
Ссылаясь на неисполнение обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" обязанности, предусмотренной статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по передаче технической документации, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Красноярского края.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания указанной нормы права следует, что законодатель предоставил собственникам помещений в многоквартирном доме право в любое время изменить способ управления домом.
Если собственники помещений многоквартирного дома сочтут избранный ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его. Право выбирать способ управления предоставлено общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме на основании решения своего общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.
Как следует из материалов дела, на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, проведенного в форме заочного голосования, принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО УК "Авеню".
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Из данной нормы следует, что кворум определяется исходя из участия в голосовании собственников как жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.
В подтверждение того обстоятельства, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, в форме заочного голосования выбрали в качестве способа управления - управление ООО УК "Авеню", представлен протокол подсчета итогов голосования о принятых решениях общего собрания собственников помещений по ул. Алексеева, д. 101, проводимого в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012.
Кроме того, в материалы дела представлены бюллетени для заочного голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений ул. Алексеева, д. 101, проводимого с 28.05.2012 по 28.06.2012, а также сообщение о принятых решениях от 29.06.2012, согласно которым количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании, составило 4761,5 кв. м/70,1% от общего числа голосов в доме. Кворум имелся. За управление домом управляющей компанией ООО УК "Авеню" проголосовали собственники помещений, принявшие участие в голосовании, владеющие 4212,7 кв. м/88,5% от голосовавших.
Законность решений общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012, в установленном законом порядке проверена, подтверждена. Решением Советского районного суда г. Красноярска от 02.09.2013 по делу N 2-1037/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований Мальцевой Е.А. о признании недействительными решений общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012 в форме заочного голосования по бюллетеням, оформленного протоколом подсчета итогов голосования о принятых решениях, отказано.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д, 101, решили в одностороннем порядке прекратить отношения с ответчиком, определили способ управления - управление управляющей организацией ООО УК "Авеню", заключили договор управления с истцом, решения общего собрания, оформленные протоколом подсчета итогов голосования о принятых решениях общего собрания собственников помещений по ул. Алексеева, д. 101, проводимого в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012 в установленном законом порядке недействительными не признаны, у истца возникло право на управление указанным домом, а у ответчика - обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Учитывая, что техническая документация и иные документы не были переданы ответчиком истцу, исковые требования являются обоснованными.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В частности, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с разделом 1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документация жилых домов относятся:
- план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09.
В силу пункта 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент) должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, также являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Согласно пунктам 56, 58 Регламента административная процедура "Регистрация граждан по месту жительства" состоит, в том числе из оформления карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 и поквартирную карточку по форме N 10 или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11.
Исходя из указанных положений законодательства, государственная услуга по регистрационному учету граждан осуществляется уполномоченными государством органами и организациями, предназначена исключительно для граждан. Сторонами, оказывающими государственную услугу, являются государство и гражданин. При этом государство передало часть своих функций по регистрации граждан указанным выше уполномоченным организациям и должностным лицам (п. 4 Правил регистрации и п. 6 Регламента).
Лица, поименованные в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, осуществляют от имени и в интересах государства ряд предусмотренных Регламентом функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, что является их публично-правовой обязанностью.
Соответственно, выбор гражданами способа управления многоквартирным жилым домом путем заключения договора с управляющей компанией, в силу п. 4 Правил регистрации и пунктов 56, 58 Регламента возлагает на последнюю публично-правовое обязательство по оформлению и хранению карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, при этом указанные карточки хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию и являются элементом административно-правового порядка регистрации граждан.
Реализация указанного административно-правового порядка установлена государством в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Так как обязанности по регистрации возложены на организации, перечень которых установлен Правилами регистрации, Регламентом, и является исчерпывающим, деятельность указанных организаций по регистрации граждан является обязательной в силу административно-правовых норм.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец является управляющей организацией жилого фонда, следовательно, именно истец обязан осуществлять оформление и хранение карточек регистрации и поквартирных карточек.
Собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, принято решение о смене управляющей организации, ООО УК "Авеню" фактически осуществляет управление жилым домом.
