Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Инта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 по делу N А29-3816/2014, принятое судом в составе судьи Вахричева Е.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Патриот"
к Администрации муниципального образования городского округа "Инта"
(ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438),
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 1104011672, ОГРН: 1081104000053),
о возмещении затрат,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Патриот" (далее - Истец, ООО "Патриот", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Администрации муниципального образования городского округа Инта (далее - Ответчик, Администрация) о взыскании суммы субсидий на возмещение затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства в части содержания, ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД), а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования городского округа "Инта" за период с 01.03.2012 по 31.12.2013 в сумме 2 562 172,01 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - МКУ "УЖКХ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 иск удовлетворен.
Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, указав при этом, что при принятии решения суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что спорные правоотношения регламентированы только нормами гражданского законодательства, и не принял во внимание, что в них содержатся элементы публично-правовых отношений, и основанием их возникновения является совокупность юридических фактов и обстоятельств, связанных с финансированием из бюджета муниципального образования, то есть в данном случае имеют место бюджетные правоотношения, нежели гражданско-правовые.
Так, по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации выплата субсидий осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Условия договоров на выплату субсидий не могут противоречить актам местной администрации, устанавливающим порядок выплаты субсидий.
Исходя из предмета и основания иска по данному делу и в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания входят следующие обстоятельства:
- - включение в бюджет МОГО "Инта" на 2014 год расходов на выплату субсидий на компенсацию выпадающих доходов для организаций, оказывающих населению коммунальные услуги;
- - экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, утвержденный для истца уполномоченным органом; установленный уполномоченным органом тариф на тепловую энергию для населения г. Инта;
- - факт оказания истцом услуг по теплоснабжению населения;
- - объем оказанных истцом населению услуг;
- - стоимость данных услуг за спорный период для истца.
Без установления судом указанных обстоятельств невозможно установить и определить размер субсидии, подлежащей выплате Истцу в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий.
Таким образом, заявитель жалобы считает, что решение от 05.03.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а также неверно оценил фактические обстоятельства дела.
ООО "Паритет" и муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Истец и Ответчик ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец осуществлял деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: ул. Березовская, 9, 12, 14, 16; ул. Восточная, 86, 88; ул. Заводская, 3а; ул. Кирова, 3, 10, 11, 12, 13, 15, 18, 20, 24, 27, 29, 30, 32; ул. Лермонтова, 7, 8, 10; ул. Полярная, 17, ул. Советская, 9а, 11а; ул. Спортивная, 117, 119, 120; ул. Халеева, 4.
Неисполнение Администрацией, являющейся собственником части помещений в домах по названным адресам, обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 36, 37, 39, 153 - 155, 157, 158, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 125, 209, 210, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), требования Истца признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ обязанность по оплате за коммунальные услуги несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
На основании статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 1 статьи 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В связи с тем, что в силу характера правоотношений по содержанию имущества в многоквартирном доме размер расходов управляющей организации и размер платы собственников находящихся в таком доме помещений не совпадают, управляющая организация не обязана доказывать размер своих фактических расходов по содержанию общего имущества в соответствующем доме.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Пункт 1 статьи 37, пункты 1, 2 статьи 39 ЖК РФ установили, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Жилые и нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего общего имущества в многоквартирном доме. Эти расходы по содержанию обусловлены необходимостью эксплуатации общего имущества и поэтому являются обязательными.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно "Порядку предоставления из бюджета муниципального городского округа "Инта" в 2014 году субсидий на возмещение затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства в части содержания, ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования городского округа "Инта", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Инта" от 21.01.2014 N 1/84 (далее - "Порядок...") главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете МО ГО "Инта" в 2014 на возмещение затрат организациям в части содержания, ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности МО ГО "Инта", является администрация муниципального образования городского округа "Инта" (пункт 2.1. порядка).
Пунктом 3.1 "Порядка..." определено, что для получения субсидии организации предоставляют в МКУ "УЖКХ" следующие документы: надлежащим образом заверенную копию договора управления многоквартирным домом с Приложениями или заверенную в надлежащем порядке копию протокола общего собрания собственников многоквартирных домов (о выборе способа управления многоквартирными домами; об утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов), либо решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования городского округа "Инта" о передаче многоквартирных домов во временное управление; расчет сумм по возмещению затрат, возникающих в результате содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов в части пустующих жилых помещений согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку; расчет сумм по возмещению затрат, возникающих в результате потребления тепловой энергии в части пустующих жилых помещений согласно приложению 3 к настоящему "Порядку...".
