Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-981/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. по делу N 33-981/2014


Судья Ваншейд А.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Дмитриевой О.С., Блинова В.А.
при секретаре А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 сентября 2013 года
по делу по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах К.Н., К.В. к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула, ООО "Южком" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету компенсации расходов на оплату жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г. Барнаула в интересах К.Н., К.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула, ООО "Южком" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету компенсации расходов на оплату жилого помещения.
В обоснование требований указал, что К.Н., К.В. являются ветеранами труда, проживают в г. Барнауле по адресу: <адрес> и являются получателями льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Жилой дом, в котором проживают истцы, находится на обслуживании ООО "Южком". Установлено, что компенсация по оплате жилых помещений начисляется К.Н. с ДД.ММ.ГГ, исходя из льготной площади, на которую предоставляется компенсация, - 20 кв. м; с ДД.ММ.ГГ - 8,67 кв. м, К.В. с ДД.ММ.ГГ - 8,67 кв. м. То есть не в размере 50 процентов жилого помещения на 20 кв. м льготной площади каждому, а с учетом количества проживающих в квартире лиц - 7 человек: 1 чел. = 8,67 кв. м.
Прокурор, с учетом уточнения требований, просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула по назначению К.Н. с ДД.ММ.ГГ и К.В. с ДД.ММ.ГГ льготной площади в размере 8,67 кв. м на оплату жилого помещения каждому; обязать Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула произвести К.Н. с ДД.ММ.ГГ, К.В. с ДД.ММ.ГГ назначение льготной площади на оплату жилого помещения по 20 кв. м каждому; обязать ООО "Южком" произвести К.Н. с ДД.ММ.ГГ и К.В. с ДД.ММ.ГГ расчет компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50% исходя из льготной площади - 20 кв. м каждому; обязать Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула произвести К.Н. с ДД.ММ.ГГ и К.В. с ДД.ММ.ГГ назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50% исходя из льготной площади 20 кв. м каждому за счет средств краевого бюджета.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края 25 сентября 2013 года исковые требования прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах К.Н., К.В. удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула по назначению К.Н. с ДД.ММ.ГГ и К.В. с ДД.ММ.ГГ льготной площади в размере 8,67 кв. м на оплату жилого помещения каждому.
На Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула возложена обязанность произвести К.Н. с ДД.ММ.ГГ, К.В. с ДД.ММ.ГГ назначение льготной площади на оплату жилого помещения исходя из принадлежности К.Н. - <данные изъяты> доли в праве собственности, К.В. - <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> но в пределах нормативной площади 20 кв. м каждому.
На ООО "Южком" возложена обязанность произвести К.Н. с ДД.ММ.ГГ, К.В. с ДД.ММ.ГГ расчет компенсации расходов по оплате жилого помещения в размере 50% каждому, исходя из принадлежности К.Н. - <данные изъяты> доли в праве собственности, К.В. - <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, но в пределах нормативной площади 20 кв. м.
На Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула возложена обязанность назначить К.Н. с ДД.ММ.ГГ, К.В. с ДД.ММ.ГГ компенсацию расходов на оплату жилого помещения в размере 50% каждому за счет средств краевого бюджета исходя из принадлежности К.Н. - <данные изъяты> доли в праве собственности, К.В. - <данные изъяты> в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, но в пределах нормативной площади 20 кв. м.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула просит решение отменить, ссылаясь на то, что действующим законодательством предусмотрена равная обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг всех проживающих в жилом помещении, распространение мер социальной поддержки предусмотрено непосредственно на ветерана труда. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации-поставщики услуг. Прокурором не анализируются произведенные организацией-поставщиком расчеты денежных эквивалентов, не приводятся доказательства, указывающие на неправильность этих расчетов, самостоятельные расчеты прокурором не произведены.
Третье лицо - Главалтайсоцзащита просит решение отменить, ссылаясь на то, что стандарт нормативной площади жилого помещения является верхней границей площади, на которую может быть предоставлена компенсация; предоставление компенсации с учетом доли в праве собственности не основано на нормах закона, согласно которому меры социальной поддержки предоставляются вне зависимости от наличия у льготополучателя права собственности на жилье. Поскольку совместно с истцами в жилом помещении в спорный период проживало еще 5 человек, являющихся членами их семьи и несущих равную обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг, то предоставление ветеранам компенсации без учета доли членов семьи в расходах по оплате коммунальных услуг противоречит закону.
