Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кузьмина Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Безносовой Е.И., Литвиновой И.В.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 апреля 2014 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Е. к администрации Юргамышского района, финансовому отделу администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе администрации Юргамышского района на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Юргамышского района в интересах Е. - удовлетворить.
Признать за Е. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Е. за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года в сумме рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И., изложившей существо дела, мнение прокурора Половниковой А.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Юргамышского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах Е. к администрации Юргамышского района, финансовому отделу администрации Юргамышского района о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях, в ходе которой установлено, что Е., являющаяся педагогическим работником, перешедшим на пенсию, обладает правом на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение, отопление и освещение. Компенсация понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения ей предоставляется не в полном объеме, предусмотренном Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области". В соответствии с информацией отдела образования администрации Юргамышского района Е. в 2011 году предоставлено куб. м дров, в 2012 году - куб. м дров. Дрова предоставлялись нерасколотыми, что делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. По информации, предоставленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки кубического метра дров в 2011 году составила руб., в 2012 году - руб. Предоставление дров, неготовых к применению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением. Полагает, что Е. понесла убытки, связанные с оплатой расходов на расколку дров. В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, указав период с 01.01.2011 по 31.12.2012, за который просит взыскать вышеназванную сумму.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддерживал.
Истец Е. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддерживала.
Представитель ответчика администрации Юргамышского района и финансового отдела администрации Юргамышского района Д. с требованиями о возмещении понесенных истцом расходов, связанных с оплатой расколки дров не согласилась.
Представитель третьего лица Муниципального учреждения Отдела образования администрации Муниципального образования Юргамышский район в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск полагал, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Представитель третьего лица финансового управления Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Юргамышского района просит решение суда отменить в части взыскания возмещения Е. расходов по расколке дров. В обоснование жалобы указывает, что согласно федеральному законодательству размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Ссылается на порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, принятый во исполнение закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которым услуги по расколке дров не предусмотрены. Финансирование расходов, предусмотренных Законом Курганской области N 75, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В возражениях прокурор, участвующий в деле, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Представитель прокуратуры Курганской области Половникова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Правительство Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы администрация Юргамышского района.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Е. зарегистрирована и проживает по. С 01.09.1967 по 25.08.1995 осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном казенном образовательном учреждении "Красноуральская основная общеобразовательная школа", ей назначена пенсия.
Являясь педагогическим работником, вышедшем на пенсию, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11.11.2011) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ (статья 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было предусмотрено для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), что указано в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", после 01.05.2005 федеральным законодателем сохранены.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующего с 11.11.2011) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (в редакции от 23.07.2009, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Материалами дела установлено, что Е. в 2011-2012 годах приобретены дрова в количестве по куб. м ежегодно, расходы по приобретению дров были ей компенсированы путем выплаты денежных средств.
Как поясняла истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и не оспорено представителем ответчиков, дрова для отопления жилого помещения с 2011 года ей предоставлялись в нерасколотом виде, в связи с чем она вынуждена была понести расходы на расколку дров путем заключения соответствующих договоров и выплате средств по договорам.
Суд первой инстанции установил, что Е. обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области с заявлением о возмещении понесенных ею расходов по расколке дров, однако расходы ей не были возмещены.
В целях реализации Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Суд первой инстанции, с учетом обстоятельств дела и положений приведенного законодательства, пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения Е. расходов, понесенных в связи с расколкой дров.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен в пункте 12 указанного выше постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что указанным выше Порядком не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров является несостоятельным, поскольку, приобретая дрова в нерасколотом виде, Е. в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия, распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены истице в таком виде, в котором возможно их использование по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае Е. будет лишена возможности использовать предоставленные ей законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Обосновывая размер понесенных Е. убытков в виде расходов на расколку дров, истец ссылался на договоры возмездного оказания услуг, заключенные 14.08.2011 и 09.09.2012 с., по условиям которых последний оказал Е. услуги по расколке дров объемом куб. м, за оказание которых произведена оплата в 2011 году в размере рублей, исходя из стоимости рублей за 1 куб. м дров, и в 2012 году - рублей исходя из стоимости рублей за 1 куб. м дров (л.д. 15-17).
Однако, согласно представленной в дело справке ГУП "Юргамышский лесхоз" от 15.08.2012, стоимость расколки 1 куб. м дров в 2011-2012 годах с учетом уральского коэффициента составила рублей.
Суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению (п. 1 ст. 404 ГК РФ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что у Е. имелась возможность воспользоваться услугами ГУП "Юргамышский лесхоз", однако она не приняла мер к уменьшению убытков и заключила договор на расколку дров по более высокой цене, в связи с чем суд находит необходимым снизить размер ответственности ответчика, исходя из стоимости услуг по расколке дров за 1 куб. м за рублей.
При таких обстоятельствах суд считает возможным уточнить резолютивную часть решения, уменьшив размер взыскиваемой в пользу Е. суммы до рублей ().
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Юргамышского районного суда Курганской области в части взыскания с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Е. за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года, уменьшив размер взыскиваемой суммы до рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1076/2014
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. по делу N 33-1076/2014
Судья: Кузьмина Н.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Безносовой Е.И., Литвиновой И.В.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 апреля 2014 года гражданское дело по иску прокурора Юргамышского района в интересах Е. к администрации Юргамышского района, финансовому отделу администрации Юргамышского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе администрации Юргамышского района на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 24 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Юргамышского района в интересах Е. - удовлетворить.
