Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Семеновой Т.П., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5605/2015) государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17 марта 2015 года по делу N А70-9721/2014 (судья Куприна Н.А), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (ОГРН 1037200561870, ИНН 7204038904), Территориальному Управлению Росимущества в Тюменской области (ИНН 7202198042 ОГРН 1097232017574), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области (ИНН 7202065853 ОГРН 1027200788559), Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134 ОГРН 1087746829994) о взыскании 15 960 руб. 41 коп.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (далее - ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области, Управление, ответчик) о взыскании 15 960 руб. 41 коп.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 25.11.2014 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Территориальное Управление Росимущества в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области).
Определением суда от 18.12.2014 по делу N А70-9721/2014 ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 02.02.2015 к участию в деле N А70-9721/2014 в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее - Минфин России), Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).
До разрешения спора по существу истец уточнил ответчика, просит взыскать денежные средства с ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.03.2015 по делу N А70-9721/2014 исковые требования удовлетворены. С ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области в пользу ООО "Тюмень Водоканал" взыскано 15 960 руб. 41 коп. основного долга, а также 2 000 руб. государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Как указывает ответчик, нежилое помещение общей площадью 302,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 6а/2, принадлежит ему на праве оперативного управления в связи с чем, он не должен нести расходы по установке приборов учета.
ООО "Тюмень Водоканал" и ТУ Росимущества в Тюменской области в письменных отзывах на апелляционную жалобу, представленных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возражают против ее удовлетворения, просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу N А70-9721/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 02.07.2015.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "Тюмень Водоканал" и ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области заключен единый типовой договор N 00502/029/95 холодного водоснабжения и водоотведения от 30.12.2013 на объекте: нежилое помещение площадью 302,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 6а/2.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергоснабжении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме 6а/2 по улице Республики в городе Тюмени в установленный Законом об энергоснабжении срок (до 01.07.2012) не произвели установку общедомового прибора учета холодной воды, установку общедомового прибора учета холодной воды в указанном многоквартирном доме произвел истец.
Для установки общедомовых приборов учета, в том числе и в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень. ул. Республики, д. 6а/2, ООО "Тюмень Водоканал" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Взлет-Тюмень" (далее - ООО "Взлет-Тюмень", исполнитель) договор N 012-13/Д оказания услуг по проектированию и установке узлов учета воды на многоквартирных домах от 05.04.2013, в соответствии с которым в указанном выше многоквартирном доме был установлен прибор учета, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 259-Пр/2 от 30.11.2013.
ООО "Тюмень Водоканал" произвело расчет стоимости работ, исходя из площади нежилого помещения, принадлежащего ответчику, и выставило ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области счет на оплату на сумму 15 690 руб. 41 коп.
Отсутствие действий ответчика по возмещению затрат на установку общедомового прибора учета явилось основанием для обращения ООО "Тюмень Водоканал" в суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, взыскавшего с Управления 15 690 руб. 41 коп., составляющих расходы истца на установку общедомового прибора учета воды, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно части 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2013 организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При этом на лицо, не исполнившее в установленный срок требования по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, указанной статьей возложена обязанность оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Поскольку в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 6а/2, в срок до 01.07.2012 не установлен общедомовой прибор учета холодной воды, данная обязанность, в соответствии с положениями Закона об энергосбережении, переходит к ООО "Тюмень Водоканал" (в срок до 01.01.2013).
Истец произвел установку общедомового прибора учета холодной воды, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком по существу не оспаривается.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 38.1 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Доказательств возмещения истцу расходов на установку общедомового прибора учета ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил.
Поэтому исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Возражения ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате установки общедомового прибора учета по причине нахождения помещения на праве оперативного управления, основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.12.2012 N ВАС-15799/12, в соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Ограничений по содержанию данного имущества, и, как следствие, нести соответствующие расходы, закон не содержит.
Такой вывод суда апелляционной инстанции согласуется с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлениях от 15.12.2014 по делу N А46-12899/2013, от 24.04.2015 по делу N А27-15293/2014.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17 марта 2015 года по делу N А70-9721/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 08АП-5605/2015 ПО ДЕЛУ N А70-9721/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 08АП-5605/2015
Дело N А70-9721/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Семеновой Т.П., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5605/2015) государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17 марта 2015 года по делу N А70-9721/2014 (судья Куприна Н.А), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194) к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (ОГРН 1037200561870, ИНН 7204038904), Территориальному Управлению Росимущества в Тюменской области (ИНН 7202198042 ОГРН 1097232017574), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области (ИНН 7202065853 ОГРН 1027200788559), Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН 7710723134 ОГРН 1087746829994) о взыскании 15 960 руб. 41 коп.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Тюменском районе Тюменской области (далее - ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области, Управление, ответчик) о взыскании 15 960 руб. 41 коп.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 25.11.2014 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Территориальное Управление Росимущества в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области).