В возражениях участвовавший в деле прокурор просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав прокурора Текутьеву Я.В., возражавшую против их удовлетворения, представителя ответчика А.О., поддержавшую доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы К.Н., К.В. являются ветеранами труда, зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес> при этом К.Н. принадлежит <данные изъяты> доля в праве собственности, К.В. - <данные изъяты> доля в данном жилом помещении.
ООО "Южком" осуществляет функции по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, раб. <адрес>.
Согласно информации о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", истцам льгота по оплате жилого помещения с ДД.ММ.ГГ назначена исходя из льготной площади 8,67 кв. м с учетом того, что в квартире проживает 7 человек.
В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действующей с 25.07.2012), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в пределах установленных краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения предоставляются независимо от вида жилищного фонда и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно ст. 13 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого Решением Барнаульской городской Думы от 20.06.2008 N 789, в числе находящихся на территории города Барнаула и не являющихся муниципальными образованиями сельских населенных пунктов и поселков указан <адрес>.
Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09.1997 N 251 "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с 01.09.1997 по 13.06.2012, установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающей в рабочих поселках и сельских населенных пунктах.
Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012 N 239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", действующим с 14.06.2012, установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населенном пункте, расположенном на территории городского округа.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет денежного эквивалента по оплате жилого помещения не зависит от количества зарегистрированных в квартире лиц, в связи с чем при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из общей площади жилого помещения 60,70 кв. м, количества льготников, их доли в праве собственности на квартиру, а также стандарта нормативной площади жилого помещения (до 13.06.2012 - краевого стандарта социальной нормы площади жилья), установленного в размере 20 кв. м общей площади жилого помещения для одного члена семьи,
Указанный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством распространение мер социальной поддержки предусмотрено непосредственно на ветерана труда, а в жилом помещении в спорный период проживало 7 человек, судебной коллегией отклоняются, поскольку суд, принимая решение, исходил из права на получение компенсации 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилого помещения самих ветеранов труда, указанную меру социальной поддержки на членов их семьи не распространил.
Довод жалобы третьего лица о том, что стандарт нормативной площади жилого помещения является верхней границей площади, на которую может быть предоставлена компенсация, не может служить основанием к отмене состоявшегося судебного постановления, поскольку суд, устанавливая право истцов на компенсацию расходов по оплате жилого помещения в пределах нормативной площади 20 кв. м каждому, не вышел за пределы, установленные законом.
Довод жалобы о том, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями-поставщиками услуг, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (пункт 3 статьи 4).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (пункт 7 статьи 4).
Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (пункт 8 статьи 4).
Согласно п. 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N 126, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно приведенным выше нормативно-правовым актам организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки, право определять объем льготы им не предоставлено.
В материалах дела имеются решения Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцам, а также информация о данных, занесенных в программный комплекс "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в которых имеется строка о размере общей площади 60,70 кв. м, количестве проживающих, а также о размере льготной площади по жилью за спорные периоды - 8,67 кв. м.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, доказательства, указывающие на неправильность расчетов денежных эквивалентов, произведенных организациями-поставщиками услуг, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку суд первой инстанции установил, что действиями ответчиков были нарушены права истцов на получение в полном объеме предусмотренной законом льготы по оплате жилого помещения в спорные периоды, в связи с чем обязал ООО "Южком" произвести истцам перерасчет денежного эквивалента 50% льготы на оплату жилого помещения исходя из принадлежности истцам долей в праве собственности на жилье в пределах нормативной площади 20 кв. м за указанные периоды, а Управление социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула - произвести К.Н., К.В. выплату недополученной суммы компенсации.
Довод жалобы о том, что действующим законодательством предусмотрена равная обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг всех проживающих в жилом помещении, основан на неверном толковании законодательства.
Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Центральному району г. Барнаула, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 25 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)