Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица полагает, что ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положено обеспечение отдельным жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бырина Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Устинович С.Е.
судей Кутовской Н.А., Булыгиной Е.В.
при секретаре С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Е.Т. к администрации города Мурманск, комитету имущественных отношений города Мурманск о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Администрации города Мурманска и Комитета имущественных отношений города Мурманска на заочное решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Иск Е.Т. к администрации города Мурманск, комитету имущественных отношений администрации города Мурманск о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию города Мурманск, комитет имущественных отношений администрации города Мурманск предоставить Е.Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя Администрации города Мурманска Борзой Е.В., представителя Комитета имущественных отношений города Мурманска Л., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения относительно жалобы представителя Е.Т. - С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Е.Т. обратилась с иском к администрации города Мурманска о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленного требования указала, что ее родители, В. и А., решениями судов лишены в отношении нее родительских прав.
Распоряжением администрацией города Мурманска N *-р от _ _ 2012 года над ней установлено попечительство и за ней сохранено право пользования жилым помещением по месту проживания отца по адресу: г. Мурманск, ул. ..., д. ..., кв. ....
Помимо отца Е.А., в данной квартире проживают и зарегистрированы брат отца Е. и бабушка Н.
Проживание совместно с указанными лицами не представляется возможным, ввиду того, что они препятствуют ей в проживании, занимают и пользуются полностью всей квартирой, производить обмен жилого помещения в добровольном порядке не желают. В принудительном обмене жилого помещения вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 12 августа 2014 года ей было отказано.
Квартира находится в антисанитарном состоянии, имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, отец и его брат ведут аморальный образ жизни, не работают, злоупотребляют спиртными напитками.
Полагая, что ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положено обеспечение отдельным жилым помещением, просила обязать администрацию города Мурманска предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет имущественных отношений г. Мурманска.
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали.
Представители ответчиков администрации города Мурманск и Комитета имущественных отношений города Мурманск извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В письменных возражениях иск не признали.
Представитель третьего лица Комитета по жилищной политике г. Мурманска в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета имущественных отношений г. Мурманска Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение, которым в иске отказать.
Полагает ошибочным вывод суда о наличии всех необходимых условий для признания невозможным проживания истца в жилом помещении.
Обращает внимание на то, что вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 07 августа 2014 года Е.Т. отказано в иске к Администрации г. Мурманска, А., Е., Н. о принудительном обмене жилого помещения по формальным основаниям. Как следует из мотивировочной части данного решения суда, иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, а также не предоставлены варианты обмена жилого помещения.
Также указывает на то, что решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с обеспечением жилым помещением детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, от 23.12.2003, которым был установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, утратило силу. Решением указанной комиссии от 06.02.2014 установлен факт возможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении ввиду отсутствия вступившего в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Мурманска Борзая Е.В. просит заочное решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы также приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Комитета имущественных отношений г. Мурманска.
В возражениях на апелляционную жалобу Е.Т. просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Е.Т., представитель третьего лица Комитета по жилищной политике г. Мурманска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и к установленным правоотношениям сторон должным образом применил нормы материального права.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 - 2, 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с наличием следующего обстоятельства (подпункт 1): проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок реализации указанных выше дополнительных гарантий данной категории граждан на территории Мурманской области регулируется Законом Мурманской области от 25.12.2012 N 1567-01-ЗМО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 названного Закона указанным лицам, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа (далее - орган местного самоуправления), на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по правилам, устанавливаемым Правительством Мурманской области.
Правила обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены Постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 N 46-ПП (с последующими изменениями).
В соответствии с пунктом 4 Правил споры о реализации дополнительных гарантий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Е.Т., *** года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Мурманск, ул. ..., д. ..., кв. ... в качестве члена семьи нанимателя.
Решениями суда от 27.05.2011 и от 30.05.2012 оба родителя были лишены в отношении Е.Т. родительских прав, распоряжением Управления Первомайского административного округа г. Мурманска от 28 июня 2012 года N *-р истица передана под попечительство, и за ней сохранено право пользования указанным выше жилым помещением. Истица зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту жительства.
