Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А72-2656/2012

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А72-2656/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Баклановой Е.О.,
при участии:
от истца Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" - представитель Фролов А.В., доверенность N 2 от 09.01.2013,
от ответчика жилищно-строительного кооператива "Комплекс" - председатель правления Павлов В.А., протокол от 31.03.2013,
представитель Анисимова Л.И., доверенность от 10.01.2013 N 03,
от третьего лица Министерства экономики Ульяновской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Комплекс"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2013 года по делу N А72-2656/2012 (судья Д.А. Леонтьев),
по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" (ОГРН 1027301577478, ИНН 7328008028), г. Ульяновск,
к жилищно-строительному кооперативу "Комплекс" (ОГРН 1027301581746, ИНН 7328014624), г. Ульяновск,
с участием третьего лица:
- Министерства экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
о взыскании 11 256 866 руб. 20 коп.,
установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Теплоком" (далее - истец, УМУП "Теплоком") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к жилищно-строительному кооперативу "Комплекс" (далее - ответчик, ЖСК "Комплекс") о взыскании задолженности в сумме 25 389 762,26 руб. за период с июня по декабрь 2010 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 заявленные требования удовлетворены. С ЖСК "Комплекс" в пользу УМУП "Теплоком" взыскана задолженность в размере 25 390 237,88 руб. за период с июня по декабрь 2010 года, распределены судебные расходы.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2013 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, истец уменьшил заявленные требования до 14 806 829,89 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены. С ЖСК "Комплекс" в пользу УМУП "Теплоком" взыскана задолженность в размере 14 806 829,89 руб., распределены судебные расходы.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неприменение закона, подлежащего применению, просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что при определении размера задолженности истец необоснованно применил тариф на отопление 0,19 Гкл., установленный постановлением главы города Ульяновска 24.11.2005 N 2874, которое было принято до вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и которое в настоящее время противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006.
В отсутствие норматива на отопление, ответчик заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы, которое судом первой инстанции неправомерно было оставлено без удовлетворения.
В нарушение статей 420, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд первой инстанции не применил стоимость теплоносителя в размере 13,78 руб. без НДС, который был установлен сторонами в дополнительном соглашении N 1 от 11.05.2007 к договору N 1283.
Судом первой инстанции необоснованно оставлено без удовлетворения ходатайство ответчика о привлечении к участию в деле, в качестве третьего лица ОАО "Волжская ТГК", поскольку УМУП "Теплоком" получает ресурсы от ОАО "Волжская ТГК", то у последнего имеются данные по количеству потребленных ресурсов.
В судебном заседании представители ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.
Представитель истца отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица, надлежащим образом, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения представителей сторон и в соответствии со ст. 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Между сторонами 04.07.2006 был заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде N 1283 (т. 1, л. 19 - 28).
В соответствии с пунктом 1.1 договора Теплоснабжающая организация (истец) обязуется подавать Абоненту (ответчику) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель от источника тепловой энергии УТЭЦ-2, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель (химически очищенную воду), соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В соответствии с пунктом 4.4 договора N 1283 в утвержденной протоколом согласования разногласий от 22.09.2006 редакции, оплата за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится Абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что настоящий договор заключается с 01.10.2006 по 30.09.2007, но может быть расторгнут, с обоюдного согласия сторон.
Судом установлено, что договор является действующим.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2008 года по делу А72-464/08-6/43 были удовлетворены встречные исковые требования ЖСК "Комплекс" о признании пунктов 1.3 и 3.6 договора N 1283 от 04.07.2006 года недействительными.
В Приложении N 1 к договору "Проектные характеристики жилого фонда ЖСК "Комплекс" стороны согласовали жилую площадь ЖСК "Комплекс" (т. 1, л. 16).
В Приложении N 2 к договору стороны согласовали границы раздела балансовой принадлежности тепловых сетей по каждому из жилых домов, входящих в состав ЖСК "Комплекс" (т. 1, л. 17).
