Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от прокуратуры Краснофлотского района города Хабаровска: Егорова Я.И., по удостоверению;
- от общества с ограниченной ответственностью "Свой дом": Карась Г.В., представитель по доверенности от 06.05.2014;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свой дом"
на решение от 20.02.2015
по делу N А73-17026/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению прокуратуры Краснофлотского района города Хабаровска
к обществу с ограниченной ответственностью "Свой дом"
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Свой Дом" к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ
установил:
прокуратура Краснофлотского района г. Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Свой Дом" (ОГРН 1112723004019, ИНН 2723140388, далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 заявленные прокуратурой требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель прокуратуры против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В состав проектной документации объектов капитального строительства, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 13 статьи 48 ГрК РФ требования к содержанию разделов проектной документации установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Работы по организации строительства, по подготовке проектной документации, работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пункту 12.12 Перечня работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Прокуратурой района в рамках задания прокуратуры г. Хабаровска по вопросу исполнения законодательства о пожарной безопасности на стадии строительства и вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства с массовым пребыванием людей и жилых домов на территории г. Хабаровска совместно с консультантом территориального отдела управления государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края проведена проверка объекта разрешенного строительства "Многоквартирный жилой дом N 1", застройщиком которого является ООО "Свой Дом" и изучена представленная проектная документация. Объект расположен по адресу: г. Хабаровск, Краснофлотский район, местоположение примерно в 195 м по направлению на юго-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 221 "Б".
Результаты проверки зафиксированы справкой о выявленных нарушениях от 15.12.2014 (л.д. 9).
О времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ООО "Свой Дом" извещено письмом прокуратуры от 17.12.2014, о чем имеется входящий штамп от 18.12.2014 N 181/14.
19.12.2014 прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска в отношение ООО "Свой Дом", с участием его представителя, возбуждено дело по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, прокуратура обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края, который правомерно удовлетворил требование и привлек общество к административной ответственности в виде штрафа 300 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), является административным правонарушением.
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, заключается в выполнении действий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), с нарушением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, которое затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектами ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, могут быть лицо, непосредственно осуществляющее работы по строительству.
В ходе данной проверки выявлены нарушения:
- представленная проектная документация не соответствует Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- предел огнестойкости деревянного перекрытия между третьим этажом и чердачным помещением составляет менее REI 45, что не соответствует требуемой третьей степени огнестойкости, в связи с чем нарушаются требования части 2 статьи 87 (таблица N 21) Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- лестничные марши, ведущие с первого этажа в техническое подполье, выполнены с пределом огнестойкости менее R 45 (отсутствует огнезащита косоуров лестничных маршей), что также не соответствует части 2 статьи 87 (таблица N 21) вышеуказанного закона;
- выход из лестничных клеток наружу выполнен шириной менее 1,05 метра в свету, что менее расчетной ширины маршей лестниц, которая составляет 1,05 м, таким образом нарушается п. 4.2.5 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009);
- противопожарное расстояние до смежного жилого дома составляет менее 10 метров, чем нарушены требования п. 4.3 приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
- фасад здания облицован панелями из непрофильного окрашенного листа с утеплителем из полеуретана "BAIKAL" (сертификат N С-СЫ.ПБ54.В.00565 от 18.06.2013) не предусмотренными для облицовки многоквартирных жилых домов;
- выполненные перегородки санитарных узлов не оштукатурены с 2-х сторон раствором 15 мм, чем нарушен проект "0007.01.2014-ПЗ" лист 19;
- вокруг здания отсутствует кольцевой проезд для пожарной техники, в связи, с чем нарушен проект "0007.01.2014-ПЗ" лист 30.
Апелляционный суд учитывает, что объект в стадии незавершенного строительства. В период проверки велись строительные работы согласно разрешению на строительство, что не отрицается прокуратурой и иное не подтверждено. Это предполагает дальнейшие работы по окрашиванию, оштукатуриванию, устройству кольцевого проезда. Достаточных доказательств о вводе объекта в эксплуатацию не представлено. Не состоятелен довод о том, что работы уже должны быть выполнены только на основании объяснений двух граждан о получении ими ключей у представителя общества.
