Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО ТП "Сударушка" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 по делу N А32-28851/2014
по иску ООО ТП "Сударушка"
к ответчику - администрации муниципального образования город Краснодар
о сохранении нежилых помещений в перепланированном состоянии
принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговое предприятие "Сударушка" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о сохранении нежилых помещений литер "Б" инв. N 40 - торговый зал площадью 87,3 кв. м, инв. N 40/4 - подсобное помещение, площадью 10,1 кв. м, инв. N 40/5 - подсобное помещение, площадью 4,2 кв. м, инв. N 40/6 - тамбур, площадью 5,7 кв. м, инв. N 40/7 - нежилое помещение, площадью11,6 кв. м, всего общей площадью 101,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 69 в перепланированном состоянии.
Решением от 25.02.2015 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы за разрешением на перепланировку принадлежащих ему помещений. Истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что спорные нежилые помещения принадлежат истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 16.11.1994 и акта приема-передачи к нему. В 2013 году произведена перепланировка помещений, в результате которой общая площадь помещений уменьшилась. При этом прочность конструкций не нарушена, произведенная перепланировка не противоречит требованиям действующих строительных, санитарных и противопожарных норм, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО Торговое предприятие "Сударушка" не явился. Предприятие извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар в заседание не явился, отзыв не представил. Администрация извещена о судебном заседании в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ТП "Сударушка" приобрело нежилые помещения N 27-41, 35/1, 40, 40/1, 40/2, 40/3, 40/4, 40/5, 40/6, 40/7 лит.Б 1-го этажа: N 46, 47 лит. "б11"; 26-29, 31-34, 33/1, 34/1, 36, 36/1, 37, 7/1, 40/1, 40, 41 2-го этажа; N 1-11, 3/1, 6/1, 7/1, 7/2, 10/1 лит. "под/Б", расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 69, на основании договора купли-продажи от 16.11.1994 и акта приема-передачи от 30.12.1994 (т. 1 л.д. 8-12).
В 2013 году ООО ТП "Сударушка" произведена перепланировка помещений первого этажа литера Б путем демонтажа и установления самонесущих гипсокартонных перегородок.
В результате перепланировки помещения N 40, 40/1, 40/2, 40/3 преобразованы в помещение N 40 - торговый зал площадью 87,3 кв. м, инв. N 40/4 - подсобное помещение площадью 10,1 кв. м, инв. N 40/5 - подсобное помещение площадью 4,2 кв. м, инв. N 40/6 - тамбур, площадью 5,7 кв. м, инв. N 40/7 - нежилое помещение площадью 11,2 кв. м.
Общая площадь помещений в результате перепланировки уменьшилась с 123.3 кв. м до 101.6 кв. м.
Ссылаясь на то, что произведенная перепланировка помещений не повлияла на несущую способность основного строения, не затрагивает его конструктивные характеристики надежности и безопасности, конструкции находятся в удовлетворительном состоянии, не угрожают жизни и здоровью граждан и отвечают требованиям СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" и требованиям пожарной безопасности, ООО ТП "Сударушка" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают параметры разрешенного строительства реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, решение вопроса о возможности сохранения спорного объекта в перепланированном виде относится к компетенции уполномоченных органов, после чего во внесудебном порядке можно будет внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним измененные сведения об имуществе. Отказ регистрирующего органа может быть обжалован в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО ТП "Сударушка" обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар для согласования произведенной перепланировки помещений.
Письмом от 19.05.2014 администрация отказала в согласовании, поскольку нежилые помещения по ул. Красной, 69, не являются муниципальной собственностью (т. 1 л.д. 13-14).
Данное письмо в установленном порядке не оспорено.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что перепланировка помещений осуществлена в пределах границ имущества, принадлежащего ООО ТП "Сударушка", без использования части общего имущества многоквартирного дома, в котором оно расположено.
Собственники квартир многоквартирного дома N 69 по ул. Красной г. Краснодара выразили свое согласие с проведенной перепланировкой, что подтверждается протоколом собрания проведенного в заочной форме 28.06.2014 (т. 1 л.д. 37).
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 Кодекса вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Кодекса либо иными нормами Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В преамбуле Закона Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" указано, что данный закон устанавливает порядок согласования и проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию, на территории Краснодарского края в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде и обеспечения безопасности проживания граждан.
Названным законом введены дополнительные гарантии правовой защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах., а именно обязанность согласования перепланировки (реконструкции) нежилых помещений в многоквартирных домах с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края и в части требования о приемке перепланированных помещений межведомственной комиссией по акту, утверждаемому органом местного самоуправления.
В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция определена как изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Определения понятия "перепланировка" в Градостроительном кодексе Российской Федерации отсутствует.
В статье 1 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" определено, что переустройство нежилого помещения - это замена, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей, санитарно-технического, электрического, газового или другого оборудования, ограждающих конструкций балконов и лоджий, а также переоборудование вентиляционных каналов и дымоходов.