Определением суда от 18.12.2014 по делу N А70-9721/2014 ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 02.02.2015 к участию в деле N А70-9721/2014 в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тюменской области (далее - Минфин России), Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ).
До разрешения спора по существу истец уточнил ответчика, просит взыскать денежные средства с ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.03.2015 по делу N А70-9721/2014 исковые требования удовлетворены. С ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области в пользу ООО "Тюмень Водоканал" взыскано 15 960 руб. 41 коп. основного долга, а также 2 000 руб. государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Как указывает ответчик, нежилое помещение общей площадью 302,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 6а/2, принадлежит ему на праве оперативного управления в связи с чем, он не должен нести расходы по установке приборов учета.
ООО "Тюмень Водоканал" и ТУ Росимущества в Тюменской области в письменных отзывах на апелляционную жалобу, представленных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), возражают против ее удовлетворения, просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу N А70-9721/2014 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 02.07.2015.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "Тюмень Водоканал" и ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области заключен единый типовой договор N 00502/029/95 холодного водоснабжения и водоотведения от 30.12.2013 на объекте: нежилое помещение площадью 302,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 6а/2.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении) до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергоснабжении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
В связи с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме 6а/2 по улице Республики в городе Тюмени в установленный Законом об энергоснабжении срок (до 01.07.2012) не произвели установку общедомового прибора учета холодной воды, установку общедомового прибора учета холодной воды в указанном многоквартирном доме произвел истец.
Для установки общедомовых приборов учета, в том числе и в многоквартирном доме по адресу: г. Тюмень. ул. Республики, д. 6а/2, ООО "Тюмень Водоканал" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Взлет-Тюмень" (далее - ООО "Взлет-Тюмень", исполнитель) договор N 012-13/Д оказания услуг по проектированию и установке узлов учета воды на многоквартирных домах от 05.04.2013, в соответствии с которым в указанном выше многоквартирном доме был установлен прибор учета, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 259-Пр/2 от 30.11.2013.
ООО "Тюмень Водоканал" произвело расчет стоимости работ, исходя из площади нежилого помещения, принадлежащего ответчику, и выставило ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области счет на оплату на сумму 15 690 руб. 41 коп.
Отсутствие действий ответчика по возмещению затрат на установку общедомового прибора учета явилось основанием для обращения ООО "Тюмень Водоканал" в суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, взыскавшего с Управления 15 690 руб. 41 коп., составляющих расходы истца на установку общедомового прибора учета воды, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно части 7 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 01.01.2013 организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При этом на лицо, не исполнившее в установленный срок требования по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, указанной статьей возложена обязанность оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Поскольку в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 6а/2, в срок до 01.07.2012 не установлен общедомовой прибор учета холодной воды, данная обязанность, в соответствии с положениями Закона об энергосбережении, переходит к ООО "Тюмень Водоканал" (в срок до 01.01.2013).
Истец произвел установку общедомового прибора учета холодной воды, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком по существу не оспаривается.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (часть 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 38.1 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Доказательств возмещения истцу расходов на установку общедомового прибора учета ответчик в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представил.
Поэтому исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Возражения ответчика об отсутствии у него обязанности по оплате установки общедомового прибора учета по причине нахождения помещения на праве оперативного управления, основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.12.2012 N ВАС-15799/12, в соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Ограничений по содержанию данного имущества, и, как следствие, нести соответствующие расходы, закон не содержит.
Такой вывод суда апелляционной инстанции согласуется с позицией Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлениях от 15.12.2014 по делу N А46-12899/2013, от 24.04.2015 по делу N А27-15293/2014.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ГУ УПФ РФ в Тюменском районе Тюменской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 17 марта 2015 года по делу N А70-9721/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.В.СМОЛЬНИКОВА
М.В.СМОЛЬНИКОВА
Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
Н.А.ШАРОВА
Т.П.СЕМЕНОВА
Н.А.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)