Поскольку решения общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012, в установленном законом порядке недействительными не признаны, у истца возникло право на управление указанным домом, а у ответчика обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Учитывая, что техническая документация и иные документы не были переданы ответчиком истцу, исковые требования правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о рассмотрении настоящего дела является несостоятельным и опровергается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" указано, что при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121 и части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 этого Кодекса. При этом в качестве первого судебного акта рассматриваются, в частности, определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи; несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Материалы дела свидетельствуют о том, что определение Арбитражного суда Красноярского края от 15.08.2012 о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении дела к судебному разбирательству, направлено ответчику по его юридическому адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.07.2012, от 08.10.2012 (л. д. 5, 12-19, 180-183), получено ответчиком - ООО УК "ГрандЖилФонд" 17.08.2012 (л. д. 5). Кроме того, определение об отложении судебного разбирательства от 26.09.2012 также получено ответчиком (л. д. 295-296, 298). Таким образом, обязанность отслеживания информации о движении дела с использованием любых источников информации и средств связи возлагается на ответчика в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о начавшемся судебном процессе является необоснованным.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года по делу N А33-12804/2012 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года по делу N А33-12804/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.МАГДА
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2014 ПО ДЕЛУ N А33-12804/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу N А33-12804/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" июня 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню": Ештокиной А.Г. - представителя по доверенности от 08.08.2013 N 8,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года по делу N А33-12804/2012, принятое судьей Дьяченко С.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню" (ИНН 2463068923, ОГРН 1042402219408) (далее - ООО УК "Авеню", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" (ИНН 2465240626, ОГРН 1102468038232) (далее - ООО УК "ГрандЖилФонд", ответчик) об обязании передать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню" следующие документы на многоквартирный дом N 101, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Алексеева:
1) Поквартирные карточки (форма N 10);
2) Карточки прописки (форма N 16);
3) Паспорта на лифты дома N 101, по ул. Алексеева в г. Красноярске;
4) Договоры на выполнение работ по содержанию и обслуживанию дома, на ремонт дома за период с 07.01.2011 по 17.10.2012, акты выполненных работ к указанным договорам;
5) Проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом;
6) Акты приемки жилого дома от застройщика;
7) Акты приемки обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" жилого дома от ТСЖ "Наш двор";
8) Исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
9) Сметы работ на текущий и капитальный ремонт дома;
10) Акты технических осмотров дома (на предмет выявления технического состояния дома в 2011-2012 годах);
11) Журналы заявок жителей дома;
12) Технический паспорт на дом;
13) Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности с энергоснабжающими организациями;
14) Технические паспорта на: водомерный узел, узел учета тепловой энергии (на вводе в дом, расположенный в подвале первого подъезда дома), индивидуальный тепловой пункт;
15) Акт установки узлов учета тепловой энергии, отопления и горячего водоснабжения (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года исковые требования удовлетворены. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" обязано в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Авеню" по акту передачи следующие документы на многоквартирный дом N 101, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Алексеева:
1) Поквартирные карточки (форма N 10);
2) Карточки прописки (форма N 16);
3) Паспорта на лифты дома N 101, по ул. Алексеева в г. Красноярске;
4) Договоры на выполнение работ по содержанию и обслуживанию дома, на ремонт дома за период с 07.01.2011 по 17.10.2012, акты выполненных работ к указанным договорам;
5) Проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом;
6) Акты приемки жилого дома от застройщика;
7) Акты приемки обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" жилого дома от ТСЖ "Наш двор";
8) Исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
9) Сметы работ на текущий и капитальный ремонт дома;
10) Акты технических осмотров дома (на предмет выявления технического состояния дома в 2011-2012 годах);
11) Журналы заявок жителей дома;
12) Технический паспорт на дом;
13) Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности с энергоснабжающими организациями;
14) Технические паспорта на: водомерный узел, узел учета тепловой энергии (на вводе в дом, расположенный в подвале первого подъезда дома), индивидуальный тепловой пункт;
15) Акт установки узлов учета тепловой энергии, отопления и горячего водоснабжения.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение арбитражного суда от 24.02.2014 отменить, поскольку ответчик не был извещен надлежащим образом о рассмотрении настоящего дела, судебные акты по делу не получал, ответчик лишился на защиту своих прав.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу пояснил, что на общем собрании собственников помещений, проводимом в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012, собственники дома N 101 по ул. Алексеева приняли решение прекратить отношения по управлению домом с ООО УК "ГрандЖилФонд"; выбрать способ управления - управление управляющей компанией ООО УК "Авеню"; заключить договор на управление домом с ООО УК "Авеню" на срок 1 год. Поскольку ответчик не передал истцу техническую документацию, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела (отчетом о публикации судебных актов на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно протоколу от 07.01.2011 N 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, NN 97, 99, 101, 103, проведенного в форме заочного голосования, принято решение о выборе управляющей компании ООО УК "ГрандЖилФонд" (л. д. 36-38).