Судом установлено, что в спорный период времени с июня 2010 года по декабрь 2010 года на границах балансовой принадлежности тепловых сетей приборы учета тепловой энергии и теплоносителя установлены не были.
В Приложении N 3 к договору стороны согласовали договорный (ориентировочный) объем поставок тепловой энергии и теплоносителя (т. 1, л. 18).
Дополнительным соглашением от 01.04.2007 Теплоснабжающая организация и Абонент договорились применять условия договора снабжения тепловой энергии в горячей воде N 1283 от 04.07.2006 (в редакции решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2007 по делу N А72-8198/06-21/138) к фактическим отношениям по теплоснабжению, возникшим между сторонами договора с 01.10.2006 (т. 1, л. 28).
Основанием для обращения истца явилось наличие задолженности ответчика за поставленную тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения за период с июня 2010 года по декабрь 2010 года.
Факт оказания ответчику соответствующих услуг подтвержден представленными в материалы дела счетами-фактурами и актами за каждый месяц спорного периода (т. 1, л. 29 - 89).
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно пункту 4 статьи 421, пункту 1 статьи 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилами, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному Кодексу и Федеральному Закону от 29.12.2004 года N 189-ФЗ.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
При отсутствии приборов учета количество подаваемой теплоэнергии и подпиточной воды должно определяться исходя из норматива отпуска тепла населению для отопления жилых домов, не имеющих приборов учета, установленного органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно пункту 8 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) (в редакции на момент спорных отношений) условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Суд правильно указал, что в упомянутых нормах имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Указанное положение конкретизировано в пункте 19 Правил N 307, в соответствии с которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для горячего водоснабжения в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Приведенная в данном подпункте формула расчета размера платы за коммунальные услуги также исходит из необходимости применения нормативов потребления коммунальных услуг, а именно, размер платы за коммунальную услугу "горячее водоснабжение" определяется как произведение количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - в куб. м в месяц на 1 человека) и на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, для холодного, горячего водоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м. Размер платы за отопление определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим правилам как произведение общей площади многоквартирного дома (квартиры) (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Согласно пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306, под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с пунктами 25, 26 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются в том числе коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и т.д.).
Таким образом, при отсутствии общедомовых приборов учета, количество подаваемой теплоэнергии должно определяться исходя из нормативов отпуска тепла населению для отопления жилых помещений и горячего водоснабжения, установленных органами местного самоуправления.
Указанный правой подход согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 года N 525/09, Определениях ВАС РФ N ВАС-9516/09 от 12.08.2009 года и N ВАС-9499/09 от 10.08.2009 года.
Судом установлено, что ЖСК "Комплекс" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жителей многоквартирного дома, в связи с чем, соответствующие обязательства ответчика перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы) не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами, соответственно при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), в том числе по теплоснабжению ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При таких обстоятельствах вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета на границах раздела балансовой принадлежности тепловых сетей должен решаться, исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Согласно приложению N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилом доме определяется по следующей формуле: общая площадь жилого дома x тариф на тепловую энергию x норматив потребления тепловой энергии.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за горячее водоснабжение определяется по формуле: количество граждан x норматив потребления x тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их собственников (нанимателей) индивидуальных приборов учета (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306). При установлении указанных нормативов и отсутствии общедомовых приборов учета, показания индивидуальных приборов учета горячей воды не учитываются.
Следовательно, при отсутствии общедомовых приборов учета объем количества потребленной собственниками (нанимателями) тепловой энергии в виде отопления и горячего водоснабжения определяется расчетным путем исходя из утвержденных нормативов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал правильной позицию истца, который производит начисление стоимости тепловой энергии с учетом нормативов потребления.
При проверке расчета задолженности за поставленную тепловую энергию на нужды отопления и ГВС суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. Тариф на тепловую энергию (Гкал) - Приказ от 23.11.2009 N 056-227 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую некоторыми теплоснабжающими организациями на территории муниципального образования "город Ульяновск" на 2010 год", согласно пункта 4 конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям УМУП "Теплоком" установлены в размере 896,16 руб. (в том числе население) без НДС.