На основании пунктов 3.3 - 3.7 "Порядка..." МКУ "УЖКХ" для согласования адресного списка пустующих жилых помещений в течение двух рабочих дней направляет расчеты по возмещению затрат в администрацию муниципального образования городского округа "Инта". Руководитель администрации, заместитель руководителя или руководитель аппарата в соответствии с регламентом работы администрации, направляет расчеты для проверки в сектор по управлению муниципальным имуществом администрации на предмет уточнения общей площади и принадлежности к муниципальной собственности пустующих жилых помещений, представленных в списке. Сектор в течение пяти рабочих дней со дня получения проверяет представленные расчеты. В случае выявления несоответствий, расчеты с мотивированными замечаниями, согласно регламенту работы администрации, за подписью руководителя администрации, заместителя руководителя или руководителя аппарата, направляются в МКУ "УЖКХ". В случае согласования, Сектор, с письменного согласия руководителя администрации, заместителя руководителя или руководителя аппарата, поручившего рассмотреть документы, направляет расчеты в отдел по предоставлению жилищных субсидий, учету и распределению жилья администрации на предмет проверки периодов незаселения. Отдел в течение пяти рабочих дней со дня получения проверяет представленные расчеты. Согласованные или несогласованные расчеты с мотивированными замечаниями, в соответствии с регламентом работы администрации, за подписью руководителя администрации, заместителя руководителя или руководителя аппарата направляются в МКУ "УЖКХ". В случае несогласования расчетов Сектором или Отделом МКУ "УЖКХ" возвращает расчеты с мотивированным отказом в Организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД в спорный период Общество осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными на территории МО ГО "Инта" по адресам: ул. Березовская, д. 9, 12, 14, 16; ул. Восточная д. 86, д. 88; ул. Заводская, д. 3а; ул. Кирова д. 3, д. 10, д. 11, д. 12, д. 13, д. 15, д. 18, д. 20, д. 24, д. 27, д. 29, д. 30, д. 32; ул. Лермонтова д. 7, д. 8, д. 10; ул. Полярная д. 17; ул. Советская д. 9а, 11а; ул. Спортивная д. 117, д. 119, д. 120; ул. Халеева д. 4.
В обслуживаемых по указанным договорам многоквартирных домах имелись пустующие (незаселенные) жилые помещения (квартиры), являющиеся собственностью МО ГО "Инта".
Между Администрацией (собственником жилых помещений в указанных МКД) и Обществом заключены договоры управления от 15.12.2011, по условиям которых управляющая компания (Общество) в течение согласованного с Администрацией (собственником) срока за плату оказывает услуги по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, а также предоставлению коммунальных услуг в указанных МКД.
В разделе 5 договоров управления МКД определено, что цена договора и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД, устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество пропорционально занимаемому собственником помещению. Цена договора после его заключения подлежит изменению в случае изменения тарифов: на коммунальные услуги органом исполнительной власти Республики Коми или органами местного самоуправления, уполномоченным в области государственного регулирования и установления тарифов; жилищные услуги органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным в области государственного регулирования и установления тарифов или органами местного самоуправления, в случаях изменения нормативов потребления и тарифов или органами местного самоуправления, в случаях изменения нормативов потребления и тарифов для населения.
Размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома согласован сторонами в пункте 5.3.2. договоров управления МКД.
Согласно пункту 5.4.1 договоров размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В период с 01.03.2012 по 31.12.2013 Общество выполняло работы и услуги, связанные с управлением, содержание и текущим ремонтом вышеуказанных многоквартирных домов, обеспечением их тепловой энергией.
Письмом от 14.02.2014 N 1235/02 Общество направило в адрес МКУ "УЖКХ" (получено 17.02.2014) необходимые документы для получения из бюджета муниципального образования субсидий на возмещение затрат управляющей организации в части содержания, текущего ремонта общего имущества МКД, а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности МО ГО "Инта" за период с 01.03.2012 по 31.12.2013.