В настоящее время по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают А., *** года рождения, Е., *** года рождения, Н., *** года рождения.
Из справки ГОБУ "МФЦ МО" от _ _ 2014 года усматривается, что указанная квартира является муниципальной, состоит из *** комнат, имеет общую площадь *** кв. м, в том числе жилую *** кв. м.
Истица Е.Т. достигла возраста 18 лет в *** году, обучалась в ***" с _ _ 2011 года по _ _ 2014 года, с _ _ 2013 года находилась на полном государственном обеспечении.
Решением межведомственной комиссии по вопросам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования город Мурманске N * от _ _.2013 был установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении.
Решением межведомственной комиссии N _ _ от _ _ 2014 проживание Е.Т. в ранее занимаемом жилом помещении признано возможным ввиду отсутствия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене такого жилого помещения.
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 07 августа 2014 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Е.Т. к администрации г. Мурманска, А., Е., Н. о принудительном обмене жилого помещения отказано.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения возникшего спора, проанализировал действующее законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жильем указанной категории граждан, и пришел к обоснованному выводу о том, что Е.Т. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Статус истицы как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтвержден материалами дела и ответчиками не оспаривался.
Приходя к выводу, что проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении невозможно суд верно указал на наличие обстоятельств, прямо предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона Мурманской области от 25.12.2012 N 1567-01-ЗМО.
Факт проживания в указанном жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя отца истицы - А., лишенного в отношении нее родительских прав, подтвержден материалами дела.
Исследованные судом доказательства, в том числе сведения органов полиции о злоупотреблении А. и его братом Е. спиртными напитками, их противоправном поведении, наличии многочисленных зафиксированных сообщений о совершении ими правонарушений и преступлений, свидетельствуют о невозможности совместного проживания истицы в одной квартире с указанными лицами.
Также суд правильно учитывал наличие вступившего в законную силу решение Первомайского районного суда города Мурманска от 07 августа 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Е.Т. к администрации г. Мурманска, А., Е., Н. о принудительном обмене жилого помещения.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно приведены в решении суда, и судебная коллегия ними соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах Администрации г. Мурманска и Комитета имущественных отношений города Мурманска, о том, что решением суда от 07 августа 2014 года истице было отказано в удовлетворении требований о принудительном обмене по формальным мотивам, основаны на неправильном толковании норм материального права. Приведенные выше положения законодательства не содержат указаний на обстоятельства, которые должны являться основаниями к вынесению решения суда об отказе в принудительном обмене.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности обмена ранее занимаемого истицей жилого помещения с соблюдением вышеприведенных требований закона, а также правовых оснований для непринятия во внимание решения суда от 07 августа 2014 года ответчиками в суде первой и апелляционной инстанции не приведено.
Ссылка в апелляционных жалобах ответчиков на наличие решения межведомственной комиссии по вопросам, связанным с обеспечением жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования город Мурманск N 2 от 06.02.2014, которым установлен факт возможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, выводов суда не опровергает, поскольку данное решение комиссии принято до вынесения и вступления в законную силу решения Первомайского районного суда г. Мурманска от 07.08.2014 об отказе в принудительном обмене.
Иных доводов о нарушении либо неправильном применении судом первой инстанции норм материального права апелляционные жалобы не содержат, сведений об обстоятельствах, которые не были исследованы и оценены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для разрешения дела по существу, в них не приведено.
Нарушений норм процессуального права, повлиявших на правильность принятого решения либо являющихся в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для его безусловной отмены, по делу не допущено.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
заочное решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Мурманска и Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2095-2015
Требование: О предоставлении жилого помещения.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица полагает, что ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положено обеспечение отдельным жилым помещением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N 33-2095-2015
Судья: Бырина Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Устинович С.Е.
судей Кутовской Н.А., Булыгиной Е.В.
