Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.06.2014 ПО ДЕЛУ N А36-1638/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. по делу N А36-1638/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Степиной Л.В.
судей Смолко С.И., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (пр. Победы, д. 87а, г. Липецк, 398024, ИНН 482201340, ОГРН 1064823002936) - Логунова А.В. - представитель (доверенность N 7 от 20.02.2014, сроком до 31.12.2014);
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (пл. Плеханова, д. 1, г. Липецк, 398050, ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" (ул. 50 лет НЛМК, д. 33, г. Липецк, 398001) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.07.2013 (судья Захарова Е.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А36-1638/2013,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее по тексту - ООО "ГЭСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС по Липецкой области, антимонопольный орган) от 29.03.2013, принятого по результатам рассмотрения антимонопольного дела N 19, и предписания от 29.03.2013 N 19.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания "Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра - "Липецкэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", филиал).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты, и принять новое решение об удовлетворении требований.
УФАС по Липецкой области и ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Антимонопольный орган заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия вышепоименованных лиц в соответствии со статьей 156, 284 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, проверив согласно статье 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом рассмотрено заявление филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" о том, что ООО "ГЭСК" уклоняется от представления информации о показаниях расчетных приборов по его письменным запросам.
По результатам рассмотрения дела о нарушении ООО "ГЭСК" антимонопольного законодательства, УФАС по Липецкой области приняло решение от 29.03.2013 о признании общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции или Закон N 135-ФЗ) и выдало предписание.
В действиях общества антимонопольный орган усмотрел злоупотребление доминирующим положением и ущемление интересов других лиц путем непредставления филиалу ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" информации в соответствии с пунктом 162 "Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), о показаниях расчетных приборов.
Согласно предписанию УФАС по Липецкой области от 29.03.2013 N 19 заявитель обязан в срок до 15.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, направив в адрес филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" информацию о показаниях расчетных приборов в соответствии с требованиями пункта 162 Основных положений.
Общество оспорило решение и предписание антимонопольного органа в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в действиях заявителя признаков нарушений запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов мотивированы следующим.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Пленум ВАС РФ N 30) даны разъяснения, согласно которым арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона N 135-ФЗ, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 арбитражным судам при рассмотрении дел, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, выражающимися в злоупотреблении хозяйствующим субъектом доминирующим положением, надлежит учитывать то, что условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
ООО "ГЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке поставки электрической энергии в границах города Липецка долю более 65 процентов.
Между сторонами заключен договор от 25.01.2008 об оказании услуг по передаче электроэнергии, в соответствии с которым ОАО "МРСК Центра" в лице своего филиала - "Липецкэнерго" (исполнитель) обязуется оказывать ООО "ГЭСК" (заказчику) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, заключивших с исполнителем договоры об организации передачи электрической энергии (перечислены в приложении N 15), а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
08.02.2008 между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Липецкэнерго", ООО "ГЭСК" и ООО "ЛГЭК" заключено соглашение о взаимодействии сторон по передаче электрической энергии.
Между теми же лицами 01.01.2010 заключено дополнительное соглашение об изменении условий соглашения о взаимодействии сторон по передаче электрической энергии, и принят Регламент снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии по сетям ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" и объемов отпуска электрической энергии из сетей ОАО "ЛГЭК".
В силу пункта 159 Основных положений, в редакции Постановлений Правительства РФ по состоянию на 30.01.2013, обмен показаниями расчетных и контрольных приборов учета, включая предоставление удаленного доступа для получения данных систем учета, осуществляется без взимания платы между субъектами розничного рынка в рамках заключенных ими договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии с системным оператором в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России, а также в случаях, установленных в настоящем разделе.
Если иное не установлено в настоящем разделе или в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, договоре оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашении о технологическом взаимодействии с системным оператором в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России, собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обеспечивают снятие показаний такого прибора учета и представление его показаний другой стороне договора (далее - лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета) в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором.
Согласно пункту 162 Основных положений, если иные время и дата передачи показаний расчетных приборов учета не установлены договором оказания услуг по передаче электрической энергии, гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) до окончания 2-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, передает сетевой организации, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении потребителей (кроме указанных в абзаце третьем настоящего пункта), сведения о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученные им от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, а также не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом, передает в указанную сетевую организацию в согласованной с ней форме (в виде электронного документа или документа на бумажном носителе) копии актов снятия показаний расчетных приборов учета, в том числе используемых в соответствии с настоящим документом в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных им от таких потребителей.
При непредставлении в установленные сроки гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) копий указанных актов сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях определения фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства данной сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении тех точек поставки, по которым не представлены копии указанных актов, в соответствии с пунктом 166 настоящего документа.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива.
Реестр должен содержать информацию об адресе каждого многоквартирного дома, жилого дома и номера помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия в реестре данных об объеме потребления электрической энергии в каком-либо жилом доме или помещении в многоквартирном доме сетевая организация определяет объем потребления электрической энергии в целях расчета фактических потерь электрической энергии, возникших за расчетный период в объектах электросетевого хозяйства этой сетевой организации, а также объем оказанных услуг по передаче электрической энергии в отношении таких жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с порядком определения объема потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предусмотренным Правилами представления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, для случаев непредоставления потребителями коммунальных услуг показаний приборов учета. По письменному запросу сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 5 рабочих дней представляет ей копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых домах и помещениях в многоквартирных домах, указанные гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в реестре, но не более чем по 20 процентам точек поставки, содержащихся в реестре.
Сетевая организация, получившая от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) указанные в настоящем пункте сведения о показаниях приборов учета и копии актов снятия показаний приборов учета, полученные от потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации, обязана в течение 1 рабочего дня после их получения передать их в адрес той сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей.
Учитывая приведенные положения нормативного акта, суды обеих инстанций обоснованно указали на обязанность ООО "ГЭСК" представлять данную информацию в сетевую организацию ОАО "МРСК Центра" в лице своего филиала - "Липецкэнерго".
Между тем документы, подтверждающие направление информации о показаниях расчетных приборов, представлены не в полном объеме и не соответствуют требованиям пункта 162 Основных положений.
Как установил суд, ООО "ГЭСК" представило информацию в электронном виде за сентябрь 2012 г. в нечитаемом формате, информация о показаниях расчетных приборов учета за октябрь 2012 г. отсутствовала, часть лицевых счетов обезличена, что привело к невозможности проверки наличия заключенных договоров, часть строк имела двойные значения и вносила неопределенность, так как не позволяла определить, какие показания являлись расчетными. Кроме того, Обществом нарушены сроки представления информации за февраль 2013 г.
Доказательств представления запрашиваемой информации соответствующей требованиям пункта 162 Основных положений материалы дела не содержат.
Ввиду изложенного суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно заключили, что общество нарушило императивную норму пункта 162 Основных положений, обязательную для исполнения.
При этом суды двух инстанций указали, что действия ООО "ГЭСК" по неисполнению обязанности, указанной в упомянутом выше пункте Основных правил, привели к ущемлению прав и интересов филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго", поскольку в связи с непредставлением сведений о показаниях расчетных приборов учета, в том числе используемых в качестве расчетных контрольных приборов учета, полученных от потребителей в рамках заключенных с ними договоров энергоснабжения, искусственно увеличивает объем потерь ОАО "МРСК Центра", способствует образованию задолженности за услуги по передаче электрической энергии, влечет увеличение тарифов за услуги по передаче электрической энергии.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что в действиях общества имеется нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и обоснованно отказали обществу в удовлетворении его требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иная оценка установленных судами первой и апелляционной инстанции фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в ней не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.07.2013 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу N А36-1638/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
С.И.СМОЛКО
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)