Тариф на ГВС установлен постановлением Городского комитета по регулированию цен и тарифов города Ульяновска N 242/03-01 от 26.11.2009 "Об установлении тарифа на горячую воду для УМУП "Теплоком" от ОАО "Волжская ТГК" в целях оказания услуг по горячему водоснабжению" в размере 64,35 руб. за 1 куб. метр без НДС. Данный тариф применен при расчете стоимости услуг по горячему водоснабжению, в домах с 4-трубной системой водоснабжения.
В расчете задолженности стоимость теплоносителя принята стоимость в размере 20,49 руб. без НДС. Цена основана с учетом письма Департамента по регулирования цен и тарифов от 16.12.2009 N 06-1432.
- Количество домов ЖСК "Комплекс" - 25, из них: дома 5 этажей и ниже: пр. Созидателей, 72, б. Фестивальный, 15, пр. Тюленева, 4, б-р Пензенский, 3; дома свыше 5 этажей: б-р Львовский, 2, б-р Пензенский, 7, 11, пр. Созидателей, 8, 26, 30, пр. Ульяновский, 13, 15, 17, пр. Филатова, 13, 15, 19, пр. Сурова, 22, 24, 27, 33, 35, ул. Карбышева, 47, пр. Авиастроителей, 12/21, пр. Созидателей, 70, ул. 40-летия Победы, 19;
- дома с четырехтрубной системой теплоснабжения: пр. Созидателей, 26, 30, 8, б-р Львовский, 2, б-р Пензенский, 7, 11; остальные дома - с двухтрубной системой теплоснабжения.
Площади, обогреваемые системой центрального отопления в рассматриваемый период, отражены в Приложении N 1 к договору и письме ЖСК "Комплекс".
Количество зарегистрированных граждан, пользующихся услугой ГВС в рассматриваемый период, сторонами не оспаривалось. Истец в своих расчетах использует информацию, предоставленную ЖСК "Комплекс.
Нормативы потребления установлены: норматив потребления равный 0,19 Гкал на 1 м 2/год (Постановление Главы г. Ульяновска N 2874 от 04.11.2005); норматив потребления ГВС (в домах свыше 5 этажей) равный 3,93 тн на 1 чел. /мес.; норматив потребления ГВС (в домах 5 этажей) равный 3, 59 тн на 1 чел/мес. (постановление Городского Комитета по регулированию цен и тарифов N 143/03-01 от 14.08.2009).
Департаментом по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области с 01.01.2010 года согласована стоимость теплоносителя для ОАО "Волжская ТГК" в размере 19,54 руб., а отпускная цена теплоносителя, подаваемого по сетям УМУП "Теплоком" определена в размере 20,49 руб. за 1 тн. (без НДС).
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете стоимости ГВС для домов по 2-трубной схеме необходимо руководствоваться согласованной стоимостью ХОВ на 2010 год соответственно.
Пункт 4.2 договора предусмотрено, что при изменении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель расчет производится по новому тарифу. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов.
Кроме того, вступившим в законную силу решением суда по делу А72-4334/2009 с ответчика была взыскана задолженность за январь - март 2009 года, установлена обоснованность применения согласованной стоимости ХОВ на текущий год, а не стоимости, установленной в договоре при его заключении.
Для расчетов суд применил следующие формулы:
- - отопление: площадь жилых домов без приборов учета (кв. м) x норматив отпуска отопления (годовой) x тариф на тепловую энергию;
- - ГВС: численность граждан x норматив потребления ГВС (в месяц, с учетом дней наличия ГВС) x тариф на ГВС (для четырехтрубной системы теплоснабжения) либо x расчетную стоимость ГВС (для двухтрубной системы теплоснабжения).
Расчетная стоимость ГВС определяется судом следующим образом: Тариф/20 + стоимость ХОВ.
Таким образом, расчетная стоимость ГВС в 2010 году составила 65,30 руб. (896,16/20 + 20,49).