Письмом от 20.02.2014 N 431 МКУ "УЖКХ" со ссылкой на "Порядок..." в связи с недостаточностью бюджетных лимитов статьям расходов МКУ "УЖКХ" возвратило Обществу несогласованные расчеты.
Факт оказания Истцом услуг по содержанию общего имущества МКД и отоплению жилых помещений в спорный период Ответчиком не оспаривается, соответственно, МО ГО "Инта как собственник помещений в МКД, являлся потребителем услуг, оказываемых управляющей организацией.
Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества соответствует условиям договоров управления МКД.
Расчет задолженности по оплате тепловой энергии произведен Истцом исходя из общей площади жилых помещений, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, установленных уполномоченными органами исполнительной власти.
Доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения Истцом услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества МКД Ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что пустующие жилые помещения являются муниципальной собственностью МО ГО "Инта", судом первой инстанции обоснованно было указано, что бремя их содержания несет муниципальное образование, которое и обязано в данном случае оплатить предоставленные Обществом услуги по управлению спорными МКД, стоимость которых составила 2 562 172,01 руб.
Довод Ответчика о том, что в рассматриваемом случае имели место бюджетные правоотношения, а не гражданско-правовые, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку имевшие место правоотношения Администрации и Общества не соответствуют понятию бюджетных правоотношений, данному в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а вытекают из заключенных договоров по управлению МКД.
В связи с этим отклоняется также довод Администрации о том, что в предмет доказывания по настоящему делу, в том числе, должен входить факт включение в бюджет МО ГО "Инта" на 2014 расходов на выплату субсидий на компенсацию выпадающих доходов для организаций, оказывающих населению коммунальные услуги. Кроме того, Общество, обращаясь в суд с иском о взыскании стоимости оказанных им услуг в качестве управляющей компании, не обязано исследовать и изучать сформированный на 2014 бюджет МО ГО "Инта".
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам, у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 по делу N А29-3816/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Инта" (ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2015 N 02АП-3597/2015 ПО ДЕЛУ N А29-3816/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. по делу N А29-3816/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Ившиной Г.Г., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Инта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 по делу N А29-3816/2014, принятое судом в составе судьи Вахричева Е.Н.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Патриот"
к Администрации муниципального образования городского округа "Инта"
(ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438),
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 1104011672, ОГРН: 1081104000053),
о возмещении затрат,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Патриот" (далее - Истец, ООО "Патриот", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Администрации муниципального образования городского округа Инта (далее - Ответчик, Администрация) о взыскании суммы субсидий на возмещение затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства в части содержания, ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД), а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования городского округа "Инта" за период с 01.03.2012 по 31.12.2013 в сумме 2 562 172,01 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - МКУ "УЖКХ", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 иск удовлетворен.
Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, указав при этом, что при принятии решения суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что спорные правоотношения регламентированы только нормами гражданского законодательства, и не принял во внимание, что в них содержатся элементы публично-правовых отношений, и основанием их возникновения является совокупность юридических фактов и обстоятельств, связанных с финансированием из бюджета муниципального образования, то есть в данном случае имеют место бюджетные правоотношения, нежели гражданско-правовые.
Так, по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации выплата субсидий осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления. Условия договоров на выплату субсидий не могут противоречить актам местной администрации, устанавливающим порядок выплаты субсидий.
Исходя из предмета и основания иска по данному делу и в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания входят следующие обстоятельства:
- - включение в бюджет МОГО "Инта" на 2014 год расходов на выплату субсидий на компенсацию выпадающих доходов для организаций, оказывающих населению коммунальные услуги;
- - экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, утвержденный для истца уполномоченным органом; установленный уполномоченным органом тариф на тепловую энергию для населения г. Инта;
- - факт оказания истцом услуг по теплоснабжению населения;
- - объем оказанных истцом населению услуг;
- - стоимость данных услуг за спорный период для истца.
Без установления судом указанных обстоятельств невозможно установить и определить размер субсидии, подлежащей выплате Истцу в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидий.
Таким образом, заявитель жалобы считает, что решение от 05.03.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а также неверно оценил фактические обстоятельства дела.
