Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления от 14 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Карасева В.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
- от Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Стецкая Т.А., представитель по дов. от 26.03.2007 N 04.0-2181; Кройтор В.В., представитель по дов. от 26.03.2007 N 04.0-2180;
- от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам": Долженко Ю.Е., представитель по дов. от 09.01.2007 N 7
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю на решение от 26 июля 2007 года
по делу N А73-13789/2006-21
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Сумин Д.Ю.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
о признании недействительным предписания руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 17.11.2006 N 4.0-8089
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", предприятие) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее Роспотребнадзор) от 17.11.2006 N 4.0-8089.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Роспотребнадзор подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" с жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фона, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
В соответствии с пунктом 3.2.9 Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Как следует из материалов дела, Роспотребнадзором по Хабаровскому краю проведена проверка МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", в ходе которой установлено, что в доме N 60 по ул. Суворова в г. Хабаровске в 2002-2005 годах не проводились косметический ремонт подъездов, а также внешнее благоустройство.
По результатам проверки вынесено оспариваемое по настоящему делу предписание от 17.11.2006 N 4.0-8089, которым МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" предписано: 1. произвести перерасчет и снижение оплаты за содержание и ремонт жилого помещения за неоказанные услуги по косметическому ремонту подъездов и внешнему благоустройству придомовой территории жителям, проживающим по адресу ул. Суворова, 60 за период с 04.05.2006 до проведения указанных работ, 2. предусмотреть оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме жителям, проживающим по адресу ул. Суворова, 60 в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, вынося указанное предписание, Роспотребнадзором по Хабаровскому краю не учтены изменения жилищного законодательства, связанные с введением в действие с 01.03.2005 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее ЖК РФ).
Так, согласно статье 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно статье 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 ЖК РФ).
К компетенции собрания относится, в частности, выбор управляющей организации и заключение с ней договора (ст. 162 ЖК РФ).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 12 которых собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для выполнения таких работ.
Также Правила содержат пункт 17, согласно которому собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В доме по ул. Суворова, 60 в собственности граждан находятся 65,9% квартир. Договор с МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", как с управляющей организацией, действует только с 14.01.2007.
Поскольку до 14.01.2007 собственники помещений на общем собрании не определили управляющую организацию, а также не утвердили перечень услуг и работ, размер их финансирования, МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" самостоятельно, на основе имеющихся заявок и состояния дома, определило объем необходимых работ по дому и выполнило его, согласовав с органом местного самоуправления.
Так, согласно актам приемки, были выполнены работы по ремонту мягкой кровли, замене розлива горячего и холодного водоснабжения и отопления, в том числе подъездного. Указанные работы приложением N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда отнесены к текущему ремонту инженерных систем. При этом работы выполнены на сумму 1 188 450 руб., что превышает сборы на содержание и ремонт жилого фонда по данному дому за 2004-2006 годы.
Таким образом, предписание Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в части произведения перерасчета и снижения оплаты за содержание и ремонт жилого помещения за неоказанные услуги противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку ремонтные работы произведены.
Выполнение предписания в данной части приведет к возложению расходов за выполненные работы на управляющую организацию, в нарушение норм ЖК РФ, согласно которым бремя содержания общего имущества несут собственники жилого помещения.
Также является незаконным и пункт 2 предписания.
Решение вопросов содержания общего имущества в многоквартирном доме, выбора управляющей организации и утверждение перечня необходимых работ, услуг относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений.
Согласно пункту 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Издав предписание об обязании МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" выполнить работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. Суворова, 60, Роспотребнадзор по Хабаровскому краю вышел за пределы своих полномочий, поскольку обязать управляющую организацию выполнить какие-либо работы вправе только собственники жилых помещений на общем собрании.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, оставлению в силе.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края 26 июля 2007 года по делу N А73-13789/2006-21 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
В.Ф.КАРАСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.11.2007 N 06АП-А73/2007-2/781 ПО ДЕЛУ N А73-13789/2006-21
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2007 г. N 06АП-А73/2007-2/781
Резолютивная часть постановления от 14 ноября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.