Перепланировка нежилого помещения определена как комплекс строительно-планировочных мероприятий, связанных с изменением конфигурации и (или) планировочной структуры нежилого помещения с сохранением или изменением его функционального назначения, в том числе устройство, перенос или разборка перегородок, устройство, перенос или закрытие дверных, оконных и иных проемов, изменение площади балконов, лоджий, веранд и террас.
Оценив указанные выше определения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что термины "реконструкция" и "перепланировка" являются тождественными.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 13.04.2006 N 237 утвержден Порядок подготовки и согласования проектов распоряжений главы администрации внутригородского округа города Краснодара о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также нежилого помещения в многоквартирном доме, в соответствии с которым переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения в многоквартирном жилом доме осуществляется на основании распоряжения главы администрации внутригородского округа города Краснодара.
Работы по перепланировке в спорных помещениях, принадлежащих на праве собственности ООО ТП "Сударушка", произведены без предварительного получения соответствующего распоряжения.
В Законе Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" предусмотрен следующий порядок согласования переустройства и (или) перепланировки помещений.
Заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения (статья 7 названного закона).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, правовой акт органа местного самоуправления, подтверждающий принятие такого решения и определяющий условия проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Данный правовой акт является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, установленный в главе 2 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края", заявителем не соблюден, с соответствующим заявлением ООО ТП "Сударушка" в уполномоченный орган не обращалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" самовольными являются переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 7 настоящего Закона, или с нарушением условий проведения работ, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9 настоящего Закона.
При этом, собственник или уполномоченный собственником наниматель (арендатор) помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести это помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые устанавливает орган, осуществляющий согласование (пункт 3 статьи 11 Закона).
При этом в Законе Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" не предусмотрена возможность сохранения указанных помещений в перепланируемом виде в случае отсутствия правового акта органа местного самоуправления, подтверждающего принятие решения о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Как следует из постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года) вопрос о сохранении помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование (при наличии заявления о сохранении помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению лица об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки помещения.
Иск о сохранении нежилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии является неверным способом защиты нарушенного права. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2014 N 308-ЭС14-1759).
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отказе в иске правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 по делу N А32-28851/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Н.В.КОВАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.05.2015 N 15АП-6219/2015 ПО ДЕЛУ N А32-28851/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2015 г. N 15АП-6219/2015
Дело N А32-28851/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО ТП "Сударушка" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 по делу N А32-28851/2014
по иску ООО ТП "Сударушка"
к ответчику - администрации муниципального образования город Краснодар
о сохранении нежилых помещений в перепланированном состоянии
принятое в составе судьи Пристяжнюка А.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговое предприятие "Сударушка" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о сохранении нежилых помещений литер "Б" инв. N 40 - торговый зал площадью 87,3 кв. м, инв. N 40/4 - подсобное помещение, площадью 10,1 кв. м, инв. N 40/5 - подсобное помещение, площадью 4,2 кв. м, инв. N 40/6 - тамбур, площадью 5,7 кв. м, инв. N 40/7 - нежилое помещение, площадью11,6 кв. м, всего общей площадью 101,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 69 в перепланированном состоянии.
Решением от 25.02.2015 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы за разрешением на перепланировку принадлежащих ему помещений. Истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что спорные нежилые помещения принадлежат истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 16.11.1994 и акта приема-передачи к нему. В 2013 году произведена перепланировка помещений, в результате которой общая площадь помещений уменьшилась. При этом прочность конструкций не нарушена, произведенная перепланировка не противоречит требованиям действующих строительных, санитарных и противопожарных норм, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО Торговое предприятие "Сударушка" не явился. Предприятие извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар в заседание не явился, отзыв не представил. Администрация извещена о судебном заседании в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ТП "Сударушка" приобрело нежилые помещения N 27-41, 35/1, 40, 40/1, 40/2, 40/3, 40/4, 40/5, 40/6, 40/7 лит.Б 1-го этажа: N 46, 47 лит. "б11"; 26-29, 31-34, 33/1, 34/1, 36, 36/1, 37, 7/1, 40/1, 40, 41 2-го этажа; N 1-11, 3/1, 6/1, 7/1, 7/2, 10/1 лит. "под/Б", расположенные по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 69, на основании договора купли-продажи от 16.11.1994 и акта приема-передачи от 30.12.1994 (т. 1 л.д. 8-12).
В 2013 году ООО ТП "Сударушка" произведена перепланировка помещений первого этажа литера Б путем демонтажа и установления самонесущих гипсокартонных перегородок.
В результате перепланировки помещения N 40, 40/1, 40/2, 40/3 преобразованы в помещение N 40 - торговый зал площадью 87,3 кв. м, инв. N 40/4 - подсобное помещение площадью 10,1 кв. м, инв. N 40/5 - подсобное помещение площадью 4,2 кв. м, инв. N 40/6 - тамбур, площадью 5,7 кв. м, инв. N 40/7 - нежилое помещение площадью 11,2 кв. м.
Общая площадь помещений в результате перепланировки уменьшилась с 123.3 кв. м до 101.6 кв. м.