ООО "Паритет" и муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Истец и Ответчик ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец осуществлял деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: ул. Березовская, 9, 12, 14, 16; ул. Восточная, 86, 88; ул. Заводская, 3а; ул. Кирова, 3, 10, 11, 12, 13, 15, 18, 20, 24, 27, 29, 30, 32; ул. Лермонтова, 7, 8, 10; ул. Полярная, 17, ул. Советская, 9а, 11а; ул. Спортивная, 117, 119, 120; ул. Халеева, 4.
Неисполнение Администрацией, являющейся собственником части помещений в домах по названным адресам, обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 36, 37, 39, 153 - 155, 157, 158, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 125, 209, 210, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), требования Истца признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ обязанность по оплате за коммунальные услуги несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
На основании статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 1 статьи 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В связи с тем, что в силу характера правоотношений по содержанию имущества в многоквартирном доме размер расходов управляющей организации и размер платы собственников находящихся в таком доме помещений не совпадают, управляющая организация не обязана доказывать размер своих фактических расходов по содержанию общего имущества в соответствующем доме.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Пункт 1 статьи 37, пункты 1, 2 статьи 39 ЖК РФ установили, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Жилые и нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего общего имущества в многоквартирном доме. Эти расходы по содержанию обусловлены необходимостью эксплуатации общего имущества и поэтому являются обязательными.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно "Порядку предоставления из бюджета муниципального городского округа "Инта" в 2014 году субсидий на возмещение затрат организациям жилищно-коммунального хозяйства в части содержания, ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования городского округа "Инта", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Инта" от 21.01.2014 N 1/84 (далее - "Порядок...") главным распорядителем средств, предусмотренных в бюджете МО ГО "Инта" в 2014 на возмещение затрат организациям в части содержания, ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности МО ГО "Инта", является администрация муниципального образования городского округа "Инта" (пункт 2.1. порядка).
Пунктом 3.1 "Порядка..." определено, что для получения субсидии организации предоставляют в МКУ "УЖКХ" следующие документы: надлежащим образом заверенную копию договора управления многоквартирным домом с Приложениями или заверенную в надлежащем порядке копию протокола общего собрания собственников многоквартирных домов (о выборе способа управления многоквартирными домами; об утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов), либо решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования городского округа "Инта" о передаче многоквартирных домов во временное управление; расчет сумм по возмещению затрат, возникающих в результате содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов в части пустующих жилых помещений согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Порядку; расчет сумм по возмещению затрат, возникающих в результате потребления тепловой энергии в части пустующих жилых помещений согласно приложению 3 к настоящему "Порядку...".
На основании пунктов 3.3 - 3.7 "Порядка..." МКУ "УЖКХ" для согласования адресного списка пустующих жилых помещений в течение двух рабочих дней направляет расчеты по возмещению затрат в администрацию муниципального образования городского округа "Инта". Руководитель администрации, заместитель руководителя или руководитель аппарата в соответствии с регламентом работы администрации, направляет расчеты для проверки в сектор по управлению муниципальным имуществом администрации на предмет уточнения общей площади и принадлежности к муниципальной собственности пустующих жилых помещений, представленных в списке. Сектор в течение пяти рабочих дней со дня получения проверяет представленные расчеты. В случае выявления несоответствий, расчеты с мотивированными замечаниями, согласно регламенту работы администрации, за подписью руководителя администрации, заместителя руководителя или руководителя аппарата, направляются в МКУ "УЖКХ". В случае согласования, Сектор, с письменного согласия руководителя администрации, заместителя руководителя или руководителя аппарата, поручившего рассмотреть документы, направляет расчеты в отдел по предоставлению жилищных субсидий, учету и распределению жилья администрации на предмет проверки периодов незаселения. Отдел в течение пяти рабочих дней со дня получения проверяет представленные расчеты. Согласованные или несогласованные расчеты с мотивированными замечаниями, в соответствии с регламентом работы администрации, за подписью руководителя администрации, заместителя руководителя или руководителя аппарата направляются в МКУ "УЖКХ". В случае несогласования расчетов Сектором или Отделом МКУ "УЖКХ" возвращает расчеты с мотивированным отказом в Организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД в спорный период Общество осуществляло управление многоквартирными домами, расположенными на территории МО ГО "Инта" по адресам: ул. Березовская, д. 9, 12, 14, 16; ул. Восточная д. 86, д. 88; ул. Заводская, д. 3а; ул. Кирова д. 3, д. 10, д. 11, д. 12, д. 13, д. 15, д. 18, д. 20, д. 24, д. 27, д. 29, д. 30, д. 32; ул. Лермонтова д. 7, д. 8, д. 10; ул. Полярная д. 17; ул. Советская д. 9а, 11а; ул. Спортивная д. 117, д. 119, д. 120; ул. Халеева д. 4.