Согласно протоколу подсчета итогов голосования о принятых решениях общего собрания собственников помещений по ул. Алексеева, д. 101, проводимого в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012, принято решение прекратить отношения по управлению домом, находящимся по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, с ООО УК "ГрандЖилФонд" и выбрать способ управления многоквартирным домом, находящимся по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, - управление управляющей компанией ООО УК "Авеню" (л. д. 39-40).
В материалы дела представлены бюллетени для заочного голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений ул. Алексеева, д. 101, проводимого с 28.05.2012 по 28.06.2012, а также сообщение о принятых решений от 29.06.2012, согласно которому количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании составило 4761,5 кв. м/70,1% от общего числа голосов в доме (л. д. 66-164).
29.06.2012 между собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101 (собственники помещений) и ООО УК "Авеню" (управляющая компания) заключен договор управления многоквартирным домом (л. д. 41-61).
Письмом от 05.07.2012 истец обратился к ответчику с уведомлением о необходимости передачи технической, бухгалтерской и иной документации на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, 101 (л. д. 62).
Ответчик направил истцу письмо от 03.07.2012 N 90, в котором просил предоставить заверенные копии бюллетеней для голосования собственников дома N 99 и N 101 по ул. Алексеева и указал, что требования являются невыполнимыми, так как не имеют под собой правового обоснования (л. д. 63).
Собственник квартиры в доме по ул. Алексеева, 101 Мальцева Е.А. обратилась с иском к Филиппенко С.А., Федоровой Л.В. о признании недействительным решения общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012 в форме заочного голосования по бюллетеням, оформленного протоколом подсчета итогов голосования о принятых решениях.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 02.09.2013, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований Мальцевой Е.А. отказано (л. д. 224-235).
Ссылаясь на неисполнение обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГрандЖилФонд" обязанности, предусмотренной статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по передаче технической документации, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Красноярского края.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания указанной нормы права следует, что законодатель предоставил собственникам помещений в многоквартирном доме право в любое время изменить способ управления домом.
Если собственники помещений многоквартирного дома сочтут избранный ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его. Право выбирать способ управления предоставлено общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме на основании решения своего общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.
Как следует из материалов дела, на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, проведенного в форме заочного голосования, принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО УК "Авеню".
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Из данной нормы следует, что кворум определяется исходя из участия в голосовании собственников как жилых, так и нежилых помещений многоквартирного дома.
В подтверждение того обстоятельства, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, в форме заочного голосования выбрали в качестве способа управления - управление ООО УК "Авеню", представлен протокол подсчета итогов голосования о принятых решениях общего собрания собственников помещений по ул. Алексеева, д. 101, проводимого в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012.
Кроме того, в материалы дела представлены бюллетени для заочного голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений ул. Алексеева, д. 101, проводимого с 28.05.2012 по 28.06.2012, а также сообщение о принятых решениях от 29.06.2012, согласно которым количество голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании, составило 4761,5 кв. м/70,1% от общего числа голосов в доме. Кворум имелся. За управление домом управляющей компанией ООО УК "Авеню" проголосовали собственники помещений, принявшие участие в голосовании, владеющие 4212,7 кв. м/88,5% от голосовавших.