Ссылаясь на то, что произведенная перепланировка помещений не повлияла на несущую способность основного строения, не затрагивает его конструктивные характеристики надежности и безопасности, конструкции находятся в удовлетворительном состоянии, не угрожают жизни и здоровью граждан и отвечают требованиям СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" и требованиям пожарной безопасности, ООО ТП "Сударушка" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают параметры разрешенного строительства реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, решение вопроса о возможности сохранения спорного объекта в перепланированном виде относится к компетенции уполномоченных органов, после чего во внесудебном порядке можно будет внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним измененные сведения об имуществе. Отказ регистрирующего органа может быть обжалован в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО ТП "Сударушка" обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар для согласования произведенной перепланировки помещений.
Письмом от 19.05.2014 администрация отказала в согласовании, поскольку нежилые помещения по ул. Красной, 69, не являются муниципальной собственностью (т. 1 л.д. 13-14).
Данное письмо в установленном порядке не оспорено.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что перепланировка помещений осуществлена в пределах границ имущества, принадлежащего ООО ТП "Сударушка", без использования части общего имущества многоквартирного дома, в котором оно расположено.
Собственники квартир многоквартирного дома N 69 по ул. Красной г. Краснодара выразили свое согласие с проведенной перепланировкой, что подтверждается протоколом собрания проведенного в заочной форме 28.06.2014 (т. 1 л.д. 37).
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу статьи 11 Кодекса вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 Кодекса либо иными нормами Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В преамбуле Закона Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" указано, что данный закон устанавливает порядок согласования и проведения переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, введенных в эксплуатацию, на территории Краснодарского края в целях предотвращения аварийных ситуаций в жилищном фонде и обеспечения безопасности проживания граждан.
Названным законом введены дополнительные гарантии правовой защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при осуществлении перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах., а именно обязанность согласования перепланировки (реконструкции) нежилых помещений в многоквартирных домах с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края и в части требования о приемке перепланированных помещений межведомственной комиссией по акту, утверждаемому органом местного самоуправления.
В пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция определена как изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Определения понятия "перепланировка" в Градостроительном кодексе Российской Федерации отсутствует.
В статье 1 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" определено, что переустройство нежилого помещения - это замена, демонтаж, перенос существующих и (или) установка дополнительных инженерных сетей, санитарно-технического, электрического, газового или другого оборудования, ограждающих конструкций балконов и лоджий, а также переоборудование вентиляционных каналов и дымоходов.
Перепланировка нежилого помещения определена как комплекс строительно-планировочных мероприятий, связанных с изменением конфигурации и (или) планировочной структуры нежилого помещения с сохранением или изменением его функционального назначения, в том числе устройство, перенос или разборка перегородок, устройство, перенос или закрытие дверных, оконных и иных проемов, изменение площади балконов, лоджий, веранд и террас.
Оценив указанные выше определения, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что термины "реконструкция" и "перепланировка" являются тождественными.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 13.04.2006 N 237 утвержден Порядок подготовки и согласования проектов распоряжений главы администрации внутригородского округа города Краснодара о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также нежилого помещения в многоквартирном доме, в соответствии с которым переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения в многоквартирном жилом доме осуществляется на основании распоряжения главы администрации внутригородского округа города Краснодара.
Работы по перепланировке в спорных помещениях, принадлежащих на праве собственности ООО ТП "Сударушка", произведены без предварительного получения соответствующего распоряжения.
В Законе Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" предусмотрен следующий порядок согласования переустройства и (или) перепланировки помещений.
Заявитель представляет в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого нежилого помещения, заявление с указанием предполагаемых работ и обязательством обеспечить доступ в помещение должностным лицам, уполномоченным органом, осуществляющим согласование, для проведения контроля за ходом работ по переустройству и (или) перепланировке нежилого помещения (статья 7 названного закона).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет заявителю по адресу, указанному в заявлении, правовой акт органа местного самоуправления, подтверждающий принятие такого решения и определяющий условия проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. Данный правовой акт является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений, установленный в главе 2 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края", заявителем не соблюден, с соответствующим заявлением ООО ТП "Сударушка" в уполномоченный орган не обращалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" самовольными являются переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 7 настоящего Закона, или с нарушением условий проведения работ, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9 настоящего Закона.
При этом, собственник или уполномоченный собственником наниматель (арендатор) помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести это помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые устанавливает орган, осуществляющий согласование (пункт 3 статьи 11 Закона).
При этом в Законе Краснодарского края "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" не предусмотрена возможность сохранения указанных помещений в перепланируемом виде в случае отсутствия правового акта органа местного самоуправления, подтверждающего принятие решения о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.
Как следует из постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006 (Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года) вопрос о сохранении помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть решен судом при рассмотрении иска органа, осуществляющего согласование (при наличии заявления о сохранении помещения в существующем виде), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по заявлению лица об оспаривании отказа органа местного самоуправления в согласовании самовольно выполненных переустройства и (или) перепланировки помещения.
Иск о сохранении нежилого помещения в переустроенном (перепланированном) состоянии является неверным способом защиты нарушенного права. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2014 N 308-ЭС14-1759).
Таким образом, истцом избран ненадлежащий способ защиты, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отказе в иске правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2015 по делу N А32-28851/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
Н.В.КОВАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)