при секретаре С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Е.Т. к администрации города Мурманск, комитету имущественных отношений города Мурманск о предоставлении жилого помещения
по апелляционным жалобам Администрации города Мурманска и Комитета имущественных отношений города Мурманска на заочное решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Иск Е.Т. к администрации города Мурманск, комитету имущественных отношений администрации города Мурманск о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию города Мурманск, комитет имущественных отношений администрации города Мурманск предоставить Е.Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя Администрации города Мурманска Борзой Е.В., представителя Комитета имущественных отношений города Мурманска Л., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения относительно жалобы представителя Е.Т. - С.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Е.Т. обратилась с иском к администрации города Мурманска о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленного требования указала, что ее родители, В. и А., решениями судов лишены в отношении нее родительских прав.
Распоряжением администрацией города Мурманска N *-р от _ _ 2012 года над ней установлено попечительство и за ней сохранено право пользования жилым помещением по месту проживания отца по адресу: г. Мурманск, ул. ..., д. ..., кв. ....
Помимо отца Е.А., в данной квартире проживают и зарегистрированы брат отца Е. и бабушка Н.
Проживание совместно с указанными лицами не представляется возможным, ввиду того, что они препятствуют ей в проживании, занимают и пользуются полностью всей квартирой, производить обмен жилого помещения в добровольном порядке не желают. В принудительном обмене жилого помещения вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 12 августа 2014 года ей было отказано.
Квартира находится в антисанитарном состоянии, имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, отец и его брат ведут аморальный образ жизни, не работают, злоупотребляют спиртными напитками.
Полагая, что ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положено обеспечение отдельным жилым помещением, просила обязать администрацию города Мурманска предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Комитет имущественных отношений г. Мурманска.
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали.
Представители ответчиков администрации города Мурманск и Комитета имущественных отношений города Мурманск извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В письменных возражениях иск не признали.
Представитель третьего лица Комитета по жилищной политике г. Мурманска в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше заочное решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета имущественных отношений г. Мурманска Л. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение, которым в иске отказать.
Полагает ошибочным вывод суда о наличии всех необходимых условий для признания невозможным проживания истца в жилом помещении.
Обращает внимание на то, что вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Мурманска от 07 августа 2014 года Е.Т. отказано в иске к Администрации г. Мурманска, А., Е., Н. о принудительном обмене жилого помещения по формальным основаниям. Как следует из мотивировочной части данного решения суда, иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, а также не предоставлены варианты обмена жилого помещения.
Также указывает на то, что решение межведомственной комиссии по вопросам, связанным с обеспечением жилым помещением детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, от 23.12.2003, которым был установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, утратило силу. Решением указанной комиссии от 06.02.2014 установлен факт возможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении ввиду отсутствия вступившего в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Мурманска Борзая Е.В. просит заочное решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы также приводит доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Комитета имущественных отношений г. Мурманска.
В возражениях на апелляционную жалобу Е.Т. просит оставить решение суда без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Е.Т., представитель третьего лица Комитета по жилищной политике г. Мурманска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и к установленным правоотношениям сторон должным образом применил нормы материального права.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 - 2, 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с наличием следующего обстоятельства (подпункт 1): проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок реализации указанных выше дополнительных гарантий данной категории граждан на территории Мурманской области регулируется Законом Мурманской области от 25.12.2012 N 1567-01-ЗМО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 названного Закона указанным лицам, в том числе являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа (далее - орган местного самоуправления), на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по правилам, устанавливаемым Правительством Мурманской области.
Правила обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены Постановлением Правительства Мурманской области от 17.02.2005 N 46-ПП (с последующими изменениями).
В соответствии с пунктом 4 Правил споры о реализации дополнительных гарантий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматриваются в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Е.Т., *** года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Мурманск, ул. ..., д. ..., кв. ... в качестве члена семьи нанимателя.