Признать за Е. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения для возмещения понесенных расходов в полном объеме за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года.
Взыскать с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Е. за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года в сумме рублей".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И., изложившей существо дела, мнение прокурора Половниковой А.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Юргамышского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах Е. к администрации Юргамышского района, финансовому отделу администрации Юргамышского района о признании права на меры социальной поддержки и взыскании денежных средств. В обоснование заявленных требований указывал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях, в ходе которой установлено, что Е., являющаяся педагогическим работником, перешедшим на пенсию, обладает правом на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату за жилое помещение, отопление и освещение. Компенсация понесенных расходов на оплату отопления жилого помещения ей предоставляется не в полном объеме, предусмотренном Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области". В соответствии с информацией отдела образования администрации Юргамышского района Е. в 2011 году предоставлено куб. м дров, в 2012 году - куб. м дров. Дрова предоставлялись нерасколотыми, что делает невозможным их использование по прямому назначению и требует дополнительных расходов. По информации, предоставленной ГУП "Юргамышский лесхоз", стоимость расколки кубического метра дров в 2011 году составила руб., в 2012 году - руб. Предоставление дров, неготовых к применению, нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением. Полагает, что Е. понесла убытки, связанные с оплатой расходов на расколку дров. В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, указав период с 01.01.2011 по 31.12.2012, за который просит взыскать вышеназванную сумму.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддерживал.
Истец Е. исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддерживала.
Представитель ответчика администрации Юргамышского района и финансового отдела администрации Юргамышского района Д. с требованиями о возмещении понесенных истцом расходов, связанных с оплатой расколки дров не согласилась.
Представитель третьего лица Муниципального учреждения Отдела образования администрации Муниципального образования Юргамышский район в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск полагал, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Представитель третьего лица финансового управления Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Юргамышского района просит решение суда отменить в части взыскания возмещения Е. расходов по расколке дров. В обоснование жалобы указывает, что согласно федеральному законодательству размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Ссылается на порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, принятый во исполнение закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которым услуги по расколке дров не предусмотрены. Финансирование расходов, предусмотренных Законом Курганской области N 75, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В возражениях прокурор, участвующий в деле, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
Представитель прокуратуры Курганской области Половникова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Правительство Курганской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы администрация Юргамышского района.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомили. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Е. зарегистрирована и проживает по. С 01.09.1967 по 25.08.1995 осуществляла педагогическую деятельность в муниципальном казенном образовательном учреждении "Красноуральская основная общеобразовательная школа", ей назначена пенсия.
Являясь педагогическим работником, вышедшем на пенсию, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11.11.2011) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ (статья 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было предусмотрено для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), что указано в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.05.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", после 01.05.2005 федеральным законодателем сохранены.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующего с 11.11.2011) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (в редакции от 23.07.2009, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Материалами дела установлено, что Е. в 2011-2012 годах приобретены дрова в количестве по куб. м ежегодно, расходы по приобретению дров были ей компенсированы путем выплаты денежных средств.
Как поясняла истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и не оспорено представителем ответчиков, дрова для отопления жилого помещения с 2011 года ей предоставлялись в нерасколотом виде, в связи с чем она вынуждена была понести расходы на расколку дров путем заключения соответствующих договоров и выплате средств по договорам.
Суд первой инстанции установил, что Е. обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области с заявлением о возмещении понесенных ею расходов по расколке дров, однако расходы ей не были возмещены.
В целях реализации Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области (далее Порядок), который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно пункту 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Суд первой инстанции, с учетом обстоятельств дела и положений приведенного законодательства, пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения Е. расходов, понесенных в связи с расколкой дров.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен в пункте 12 указанного выше постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что указанным выше Порядком не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров является несостоятельным, поскольку, приобретая дрова в нерасколотом виде, Е. в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия, распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены истице в таком виде, в котором возможно их использование по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае Е. будет лишена возможности использовать предоставленные ей законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и не могут повлечь отмену законного и обоснованного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
Обосновывая размер понесенных Е. убытков в виде расходов на расколку дров, истец ссылался на договоры возмездного оказания услуг, заключенные 14.08.2011 и 09.09.2012 с., по условиям которых последний оказал Е. услуги по расколке дров объемом куб. м, за оказание которых произведена оплата в 2011 году в размере рублей, исходя из стоимости рублей за 1 куб. м дров, и в 2012 году - рублей исходя из стоимости рублей за 1 куб. м дров (л.д. 15-17).
Однако, согласно представленной в дело справке ГУП "Юргамышский лесхоз" от 15.08.2012, стоимость расколки 1 куб. м дров в 2011-2012 годах с учетом уральского коэффициента составила рублей.
Суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению (п. 1 ст. 404 ГК РФ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что у Е. имелась возможность воспользоваться услугами ГУП "Юргамышский лесхоз", однако она не приняла мер к уменьшению убытков и заключила договор на расколку дров по более высокой цене, в связи с чем суд находит необходимым снизить размер ответственности ответчика, исходя из стоимости услуг по расколке дров за 1 куб. м за рублей.
При таких обстоятельствах суд считает возможным уточнить резолютивную часть решения, уменьшив размер взыскиваемой в пользу Е. суммы до рублей ().
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 24 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Юргамышского района Курганской области - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения Юргамышского районного суда Курганской области в части взыскания с муниципального образования Юргамышского района в лице - муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Е. за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года, уменьшив размер взыскиваемой суммы до рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)