В обслуживаемых по указанным договорам многоквартирных домах имелись пустующие (незаселенные) жилые помещения (квартиры), являющиеся собственностью МО ГО "Инта".
Между Администрацией (собственником жилых помещений в указанных МКД) и Обществом заключены договоры управления от 15.12.2011, по условиям которых управляющая компания (Общество) в течение согласованного с Администрацией (собственником) срока за плату оказывает услуги по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, а также предоставлению коммунальных услуг в указанных МКД.
В разделе 5 договоров управления МКД определено, что цена договора и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД, устанавливается в соответствии с долей в праве собственности на общее имущество пропорционально занимаемому собственником помещению. Цена договора после его заключения подлежит изменению в случае изменения тарифов: на коммунальные услуги органом исполнительной власти Республики Коми или органами местного самоуправления, уполномоченным в области государственного регулирования и установления тарифов; жилищные услуги органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным в области государственного регулирования и установления тарифов или органами местного самоуправления, в случаях изменения нормативов потребления и тарифов или органами местного самоуправления, в случаях изменения нормативов потребления и тарифов для населения.
Размер платы за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома согласован сторонами в пункте 5.3.2. договоров управления МКД.
Согласно пункту 5.4.1 договоров размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В период с 01.03.2012 по 31.12.2013 Общество выполняло работы и услуги, связанные с управлением, содержание и текущим ремонтом вышеуказанных многоквартирных домов, обеспечением их тепловой энергией.
Письмом от 14.02.2014 N 1235/02 Общество направило в адрес МКУ "УЖКХ" (получено 17.02.2014) необходимые документы для получения из бюджета муниципального образования субсидий на возмещение затрат управляющей организации в части содержания, текущего ремонта общего имущества МКД, а также потребления тепловой энергии пустующих жилых помещений, находящихся в собственности МО ГО "Инта" за период с 01.03.2012 по 31.12.2013.
Письмом от 20.02.2014 N 431 МКУ "УЖКХ" со ссылкой на "Порядок..." в связи с недостаточностью бюджетных лимитов статьям расходов МКУ "УЖКХ" возвратило Обществу несогласованные расчеты.
Факт оказания Истцом услуг по содержанию общего имущества МКД и отоплению жилых помещений в спорный период Ответчиком не оспаривается, соответственно, МО ГО "Инта как собственник помещений в МКД, являлся потребителем услуг, оказываемых управляющей организацией.
Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества соответствует условиям договоров управления МКД.
Расчет задолженности по оплате тепловой энергии произведен Истцом исходя из общей площади жилых помещений, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, установленных уполномоченными органами исполнительной власти.
Доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения Истцом услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества МКД Ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что пустующие жилые помещения являются муниципальной собственностью МО ГО "Инта", судом первой инстанции обоснованно было указано, что бремя их содержания несет муниципальное образование, которое и обязано в данном случае оплатить предоставленные Обществом услуги по управлению спорными МКД, стоимость которых составила 2 562 172,01 руб.
Довод Ответчика о том, что в рассматриваемом случае имели место бюджетные правоотношения, а не гражданско-правовые, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку имевшие место правоотношения Администрации и Общества не соответствуют понятию бюджетных правоотношений, данному в статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а вытекают из заключенных договоров по управлению МКД.
В связи с этим отклоняется также довод Администрации о том, что в предмет доказывания по настоящему делу, в том числе, должен входить факт включение в бюджет МО ГО "Инта" на 2014 расходов на выплату субсидий на компенсацию выпадающих доходов для организаций, оказывающих населению коммунальные услуги. Кроме того, Общество, обращаясь в суд с иском о взыскании стоимости оказанных им услуг в качестве управляющей компании, не обязано исследовать и изучать сформированный на 2014 бюджет МО ГО "Инта".
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам, у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.03.2015 по делу N А29-3816/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Инта" (ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)