Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что выполнил свои обязательства по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, однако ответчиком обязательства по договору исполнены не были.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца - Пересыпкиной В.В., (доверенность от 02.12.2014 N 63 АА 2778526),
ответчика - Саяпиной Е.Г. (доверенность от 27.02.2015 без номера),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2014 (судья Ястремский Л.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А55-21861/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340, ИНН 6312110828) к муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (ОГРН 1026301157420, ИНН 6316033540) о взыскании долга, с участием третьих лиц: Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец, ООО "СКС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (далее - ответчик, МП ЭСО) о взыскании 2 694 420 руб. 73 коп. основного долга по договору от 13.06.2013 N 57 на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
Определением суда от 22.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 13.06.2013 между ООО "СКС" - исполнитель и МП ЭСО - заказчик заключен договор N 57 на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
В соответствии с условиями указанного договора Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации на узлы учета и произвести установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, в которых в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" должен быть обеспечен приборный учет холодного водоснабжения, перечень таких домов приведен в приложении N 1. Заказчик обязуется создать исполнителю условия для выполнения работ по установке общедомовых приборов учета, в том числе, в соответствии с критериями, установленными Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, принять результат работ и уплатить установленную договором цену.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора исполнитель обязан направить представителя на проведение обследования в соответствии с графиком составляемым сторонами и дать заключение по наличию (отсутствию) технической возможности установки общедомового прибора учета.
Заказчик обязан подготовить доступ к месту установки общедомового прибора учета для установления исполнителем технической возможности установки прибора учета, обеспечить исполнителю беспрепятственные подходы, подъезды к месту производства работ, подключение к сетям электроснабжения приборов учета, и сохранность оборудования и материалов в период выполнения строительно-монтажных работ.
ООО "СКС" выполнило свои обязательства по договору на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах от 13.06.2014 N 57 по 23 объектам.
Согласно пункту 3.2.9. заказчик обязуется принять выполненные работы по акту выполненных работ, в связи с чем письмом от 20.06.2014 N 3569-7/26 ООО "СКС" уведомило МП ЭСО г.о. Самара о выполнении работы по разработке проектной документации на узлы учета и об установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах и предложило принять выполненные работы по 23 объектам, произвести осмотр, принять узлы учета в эксплуатацию и произвести оплату.
Пунктом 5.1. указанного договора предусмотрено, что цена, порядок оплаты устанавливаются отдельными дополнительным соглашением к настоящему договору.
26.06.2014 ООО "СКС" получен ответ МП ЭСО г.о. Самара (исх. от 23.06.2014 N 2433), в котором заказчик обязуется выполнить свои обязательства перед ООО "СКС".
Письмами от 04.07.2014 N 4384-7/26, от 14.07.2014 N 7/26-4948, от 18.07.2014 N 7/26-5024, от 14.08.2014 N 7/26-5974 ООО "СКС" в адрес МП ЭСО г.о. Самара были направлены все необходимые документы, в том числе акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ по каждому многоквартирному жилому дому, счета на оплату, счета-фактуры. Получение вышеуказанных писем МП ЭСО г.о. Самара подтверждается отметкой предприятия на письме. Отказа или мотивированного ответа от Ответчика в адрес ООО "СКС" не поступало.
Стоимость выполненных работ составила 2 694 420 руб. 73 коп.
Поскольку ответчиком обязательства по договору исполнены не были, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 424, 485, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что счетами и платежными документами подтверждается, что ответчик производит расчеты за потребление коммунальных ресурсов по приборам учета, установленным истцом.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с изложенным ввиду следующего.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу что договор, заключенный между истцом и ответчиком является договором подряда.
Между тем, исходя из пункта 1.1 спорного договора исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации на узлы учета и произвести установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, в которых в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - ФЗ N 261-ФЗ) должен быть обеспечен приборный учет холодного водоснабжения, перечень таких домов приведен в приложении N 1.
