Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.01.2014 N 33-624/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. N 33-624/2014


Судья: Фролова Н.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего - Котликовой О.П.,
судей - Мокрушиной В.П., Пасынковой О.М.,
при секретаре - Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя З.В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 22 ноября 2013 года по делу по заявлению З.В.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

установила:

Постановлением администрации Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** З.В.В. отказано в выдаче акта о вводе в эксплуатацию нежилых помещений Н-11, Н-12 по <адрес> со ссылкой на не представление проекта перепланировки и переустройства, на основании которого в *** году был разрешен перевод квартир NN *** в нежилые помещения.
З.В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным названного постановления, возложении на администрацию Железнодорожного района города Барнаула обязанности выдать акт о вводе в эксплуатацию нежилых помещений магазина Н11 и Н12.
В обоснование заявленных требований указал на то, что является собственником квартир *** и *** в <адрес> в <адрес>. На основании постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ "О переводе квартир *** и *** в <адрес> в нежилое помещение" произвел перепланировку и переустройство данных квартир, возвел примыкающее к ним крыльцо. Оспариваемый отказ не соответствует закону, поскольку проект 2003 года находится в архиве Комитета по архитектуре и градостроительству города Барнаула и в случае необходимости администрация района должна была самостоятельно истребовать его. Кроме того, впоследствии в 2007 году составлялся иной проект, содержащийся в градостроительном деле и согласованный в установленном порядке. Фактически перепланировка и переустройство были произведены по проекту 2013 года, который предоставлялся в администрацию вместе с заявлением. Права собственников помещений многоквартирного дома произведенными работами, в том числе обустройством крыльца, не нарушены, последними дано согласие на эти работы в 2007 году. Оспариваемое решение препятствует получению свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 22 ноября 2013 года заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе З.В.В. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что им не дана надлежащая оценка, дополнительно указывает на то, что проект перепланировки и переустройства 2003 года не мог быть у него истребован, поскольку действовавшим законодательством до вынесения постановления о переводе жилых помещений в нежилые представление рабочего проекта перепланировки и переустройства с описанием необходимых работ не предусматривалось; новый эскизный проект от 15 мая 2007 года был утвержден; при приеме заявления ему не сообщалось об отсутствии каких-либо документов; проекта 2013 года достаточно для установления факта выполненных работ по перепланировке и переустройству и ввода объекта в эксплуатацию; вывод суда о том, что проект 2013 года в администрацию района при подаче заявления не представлялся является ошибочным; согласно Административному регламенту при подаче заявления о выдаче акта приемочной комиссии к заявлению необходимо приложить лишь выписку из технического паспорта по факту проведения перепланировки и переустройства и акт освидетельствования выполненных работ.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Железнодорожного района города Барнаула просит об оставлении решения суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления, судья районного суда исходил из того, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству.
Судебная коллегия находит данный вывод ошибочным.
Как следует из материалов дела, З.В.В. является собственником квартир *** и *** в <адрес> с ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ - соответственно.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** З.В.В. разрешено перевести вышеуказанные квартиры в нежилое помещение для использования под вид деятельности, указанный в протоколе постоянно действующей комиссии. При этом З.В.В. предписано выполнить предложения постоянно действующей комиссии Железнодорожного района, заключить договор на обслуживание, содержание помещения и прилегающей территории с балансодержателем, а администрации Железнодорожного района города Барнаула после выполнения собственником данных действий - обеспечить оформление государственной комиссией акта ввода в эксплуатацию нежилого помещения.
ДД.ММ.ГГ З.В.В. обратился в администрацию Железнодорожного района города Барнаула с заявлением о выдаче акта о вводе в эксплуатацию вышеуказанных нежилых помещений с приложением, в том числе выписок из технического паспорта, технического заключения по выполненным перепланировке и переустройству нежилых помещений.
По результатам рассмотрения заявления принято оспариваемое постановление.
В соответствии со ст. 9 ЖК РСФСР, в действовавшей с 31 января 2003 года до 26 июля 2004 года редакции, в исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в статье 8 настоящего Кодекса.
Как следует из п. 2.1 - 2.4 Положения о порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые в г. Барнауле, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 23 октября 2001 года N 170 "О принятии и осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по исключению из жилищного фонда жилых домов и жилых помещений, по переводу жилых домов и жилых помещений в нежилые", в действовавшей на день вынесения администрацией города Барнаула вышеуказанного постановления редакции, заключение о возможности перевода без переоборудования, либо с переоборудованием жилого дома, помещения в нежилое дает постоянно действующая комиссия, утвержденная постановлением главы администрации района.
Собственник жилого здания (помещения) обязан представить в комиссию следующие документы: заявление на имя председателя постоянно действующей комиссии с просьбой дать заключение о возможности перевода данного объекта из жилого в разряд нежилых с указанием цели дальнейшего его использования; свидетельство о праве собственности на данный объект, выданное Барнаульским городским филиалом Алтайского краевого центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; технический паспорт (выписку из технического паспорта) на здание (помещение); эскизный проект использования и реконструкции помещения, согласованный с Главным управлением архитектуры и градостроительства; письменное согласие собственников квартир (собственников нежилых помещений), прилегающих к помещению, переводимому в нежилое; документы, свидетельствующие об обеспечении членов его семьи иным жильем по нормам жилой площади, предусмотренным законодательством РФ.
Члены комиссии в пределах своей компетенции по поручению председателя комиссии готовят необходимые документы (предложения, заключения).
Окончательное заключение принимается комиссией коллегиально в 30-дневный срок с момента представления документов, указанных в п. 2.2, и оформляется в виде протокола (приложение). При составлении и подписании протокола обязательно производится включение всех условий, касающихся перевода из жилого помещения в нежилое. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Соответственно, законодательством, действовавшим на момент принятия администрацией города Барнаула вышеуказанного постановления о переводе квартир в нежилое помещение, не требовалось представления проекта перепланировки и переустройства.