Правильность расчета ГВС вышеуказанным способом установлена судебной арбитражной практикой по вступившим в законную силу решениям суда по делу N А72-4334/2009, А72-2439/2009, А72-4930/2007, А72-8007/2010, а также решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2013 по делу N А72-8738/2012 между теми же сторонами, но по следующему периоду.
Применив при расчете указанные тарифы, нормативы потребления, с учетом количества домов ЖСК "Комплекс" суд первой инстанции установил стоимость тепловой энергии на нужды отопления и ГВС составила: отопление за июнь 2010 года
7 340 203,02 руб.; отопление за июль 2010 года 5 074 816,67 руб.; отопление за август 2010 - 4 530 444,62 руб.; ГВС за август 2010 года - 7 909 734,08 руб.; отопление за сентябрь 2010 года - 4 530 444,62 руб.; ГВС сентябрь 2010 года 5 094 136,57 руб.; отопление за октябрь 2010 года - 4 530 444,62 руб.; ГВС октябрь 2010 года 7 908 641,99 руб.; отопление ноябрь 2010 года 4 530 444,62 руб.; ГВС за ноябрь 2010 года 7 903 740,04 руб.; отопление декабрь 2010 года 4 530 444,62 руб.; ГВС за декабрь 2010 года 7 897 679,41 руб.
Таким образом, за спорный период июнь 2010 года - декабрь 2010 года стоимость тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения по нормативам потребления составила 49 128 951,78 руб., ответчиком оплачено 34 322 121,90 руб., в связи с чем, задолженность составила 14 806 829,89 руб.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования обосновано, на основании статей 539, 544, 548 ГК РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют сложившейся судебной практике по разрешению данной категории споров (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2010 по делу N А72-4334/2009, от 26.04.2010 по делу N А72-727/2009, от 10.11.2011 по делу N А72-8007/2010, Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2010 N ВАС-8225/10, от 23.04.2012 N ВАС-716/12).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установленный постановлением главы г. Ульяновска N 2874 от 24.11.2005 норматив отпуска тепловой энергии на 1 кв. м отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал, не соответствует Правилам N 306, так как не учитывает конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанный нормативный акт в надлежащем порядке не оспорен, не был признан недействующим и не отменен.
Довод заявителя апелляционной жалобы на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы по определению объема потребления тепловой энергии на отопление отклоняется, поскольку
вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных в статье 82 АПК РФ оснований для проведения экспертизы по определению объема потребления тепловой энергии на отопление и с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для их оценки без проведения экспертизы.
В отсутствие утвержденного тарифа на горячую воду истец определил стоимость коммунального ресурса как стоимость теплоносителя в размере утвержденного тарифа на теплоноситель и тепловой энергии (также по утвержденному тарифу), затраченной на его подогрев согласно нормативу потребления, что соответствует принципам ценообразования, содержащимся в Основах ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 520 от 14.07.2008 (пункты 6, 7, 47 - 49 Основ).
Отклоняется также довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно не применена стоимость теплоносителя в размере 13,78 руб. (без учета НДС), которая была установлена сторонами в дополнительном соглашении N 1 от 11.05.2007 к договору.
В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России N 20-э/2 от 06.08.2004 расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии. Расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
Согласно пункту 4.2 договора при изменении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель расчет производится по новому тарифу, при этом соответствующие изменения в договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов.
Стоимость теплоносителя (химически очищенной воды) в размере 20,04 руб. (без учета НДС), определена истцом на основании письма Министерства экономики от 16.12.2009.
Довод заявителя жалобы о необоснованном непривлечении в качестве третьего лица ОАО "Волжская ТГК" отклоняется.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Исходя из предмета заявленного требования и его оснований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассмотрение судом такого требования непосредственно не влияет на права и обязанности ОАО "Волжская ТГК" по отношению к одной из сторон по данному делу.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Оснований являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июля 2013 года по делу N А72-2656/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Комплекс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ДЕМИНА
Судьи
О.И.БУРТАСОВА
О.Е.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)