Делая вывод о том, что заключенный договор является договором подряда, судами не учтено, что исходя из анализа правовых норм, установленных ФЗ N 261-ФЗ, договор на установку приборов учета является особым видом договора.
Следовательно, заключенный между сторонами договор N 57 должен регулироваться как общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, так и специальными нормами ФЗ N 261-ФЗ.
В силу пункта 9 статьи 11 ФЗ N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Указанные требования распространяются и на собственников общежитий (пункт 5 статьи 11 указанного Закона).
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (пункт 4 статьи 12 ФЗ N 261-ФЗ).
Порядок заключения и существенные условия договора на установку приборов учета утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержден Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149.
Так, в силу пункта 9 статьи 13 ФЗ N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
Пунктом 5.1. договора N 57 заключенного между истцом и ответчиком предусмотрено, что цена, порядок оплаты устанавливаются отдельным соглашением.
Материалы арбитражного дела не содержат дополнительных соглашений к договору N 57 о согласовании между сторонами порядка и сроков оплаты.
Судами первой и апелляционной инстанций указанные обстоятельства оставлены без надлежащей правовой оценки.
Также в соответствии с положениями ФЗ N 261-ФЗ в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступить лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
Исходя из установленных обстоятельств спора, фактически собственником специализированного жилищного фонда (общежитий) на ответчика возложены функции управления таким фондом.
Однако материалы арбитражного дела не содержат распоряжения собственника данного жилищного фонда о наделении ответчика функциями управляющей компании, как и не содержит такого договора, как этого требуют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом судами при рассмотрении настоящего спора не исследован вопрос о наделении ответчика полномочиями заключать с истцом договора на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, за чей счет и в чьих интересах при этом действует ответчик.
Не исследован вопрос и о включении таких расходов ответчиком в счета, выставляемые нанимателям и собственникам жилых помещений в общежитиях.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2015 N Ф06-22642/2013 ПО ДЕЛУ N А55-21861/2014
Требование: О взыскании долга по договору на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что выполнил свои обязательства по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, однако ответчиком обязательства по договору исполнены не были.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. N Ф06-22642/2013
Дело N А55-21861/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца - Пересыпкиной В.В., (доверенность от 02.12.2014 N 63 АА 2778526),
ответчика - Саяпиной Е.Г. (доверенность от 27.02.2015 без номера),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2014 (судья Ястремский Л.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 (председательствующий судья Кузнецов С.А., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А55-21861/2014
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (ОГРН 1116312008340, ИНН 6312110828) к муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (ОГРН 1026301157420, ИНН 6316033540) о взыскании долга, с участием третьих лиц: Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец, ООО "СКС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара (далее - ответчик, МП ЭСО) о взыскании 2 694 420 руб. 73 коп. основного долга по договору от 13.06.2013 N 57 на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
Определением суда от 22.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 13.06.2013 между ООО "СКС" - исполнитель и МП ЭСО - заказчик заключен договор N 57 на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах.
В соответствии с условиями указанного договора Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации на узлы учета и произвести установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, в которых в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" должен быть обеспечен приборный учет холодного водоснабжения, перечень таких домов приведен в приложении N 1. Заказчик обязуется создать исполнителю условия для выполнения работ по установке общедомовых приборов учета, в том числе, в соответствии с критериями, установленными Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, принять результат работ и уплатить установленную договором цену.
В соответствии с пунктом 3.1.1 договора исполнитель обязан направить представителя на проведение обследования в соответствии с графиком составляемым сторонами и дать заключение по наличию (отсутствию) технической возможности установки общедомового прибора учета.
Заказчик обязан подготовить доступ к месту установки общедомового прибора учета для установления исполнителем технической возможности установки прибора учета, обеспечить исполнителю беспрепятственные подходы, подъезды к месту производства работ, подключение к сетям электроснабжения приборов учета, и сохранность оборудования и материалов в период выполнения строительно-монтажных работ.
ООО "СКС" выполнило свои обязательства по договору на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах от 13.06.2014 N 57 по 23 объектам.