Судей: Меркуловой Н.В., Карасева В.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании:
- от Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Стецкая Т.А., представитель по дов. от 26.03.2007 N 04.0-2181; Кройтор В.В., представитель по дов. от 26.03.2007 N 04.0-2180;
- от Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам": Долженко Ю.Е., представитель по дов. от 09.01.2007 N 7
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю на решение от 26 июля 2007 года
по делу N А73-13789/2006-21
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Сумин Д.Ю.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
о признании недействительным предписания руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 17.11.2006 N 4.0-8089
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", предприятие) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее Роспотребнадзор) от 17.11.2006 N 4.0-8089.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Роспотребнадзор подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" с жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фона, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
В соответствии с пунктом 3.2.9 Правил периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Как следует из материалов дела, Роспотребнадзором по Хабаровскому краю проведена проверка МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", в ходе которой установлено, что в доме N 60 по ул. Суворова в г. Хабаровске в 2002-2005 годах не проводились косметический ремонт подъездов, а также внешнее благоустройство.
По результатам проверки вынесено оспариваемое по настоящему делу предписание от 17.11.2006 N 4.0-8089, которым МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" предписано: 1. произвести перерасчет и снижение оплаты за содержание и ремонт жилого помещения за неоказанные услуги по косметическому ремонту подъездов и внешнему благоустройству придомовой территории жителям, проживающим по адресу ул. Суворова, 60 за период с 04.05.2006 до проведения указанных работ, 2. предусмотреть оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме жителям, проживающим по адресу ул. Суворова, 60 в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, вынося указанное предписание, Роспотребнадзором по Хабаровскому краю не учтены изменения жилищного законодательства, связанные с введением в действие с 01.03.2005 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (далее ЖК РФ).
Так, согласно статье 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно статье 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 ЖК РФ).
К компетенции собрания относится, в частности, выбор управляющей организации и заключение с ней договора (ст. 162 ЖК РФ).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 12 которых собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для выполнения таких работ.
Также Правила содержат пункт 17, согласно которому собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В доме по ул. Суворова, 60 в собственности граждан находятся 65,9% квартир. Договор с МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", как с управляющей организацией, действует только с 14.01.2007.
Поскольку до 14.01.2007 собственники помещений на общем собрании не определили управляющую организацию, а также не утвердили перечень услуг и работ, размер их финансирования, МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" самостоятельно, на основе имеющихся заявок и состояния дома, определило объем необходимых работ по дому и выполнило его, согласовав с органом местного самоуправления.
Так, согласно актам приемки, были выполнены работы по ремонту мягкой кровли, замене розлива горячего и холодного водоснабжения и отопления, в том числе подъездного. Указанные работы приложением N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда отнесены к текущему ремонту инженерных систем. При этом работы выполнены на сумму 1 188 450 руб., что превышает сборы на содержание и ремонт жилого фонда по данному дому за 2004-2006 годы.
Таким образом, предписание Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в части произведения перерасчета и снижения оплаты за содержание и ремонт жилого помещения за неоказанные услуги противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку ремонтные работы произведены.
Выполнение предписания в данной части приведет к возложению расходов за выполненные работы на управляющую организацию, в нарушение норм ЖК РФ, согласно которым бремя содержания общего имущества несут собственники жилого помещения.
Также является незаконным и пункт 2 предписания.
Решение вопросов содержания общего имущества в многоквартирном доме, выбора управляющей организации и утверждение перечня необходимых работ, услуг относится к компетенции общего собрания собственников жилых помещений.
Согласно пункту 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Издав предписание об обязании МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" выполнить работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по ул. Суворова, 60, Роспотребнадзор по Хабаровскому краю вышел за пределы своих полномочий, поскольку обязать управляющую организацию выполнить какие-либо работы вправе только собственники жилых помещений на общем собрании.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное, оставлению в силе.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края 26 июля 2007 года по делу N А73-13789/2006-21 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
Н.В.МЕРКУЛОВА
В.Ф.КАРАСЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)