Апелляционный суд соглашается с доводами общества о неприменении проверяющим в ходе проверки измерительных приборов, что подтверждается отсутствием в процессуальных документах проверки указания о их использовании, фиксирование расстояний при помощи измерительных приборов. Принятие судом первой инстанции в судебном заседании со слов представителя административного органа довод о применении в ходе проверки дальномера лазерного со свидетельством о проверке N 176397 от 10.12.2014, заводской номер 310540641, противоречит нормам КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении. Отсутствие в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств фиксации события административного правонарушения свидетельствует о его недоказанности в этой части.
Однако это не влечет отмену решения суда, поскольку в результате проверки выявлены также нарушения, которые не ставятся в зависимость от измерительных приборов и подтверждаются материалами дела.
Фасад здания облицован панелями из непрофильного окрашенного листа с утеплителем из полеуретана "BAIKAL" согласно сертификату соответствия N РОСС CN.AT85.H10070, ГОСТ 24524-80. Указанный ГОСТ распространяется на стальные двухслойные панели с утеплителем из заливочного пенополиуретана, изготовляемые непрерывным или стендовым способом и предназначенные для покрытий производственных зданий промышленных предприятий. Технического свидетельства о применении указанных панелей на жилых объектах обществом не представлено.
Пункт 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее Положение) устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пункта 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
Представленный обществом проект 0007-01.2014-АС.3 не соответствует как указанному выше Положению, так и статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в данном проекте отсутствуют предусмотренные законом разделы необходимые для объектов капитального строительства. Так проект содержит только два раздела: "Пояснительная записка", "Архитектурные решения", других разделов в проекте нет.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя отсутствуют.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Исходя из характера обнаруженного административного правонарушения, посягающего на установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, и создающего угрозу для жизни и здоровья окружающих, права на которые гарантированы статьей 41 Конституции Российской Федерации, апелляционный суд не установил оснований для признания указанного правонарушения малозначительным.
Наказание назначено правонарушителю по низшему пределу предусмотренной санкции. Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Свой дом" (ОГРН 1112723004019, ИНН 2723140388) ошибочно уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру от 26.02.2015 в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2015 N 06АП-1291/2015 ПО ДЕЛУ N А73-17026/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 06АП-1291/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от прокуратуры Краснофлотского района города Хабаровска: Егорова Я.И., по удостоверению;
- от общества с ограниченной ответственностью "Свой дом": Карась Г.В., представитель по доверенности от 06.05.2014;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Свой дом"
на решение от 20.02.2015
по делу N А73-17026/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению прокуратуры Краснофлотского района города Хабаровска
к обществу с ограниченной ответственностью "Свой дом"
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Свой Дом" к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ
установил:
прокуратура Краснофлотского района г. Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Свой Дом" (ОГРН 1112723004019, ИНН 2723140388, далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 заявленные прокуратурой требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель прокуратуры против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. В состав проектной документации объектов капитального строительства, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 13 статьи 48 ГрК РФ требования к содержанию разделов проектной документации установлены Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Работы по организации строительства, по подготовке проектной документации, работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно пункту 12.12 Перечня работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования являются работами, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Прокуратурой района в рамках задания прокуратуры г. Хабаровска по вопросу исполнения законодательства о пожарной безопасности на стадии строительства и вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства с массовым пребыванием людей и жилых домов на территории г. Хабаровска совместно с консультантом территориального отдела управления государственного строительного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края проведена проверка объекта разрешенного строительства "Многоквартирный жилой дом N 1", застройщиком которого является ООО "Свой Дом" и изучена представленная проектная документация. Объект расположен по адресу: г. Хабаровск, Краснофлотский район, местоположение примерно в 195 м по направлению на юго-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 221 "Б".
Результаты проверки зафиксированы справкой о выявленных нарушениях от 15.12.2014 (л.д. 9).
О времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ООО "Свой Дом" извещено письмом прокуратуры от 17.12.2014, о чем имеется входящий штамп от 18.12.2014 N 181/14.
19.12.2014 прокурором Краснофлотского района г. Хабаровска в отношение ООО "Свой Дом", с участием его представителя, возбуждено дело по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, прокуратура обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края, который правомерно удовлетворил требование и привлек общество к административной ответственности в виде штрафа 300 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), является административным правонарушением.
Частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрено, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, заключается в выполнении действий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), с нарушением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, которое затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектами ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, могут быть лицо, непосредственно осуществляющее работы по строительству.
