Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.12.2013 ПО ДЕЛУ N А45-3055/2013

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. по делу N А45-3055/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Григорьева Д.В.
при ведении протокола помощником судьи Катаевой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лада" на решение от 07.06.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 14.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-3055/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" (630007, город Новосибирск, улица Серебренниковская, 4, ИНН 5406268216, ОГРН 1035402518986) к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, проспект Красный, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании постановления от 28.01.2013 N 539 недействительным.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное унитарное предприятие "Энергия", товарищество собственников жилья "Лада", Администрация Дзержинского района города Новосибирска.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бычкова О.Г.) в заседании участвовали представители: товарищества собственников жилья "Лада" - Бошко Е.М. по доверенности от 09.01.2013, Степанов М.В., протокол общего собрания от 03.05.2012; открытого акционерного общества "Новосибирскгортеплоэнерго" - Красавина О.Ю. по доверенности от 16.01.2012 N 2.
Суд

установил:

открытое акционерное общество "Новосибирскгортеплоэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) о признании постановления от 28.01.2013 N 539 недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Энергия", товарищество собственников жилья "Лада" (далее - ТСЖ "Лада"), Администрация Дзержинского района города Новосибирска.
Решением от 07.06.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 14.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ТСЖ "Лада" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку оспариваемое постановление мэрии вынесено законно.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших требования, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.01.2013 мэрией принято постановление N 539 "Об определении теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов тепловых сетей по ул. Адриена Лежена, 23, 25, 27, 29, 31 в Дзержинском районе", согласно которому ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" определено организацией, осуществляющей содержание и обслуживания бесхозяйных объектов тепловых сетей по ул. Адриена Лежена, 23, 25, 27, 29, 31 в Дзержинском районе.
Полагая, что указанное постановление мэрии нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что органы местного самоуправления не могут возлагать на коммерческую сетевую организацию не предусмотренную законодательством о теплоснабжении обязанность по управлению не принадлежащими ей объектами в одностороннем порядке.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными и не противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере теплоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных теплосетей, учету таких сетей и их обращению в муниципальную собственность.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (часть 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, на основании которого мэрия разработала и утвердила соответствующий нормативный правовой акт.
Суды обоснованно указали, что исходя из положений Порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории города Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи, утвержденного постановлением мэрии от 16.05.2011 N 4074, обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозных объектов органом местного самоуправления может быть возложена именно на подведомственное специализированное муниципальное предприятие в зависимости от вида сетей.
Согласно материалам дела, общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли. Для этого оно осуществляет виды деятельности, в том числе: деятельность по эксплуатации тепловых сетей; деятельность по ремонтам, реконструкции и техническому перевооружению тепловых сетей и сооружений на них, ПНС, ЦТП; деятельность по оказанию услуг по транспортировке тепловой энергии.
Эксплуатация магистральной тепловой сети, к которой присоединены спорные сети, осуществляется обществом на основании договора аренды от 31.12.2003 N 1769, заключенного с ОАО "Новосибирскэнерго" (правопреемник ОАО "СИБЭКО").
При этом ответственность, права и обязанности по содержанию и эксплуатации трубопроводов определяются границами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В рассматриваемом случае эксплуатационная ответственность общества ограничивается указанным выше договором аренды имущества: граница определена по наружную стену камеры ТК-0607.
Тепловые сети - участки от ТК-0607 до ЦТП по адресу ул. А. Лежена, 25, и от ЦТП до жилых домов по адресу ул. А. Лежена, 23, 25, 27, 29, 31, построены ООО "КраснообскМонтажспецстрой" для подключения теплоснабжения жилых домов по ул. А. Лежена, 23, 25, 27, 29, 31 и в 2006-2007 годах переданы третьему лицу, для управления и эксплуатации наружных объектов инженерной инфраструктуры, построенные за счет средств инвесторов, в октябре 2008 года заявитель и третье лицо установили границы разграничения тепловых сетей.
ТСЖ "Лада" общедолевое имущество не зарегистрировало в установленном порядке и не поставило его к себе на баланс.
В августе 2011 года ТСЖ "Лада" обратилось в мэрию с заявлением о принятии в муниципальную собственность инженерных сетей по адресу - г. Новосибирск, ул. А. Лежена, 23, 25, 27, 29, 31, и ЦТП с насосной станцией по адресу - г. Новосибирск, ул. А. Лежена, 25.
Однако в администрацию района по месту нахождения недвижимой вещи ТСЖ "Лада" не предоставило письменный отказ собственников (инвесторов) указанных многоквартирных домов от права собственности на общедолевое имущество, наружных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих энергоресурсами данные жилые дома.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что ТСЖ "Лада", не представив в администрацию района по месту нахождения недвижимой вещи письменный отказ от права собственности, согласованный со всеми собственниками квартир от общедомового имущества, обязано нести бремя содержания и бремя затрат на потери в инженерных сетях и расходы по содержанию ЦТП.
Актами обследования технического состояния теплотрассы установлены недостатки, которые необходимо устранить для передачи сетей в аренду обществу.
Из письма общества от 09.12.2011 N 01/4376 следует, что в ходе обследования выявлен ряд замечаний технического характера и несоответствие прокладки трубопроводов предоставленному проекту, до настоящего времени замечания технического характера не устранены.
Из письма ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" от 09.07.2012 N 01/2059 администрация района информирована о необоснованном признании указанных тепловых сетей бесхозяйными.
Изложенное свидетельствует о том, что мэрия может передать бесхозяйную недвижимую вещь в управление коммерческой организации только на основании договора гражданско-правового характера, поскольку принятие в эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у организации права владения и пользования такой вещью на основании соответствующего договора.
Из положений действующего законодательства не усматривается ни обязанность теплосетевой организации принять на содержание и обслуживание бесхозяйные тепловые сети, ни право органа местного самоуправления возложить на теплосетевую организацию такую обязанность.
Ответственность, права, обязанности по содержанию и эксплуатации трубопроводов определяются границами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В данном случае общество не осуществляет содержание и обслуживание спорных тепловых сетей, оно эксплуатирует арендуемые сети, в том числе и муниципальные. Спорные сети могут быть переданы ОАО "Новосибирскгортеплоэнерго" на основании договора аренды, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Материалами дела не подтверждается, что такой договор на управление бесхозяйными тепловыми сетями заключался.
Доказательств обратного, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
В связи с указанным, органы местного самоуправления не могут возлагать на коммерческую сетевую организацию не предусмотренную законодательством о теплоснабжении обязанность по управлению не принадлежащими ей объектами в одностороннем порядке.
Доводы ТСЖ "Лада", изложенные в кассационной жалобе, были предметом полного и всестороннего рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
В судебном заседании рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 11.12.2013 на 15 часов 00 минут 25 декабря 2013 года.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.06.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-3055/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
Д.В.ГРИГОРЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)