Законность решений общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012, в установленном законом порядке проверена, подтверждена. Решением Советского районного суда г. Красноярска от 02.09.2013 по делу N 2-1037/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований Мальцевой Е.А. о признании недействительными решений общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012 в форме заочного голосования по бюллетеням, оформленного протоколом подсчета итогов голосования о принятых решениях, отказано.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д, 101, решили в одностороннем порядке прекратить отношения с ответчиком, определили способ управления - управление управляющей организацией ООО УК "Авеню", заключили договор управления с истцом, решения общего собрания, оформленные протоколом подсчета итогов голосования о принятых решениях общего собрания собственников помещений по ул. Алексеева, д. 101, проводимого в заочной форме с 28.05.2012 по 28.06.2012 в установленном законом порядке недействительными не признаны, у истца возникло право на управление указанным домом, а у ответчика - обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Учитывая, что техническая документация и иные документы не были переданы ответчиком истцу, исковые требования являются обоснованными.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В частности, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с разделом 1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документация жилых домов относятся:
- план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09.
В силу пункта 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент) должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, также являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Согласно пунктам 56, 58 Регламента административная процедура "Регистрация граждан по месту жительства" состоит, в том числе из оформления карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 и поквартирную карточку по форме N 10 или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11.
Исходя из указанных положений законодательства, государственная услуга по регистрационному учету граждан осуществляется уполномоченными государством органами и организациями, предназначена исключительно для граждан. Сторонами, оказывающими государственную услугу, являются государство и гражданин. При этом государство передало часть своих функций по регистрации граждан указанным выше уполномоченным организациям и должностным лицам (п. 4 Правил регистрации и п. 6 Регламента).
Лица, поименованные в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, осуществляют от имени и в интересах государства ряд предусмотренных Регламентом функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, что является их публично-правовой обязанностью.
Соответственно, выбор гражданами способа управления многоквартирным жилым домом путем заключения договора с управляющей компанией, в силу п. 4 Правил регистрации и пунктов 56, 58 Регламента возлагает на последнюю публично-правовое обязательство по оформлению и хранению карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, при этом указанные карточки хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию и являются элементом административно-правового порядка регистрации граждан.
Реализация указанного административно-правового порядка установлена государством в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Так как обязанности по регистрации возложены на организации, перечень которых установлен Правилами регистрации, Регламентом, и является исчерпывающим, деятельность указанных организаций по регистрации граждан является обязательной в силу административно-правовых норм.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец является управляющей организацией жилого фонда, следовательно, именно истец обязан осуществлять оформление и хранение карточек регистрации и поквартирных карточек.
Собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 101, принято решение о смене управляющей организации, ООО УК "Авеню" фактически осуществляет управление жилым домом.
Поскольку решения общего собрания собственников жилых (нежилых) помещений в доме по ул. Алексеева, 101, проведенного в период с 28.05.2012 по 28.06.2012, в установленном законом порядке недействительными не признаны, у истца возникло право на управление указанным домом, а у ответчика обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.
Учитывая, что техническая документация и иные документы не были переданы ответчиком истцу, исковые требования правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о рассмотрении настоящего дела является несостоятельным и опровергается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" указано, что при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121 и части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 этого Кодекса. При этом в качестве первого судебного акта рассматриваются, в частности, определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи; несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Материалы дела свидетельствуют о том, что определение Арбитражного суда Красноярского края от 15.08.2012 о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении дела к судебному разбирательству, направлено ответчику по его юридическому адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.07.2012, от 08.10.2012 (л. д. 5, 12-19, 180-183), получено ответчиком - ООО УК "ГрандЖилФонд" 17.08.2012 (л. д. 5). Кроме того, определение об отложении судебного разбирательства от 26.09.2012 также получено ответчиком (л. д. 295-296, 298). Таким образом, обязанность отслеживания информации о движении дела с использованием любых источников информации и средств связи возлагается на ответчика в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о начавшемся судебном процессе является необоснованным.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года по делу N А33-12804/2012 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (ответчика).
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2014 года по делу N А33-12804/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.МАГДА
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)