В ходе данной проверки выявлены нарушения:
- представленная проектная документация не соответствует Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- предел огнестойкости деревянного перекрытия между третьим этажом и чердачным помещением составляет менее REI 45, что не соответствует требуемой третьей степени огнестойкости, в связи с чем нарушаются требования части 2 статьи 87 (таблица N 21) Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- лестничные марши, ведущие с первого этажа в техническое подполье, выполнены с пределом огнестойкости менее R 45 (отсутствует огнезащита косоуров лестничных маршей), что также не соответствует части 2 статьи 87 (таблица N 21) вышеуказанного закона;
- выход из лестничных клеток наружу выполнен шириной менее 1,05 метра в свету, что менее расчетной ширины маршей лестниц, которая составляет 1,05 м, таким образом нарушается п. 4.2.5 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009);
- противопожарное расстояние до смежного жилого дома составляет менее 10 метров, чем нарушены требования п. 4.3 приказа МЧС России от 24.04.2013 N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
- фасад здания облицован панелями из непрофильного окрашенного листа с утеплителем из полеуретана "BAIKAL" (сертификат N С-СЫ.ПБ54.В.00565 от 18.06.2013) не предусмотренными для облицовки многоквартирных жилых домов;
- выполненные перегородки санитарных узлов не оштукатурены с 2-х сторон раствором 15 мм, чем нарушен проект "0007.01.2014-ПЗ" лист 19;
- вокруг здания отсутствует кольцевой проезд для пожарной техники, в связи, с чем нарушен проект "0007.01.2014-ПЗ" лист 30.
Апелляционный суд учитывает, что объект в стадии незавершенного строительства. В период проверки велись строительные работы согласно разрешению на строительство, что не отрицается прокуратурой и иное не подтверждено. Это предполагает дальнейшие работы по окрашиванию, оштукатуриванию, устройству кольцевого проезда. Достаточных доказательств о вводе объекта в эксплуатацию не представлено. Не состоятелен довод о том, что работы уже должны быть выполнены только на основании объяснений двух граждан о получении ими ключей у представителя общества.
Апелляционный суд соглашается с доводами общества о неприменении проверяющим в ходе проверки измерительных приборов, что подтверждается отсутствием в процессуальных документах проверки указания о их использовании, фиксирование расстояний при помощи измерительных приборов. Принятие судом первой инстанции в судебном заседании со слов представителя административного органа довод о применении в ходе проверки дальномера лазерного со свидетельством о проверке N 176397 от 10.12.2014, заводской номер 310540641, противоречит нормам КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку. Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении. Отсутствие в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств фиксации события административного правонарушения свидетельствует о его недоказанности в этой части.
Однако это не влечет отмену решения суда, поскольку в результате проверки выявлены также нарушения, которые не ставятся в зависимость от измерительных приборов и подтверждаются материалами дела.
Фасад здания облицован панелями из непрофильного окрашенного листа с утеплителем из полеуретана "BAIKAL" согласно сертификату соответствия N РОСС CN.AT85.H10070, ГОСТ 24524-80. Указанный ГОСТ распространяется на стальные двухслойные панели с утеплителем из заливочного пенополиуретана, изготовляемые непрерывным или стендовым способом и предназначенные для покрытий производственных зданий промышленных предприятий. Технического свидетельства о применении указанных панелей на жилых объектах обществом не представлено.
Пункт 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее Положение) устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно пункта 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.
Представленный обществом проект 0007-01.2014-АС.3 не соответствует как указанному выше Положению, так и статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в данном проекте отсутствуют предусмотренные законом разделы необходимые для объектов капитального строительства. Так проект содержит только два раздела: "Пояснительная записка", "Архитектурные решения", других разделов в проекте нет.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности заявителя отсутствуют.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.
Исходя из характера обнаруженного административного правонарушения, посягающего на установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, и создающего угрозу для жизни и здоровья окружающих, права на которые гарантированы статьей 41 Конституции Российской Федерации, апелляционный суд не установил оснований для признания указанного правонарушения малозначительным.
Наказание назначено правонарушителю по низшему пределу предусмотренной санкции. Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.02.2015 по делу N А73-17026/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Свой дом" (ОГРН 1112723004019, ИНН 2723140388) ошибочно уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру от 26.02.2015 в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)