Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2014 N 15АП-9626/2014 ПО ДЕЛУ N А32-32564/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. N 15АП-9626/2014

Дело N А32-32564/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовым Г.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.04.2014 по делу N А32-32564/2013
по иску открытого акционерного общества "Кубаньагростройкомплект"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Администрации муниципального образования город-курорт Анапа
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
принятое в составе судьи Данько М.М.,

установил:

открытое акционерное общество "Кубаньагростройкомплект" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю с требованиями:
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:827, общей площадью 6 427 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина/ул. адмирала Пустошкина, 190/12, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 17 400 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 709 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:827, общей площадью 6 427 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина/ул. адмирала Пустошкина, 190/12, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 17 400 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 709 рублей.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:828, общей площадью 8 049 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 196, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 21 100 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 618 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:828, общей площадью 8 049 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 196, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 21 100 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 618 рублей.
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:829, общей площадью 2 800 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, бул. адмирала Меныпикова/ул. Ленина, 15/198, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 7 700 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 757 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:829, общей площадью 2 800 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, бул. адмирала Меныникова/ул. Ленина, 15/198, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 7 700 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 757 рублей.
4. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:830, общей площадью 4 924 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 200, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 13 400 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 725 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:830, общей площадью 4 924 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 200, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 13 400 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 725 рублей.
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:831, общей площадью 5 152 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. адмирала Пустошкина, 10, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 14 000 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 709 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:831, общей площадью 5 152 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. адмирала Пустошкина, 10, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 14 000 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 709 рублей.
6. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:832, общей площадью 4 634 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 192, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 12 600 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 725 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:832, общей площадью 4 634 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 192, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 12 600 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 725 рублей.
7. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:833, общей площадью 7 781 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 194, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 20 400 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 618 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:833, общей площадью 7 781 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Ленина, 194, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 20 400 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 618 рублей.
8. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:834, общей площадью 5 212 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, бул. адмирала Меньшикова, 11, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 14 100 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 709 рублей.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:834, общей площадью 5 212 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, бул. адмирала Меньшикова, 11, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов с размещением объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011, в размере 14 100 000 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 2 709 рублей.
Иск мотивирован несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Администрация муниципального образования город-курорт Анапа, Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением суда от 11.04.2014 исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Суд пришел к выводу о наличии оснований для обязания ответчика внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило обжалуемое решение отменить.
Заявитель полагает, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка должен решаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Территориальное управление указывает, что истец в уполномоченный орган исполнительной власти о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка не обращался, то есть истцом не соблюден обязательный досудебный порядок. Также жалоба мотивирована тем, что уменьшение кадастровой стоимости повлияет на сумму арендной платы, чем существенно будут уменьшены суммы, перечисляемые в бюджет.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение оставить без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не явились. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором федеральных земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:1006000:827, 23:37:1006000:828, 23:37:1006000:829, 23:37:1006000:830, 23:37:1006000:831, 23:37:1006000:832, 23:37:1006000:833, 23:37:1006000:834. Договоры аренды заключены с ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю, зарегистрированы в установленном порядке, представлены в материалы дела.
Арендная плата установлена в размере, зависящем от кадастровой стоимости участка.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Довод жалобы о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка должен решаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке, основан на неверном понимании норм материального права. Законодателем оспаривание кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в судебном порядке предусмотрены как альтернативные. Таким образом, истец не лишен возможности обратиться в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка без первоначально оспаривания данной стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости назначения по ходатайству истца судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011. Проведение экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности" эксперту-оценщику Леб Александру Владимировичу.
Согласно экспертному заключению N 144/14 от 18.03.2014 кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляет: земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:827-17 400 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:828-21 100 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:829-7 700 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:830-13 400 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:831-14 000 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:832-12 600 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:833-20 400 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 23:37:1006000:834-14 100 000 рублей.
Стоимости аналогов в экспертном заключении соотносимы - различия по цене максимально составляют не более 30%. Заключение содержит обоснование выбранного экспертом метода, описание объектов-аналогов, корректировки, примененные экспертом, им обоснованы надлежащим образом. Корректность методов и правильность проведения исследования правительством не опорочены.
Суд первой инстанции обоснованно принял рыночную цену, установленную в судебном заключении.
Процессуальным законодательством установлены особые правила оспаривания результатов проведенной по делу судебной экспертизы. Так, в силу части 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Территориальное управление о назначении по делу повторной экспертизы в суде первой инстанции не ходатайствовало.
В силу положений статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца.
Ссылка территориального управления на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на формирование бюджета, подлежит отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий государственных органов по формированию бюджета.
В результате удовлетворения исковых требований, органы местного управления и субъекта Российской Федерации, Российской Федерации не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права заявителем.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2014 по делу N А32-36953/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.Н.МАЛЫХИНА

Судьи
О.Г.АВДОНИНА
А.А.ПОПОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)