Согласно пункту 3.2.9. заказчик обязуется принять выполненные работы по акту выполненных работ, в связи с чем письмом от 20.06.2014 N 3569-7/26 ООО "СКС" уведомило МП ЭСО г.о. Самара о выполнении работы по разработке проектной документации на узлы учета и об установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах и предложило принять выполненные работы по 23 объектам, произвести осмотр, принять узлы учета в эксплуатацию и произвести оплату.
Пунктом 5.1. указанного договора предусмотрено, что цена, порядок оплаты устанавливаются отдельными дополнительным соглашением к настоящему договору.
26.06.2014 ООО "СКС" получен ответ МП ЭСО г.о. Самара (исх. от 23.06.2014 N 2433), в котором заказчик обязуется выполнить свои обязательства перед ООО "СКС".
Письмами от 04.07.2014 N 4384-7/26, от 14.07.2014 N 7/26-4948, от 18.07.2014 N 7/26-5024, от 14.08.2014 N 7/26-5974 ООО "СКС" в адрес МП ЭСО г.о. Самара были направлены все необходимые документы, в том числе акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ по каждому многоквартирному жилому дому, счета на оплату, счета-фактуры. Получение вышеуказанных писем МП ЭСО г.о. Самара подтверждается отметкой предприятия на письме. Отказа или мотивированного ответа от Ответчика в адрес ООО "СКС" не поступало.
Стоимость выполненных работ составила 2 694 420 руб. 73 коп.
Поскольку ответчиком обязательства по договору исполнены не были, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 424, 485, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что счетами и платежными документами подтверждается, что ответчик производит расчеты за потребление коммунальных ресурсов по приборам учета, установленным истцом.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с изложенным ввиду следующего.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу что договор, заключенный между истцом и ответчиком является договором подряда.
Между тем, исходя из пункта 1.1 спорного договора исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации на узлы учета и произвести установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, в которых в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - ФЗ N 261-ФЗ) должен быть обеспечен приборный учет холодного водоснабжения, перечень таких домов приведен в приложении N 1.
Делая вывод о том, что заключенный договор является договором подряда, судами не учтено, что исходя из анализа правовых норм, установленных ФЗ N 261-ФЗ, договор на установку приборов учета является особым видом договора.
Следовательно, заключенный между сторонами договор N 57 должен регулироваться как общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, так и специальными нормами ФЗ N 261-ФЗ.
В силу пункта 9 статьи 11 ФЗ N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Указанные требования распространяются и на собственников общежитий (пункт 5 статьи 11 указанного Закона).
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов (пункт 4 статьи 12 ФЗ N 261-ФЗ).
Порядок заключения и существенные условия договора на установку приборов учета утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержден Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 N 149.
Так, в силу пункта 9 статьи 13 ФЗ N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
Пунктом 5.1. договора N 57 заключенного между истцом и ответчиком предусмотрено, что цена, порядок оплаты устанавливаются отдельным соглашением.
Материалы арбитражного дела не содержат дополнительных соглашений к договору N 57 о согласовании между сторонами порядка и сроков оплаты.
Судами первой и апелляционной инстанций указанные обстоятельства оставлены без надлежащей правовой оценки.
Также в соответствии с положениями ФЗ N 261-ФЗ в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступить лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
Исходя из установленных обстоятельств спора, фактически собственником специализированного жилищного фонда (общежитий) на ответчика возложены функции управления таким фондом.
Однако материалы арбитражного дела не содержат распоряжения собственника данного жилищного фонда о наделении ответчика функциями управляющей компании, как и не содержит такого договора, как этого требуют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом судами при рассмотрении настоящего спора не исследован вопрос о наделении ответчика полномочиями заключать с истцом договора на установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, за чей счет и в чьих интересах при этом действует ответчик.
Не исследован вопрос и о включении таких расходов ответчиком в счета, выставляемые нанимателям и собственникам жилых помещений в общежитиях.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)