Решениями суда от 27.05.2011 и от 30.05.2012 оба родителя были лишены в отношении Е.Т. родительских прав, распоряжением Управления Первомайского административного округа г. Мурманска от 28 июня 2012 года N *-р истица передана под попечительство, и за ней сохранено право пользования указанным выше жилым помещением. Истица зарегистрирована в указанном жилом помещении по месту жительства.
В настоящее время по вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают А., *** года рождения, Е., *** года рождения, Н., *** года рождения.
Из справки ГОБУ "МФЦ МО" от _ _ 2014 года усматривается, что указанная квартира является муниципальной, состоит из *** комнат, имеет общую площадь *** кв. м, в том числе жилую *** кв. м.
Истица Е.Т. достигла возраста 18 лет в *** году, обучалась в ***" с _ _ 2011 года по _ _ 2014 года, с _ _ 2013 года находилась на полном государственном обеспечении.
Решением межведомственной комиссии по вопросам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования город Мурманске N * от _ _.2013 был установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении.
Решением межведомственной комиссии N _ _ от _ _ 2014 проживание Е.Т. в ранее занимаемом жилом помещении признано возможным ввиду отсутствия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене такого жилого помещения.
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 07 августа 2014 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Е.Т. к администрации г. Мурманска, А., Е., Н. о принудительном обмене жилого помещения отказано.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения возникшего спора, проанализировал действующее законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жильем указанной категории граждан, и пришел к обоснованному выводу о том, что Е.Т. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Статус истицы как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтвержден материалами дела и ответчиками не оспаривался.
Приходя к выводу, что проживание истца в ранее занимаемом жилом помещении невозможно суд верно указал на наличие обстоятельств, прямо предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона Мурманской области от 25.12.2012 N 1567-01-ЗМО.
Факт проживания в указанном жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя отца истицы - А., лишенного в отношении нее родительских прав, подтвержден материалами дела.
Исследованные судом доказательства, в том числе сведения органов полиции о злоупотреблении А. и его братом Е. спиртными напитками, их противоправном поведении, наличии многочисленных зафиксированных сообщений о совершении ими правонарушений и преступлений, свидетельствуют о невозможности совместного проживания истицы в одной квартире с указанными лицами.
Также суд правильно учитывал наличие вступившего в законную силу решение Первомайского районного суда города Мурманска от 07 августа 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Е.Т. к администрации г. Мурманска, А., Е., Н. о принудительном обмене жилого помещения.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно приведены в решении суда, и судебная коллегия ними соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах Администрации г. Мурманска и Комитета имущественных отношений города Мурманска, о том, что решением суда от 07 августа 2014 года истице было отказано в удовлетворении требований о принудительном обмене по формальным мотивам, основаны на неправильном толковании норм материального права. Приведенные выше положения законодательства не содержат указаний на обстоятельства, которые должны являться основаниями к вынесению решения суда об отказе в принудительном обмене.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности обмена ранее занимаемого истицей жилого помещения с соблюдением вышеприведенных требований закона, а также правовых оснований для непринятия во внимание решения суда от 07 августа 2014 года ответчиками в суде первой и апелляционной инстанции не приведено.
Ссылка в апелляционных жалобах ответчиков на наличие решения межведомственной комиссии по вопросам, связанным с обеспечением жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования город Мурманск N 2 от 06.02.2014, которым установлен факт возможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, выводов суда не опровергает, поскольку данное решение комиссии принято до вынесения и вступления в законную силу решения Первомайского районного суда г. Мурманска от 07.08.2014 об отказе в принудительном обмене.
Иных доводов о нарушении либо неправильном применении судом первой инстанции норм материального права апелляционные жалобы не содержат, сведений об обстоятельствах, которые не были исследованы и оценены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для разрешения дела по существу, в них не приведено.
Нарушений норм процессуального права, повлиявших на правильность принятого решения либо являющихся в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для его безусловной отмены, по делу не допущено.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
заочное решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Мурманска и Комитета имущественных отношений города Мурманска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)