Из текста самого постановления не следует, что оно вынесено на основании такого проекта. При этом данное постановление содержит указание на необходимость выполнения предложений постоянно действующей комиссии Железнодорожного района, содержащихся в протоколе указанного комиссии от ДД.ММ.ГГ N***
На момент обращения З.В.В. в администрацию района с заявлением о выдаче акта о вводе в эксплуатацию нежилых помещений (ДД.ММ.ГГ) действовало иное правовое регулирование порядка перевода жилых помещений в нежилые.
В соответствии со ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В силу ч. 8 ст. 23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, подтверждающий принятие решения о переводе или об отказе в переводе помещения, направляемый заявителю, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений (п. 5 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 9 ст. 23 ЖК РФ, завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
В соответствии с п. 14 Порядка рассмотрения документов, представленных для перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 25 марта 2009 года N 1442 "Об определении органов местного самоуправления, уполномоченных согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилого помещения, принимать решение о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое" (далее - Порядок), завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ, необходимых для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, подтверждается актом приемочной комиссии, созданной администрацией района города. Акт приемочной комиссии утверждается постановлением администрации района города и направляется в организацию (орган) по учету объектов недвижимости. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием его использования в качестве жилого или нежилого помещения.
Постановление администрации района города об утверждении или об отказе в утверждении (с указанием причин отказа) акта приемочной комиссии принимается не позднее чем через 30 дней со дня представления заявителем документов в администрацию района города.
В силу п. 2.9 раздела 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение", утвержденного постановлением администрации города Барнаула от 26 июля 2012 года N 2137, основанием для начала исполнения действий административной процедуры по приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого помещения, и (или) иных работ, необходимых для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, является завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ, необходимых для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
По окончании переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ, необходимых для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, заявитель предоставляет в МФЦ или в управление по строительству и архитектуре (управление по архитектуре и градостроительству) администрации района города по месту нахождения переводимого помещения заявление о выдаче постановления об утверждении или об отказе в утверждении (с указанием причин), акта приемочной комиссии по форме согласно приложениям 7, 8 настоящего Регламента, с приложением - выписки из технического паспорта жилого помещения по факту проведенной перепланировки и (или) переустройства, выданной Барнаульским отделом филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю и акта освидетельствования выполненных работ, выданный проектной организацией, которая разрабатывала проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
На основании письменного заявления и представленных документов согласно п. 2.9 раздела III настоящего Регламента специалист управления по строительству и архитектуре (управления по архитектуре и градостроительству) администрации района города по месту нахождения переводимого помещения заполняет акт приемочной комиссии и направляет его для дальнейшего согласования с членами комиссии.
Завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения подтверждается актом приемочной комиссии, созданной администрацией района города по месту нахождения переводимого помещения. Приемочная комиссия удостоверяет факт выполнения переустройства и (или) перепланировки помещения в соответствии с проектной и исполнительной документацией и оформляет акт приемочной комиссии.
После завершения согласования акта приемочной комиссии специалист управления по строительству и архитектуре (управления по архитектуре и градостроительству) администрации района города по месту нахождения переводимого помещения готовит проект постановления об утверждении или об отказе в утверждении акта приемочной комиссии, который согласовывается, подписывается и регистрируется в установленном настоящим Регламентом порядке.
Из приведенных положений не следует, что орган местного самоуправления при разрешении заявлений о выдаче акта ввода помещений в эксплуатацию (акта приемочной комиссии) вправе требовать от заявителей дополнительных документов, в том числе проекта переустройства и перепланировки, составленного до принятия постановления о переводе жилых помещений в нежилые.
Кроме того, администрацией района не представлено доказательств того, что проект перепланировки и переустройства, на который имеется ссылка в оспариваемом постановлении, когда-либо существовал, а соответственно, возложенная на заявителя обязанность по его представлению исполнима.
Следует в этой связи отметить, что в 2003 году при подаче заявления о переводе жилого помещения в нежилое требовалось приложение другого документа - эскизного проекта использования и реконструкции помещения.
Кроме того, как следует из действовавшего в 2003 году законодательства и самого постановления администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N ***, оно вынесено на основании протокола постоянно действующей комиссии. В данный протокол производилось включение всех условий, касающихся перевода жилого помещения в нежилое.
Также судебная коллегия учитывает, что пунктом 3.4 Административного регламента, запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные муниципальные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории города Барнаула.
В этой связи документы, на основании которых было принято постановление администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N***, следовало запросить в администрации города Барнаула, а не у гражданина.
Поскольку иных оснований к отказу в удовлетворении заявления З.В.В. администрацией района не приведено, оспариваемое постановление нельзя признать законным.
С учетом изложенного решение подлежит отмене с принятием нового решения о признании оспариваемого постановления незаконным. Вместе с тем, оснований к возложению на администрацию Железнодорожного района города Барнаула обязанности по выдаче вышеуказанного акта не имеется, поскольку данный вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления и подлежит разрешению последним при новом рассмотрении заявления З.В.В. в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 22 ноября 2013 года отменить и принять новое решение.
Признать незаконным постановление администрации Железнодорожного района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** "Об отказе в выдаче акта о вводе в эксплуатацию нежилых помещений Н-11, Н-12 по <адрес>".
Обязать администрацию Железнодорожного района города Барнаула рассмотреть заявление З.В.В. от ДД.ММ.ГГ о выдаче акта о вводе в эксплуатацию нежилых помещений Н-11, Н-12 по <адрес> в установленном законом порядке.
В остальной части в удовлетворении требований З.В.В. отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)