Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истца - Шпак Ю.А. (доверенность от 27.09.2013),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-29299/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест Инжиниринг", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6315576631, ОГРН 1056315057589) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), г. Москва, о признании незаконным бездействия, отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест Инжиниринг" (далее - заявитель, Общество, ООО "Инвест Инжиниринг") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения в установленный законом срок по заявлению ООО "Инвест Инжиниринг" о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1862064 +/- 296,1 кв. м) на два земельных участка с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) и 63:09:0302053:1015, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1814818 +/- 472 кв. м); признании незаконным отказа в предоставлении в собственность ООО "Инвест Инжиниринг" на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м); обязании ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по данному делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Инвест Инжиниринг" путем принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1862064 +/- 296,1 кв. м) и образовании двух земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) и 63:09:0302053:1015 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1814818 +/- 472 кв. м), принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Инвест-Инжиниринг" на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельных участков; в месячный срок после принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Инвест Инжиниринг" земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) направить в адрес ООО "Инвест Инжиниринг" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013, заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконными бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии решения в установленный законом срок по заявлению ООО "Инвест Инжиниринг" о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61; отказ ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении в собственность ООО "Инвест Инжиниринг" на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014; обязал ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В удовлетворении требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом также отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником объектов недвижимого имущества: цеха по производству гипсокартона (литера А46) площадью 6644,70 кв. м, и здания (лит. А232А233) - склада электродной массы и узла приготовления площадью 5418,5 кв. м, что подтверждается представленными копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 36, 46), выписками из ЕГРП, кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 81, 82, 85 - 102).
Названные объекты расположены на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2а, с кадастровым номером 63:09:0302053:61 площадью 1 862 064 кв. м.
16 апреля 2012 года Общество обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под объектами недвижимости, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2а, площадью 47246 +/- 76 кв. м с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 (т. 1 л.д. 17).
26 июня 2012 года Общество обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61 площадью 1862064 +/- 296,1 кв. м на два земельных участка с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 площадью 47246 +/- 76 кв. м и 63:09:0302053:1015 площадью 1814818 +/- 472 кв. м (т. 1 л.д. 77).
Заявитель представил заинтересованному лицу документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Письмом от 14.08.2012 N 24/180 ТУ Росимущества в Самарской области сообщило заявителю о том, что испрашиваемый раздел не осуществлен по причине отсутствия полномочий, а также необходимости обращения в ТУ Росимущества в Самарской области с приложением документов, предусмотренных письмом Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812 (т. 1 л.д. 115 - 119).
Кроме того, ТУ Росимущества в Самарской области отказало в предоставлении государственной услуги по продаже земельного участка в связи с представлением неполного пакета документов, необходимых для принятия решения. При этом указало на то, что заявителем не представлен документ, предусмотренный пунктом 1 Перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, установить взаимосвязь между федеральным земельным участком с условным номером 63:09:030201:7016 (0) и земельным участком с кадастровым номером 63:09:0302053:0061 не представляется возможным, на образуемые земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 и 63:09:0302053:1015 не зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, мотивировал тем, что обществом были представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорного участка. На земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2а, находятся объекты недвижимого имущества - защитные сооружения. Данное обстоятельство подтверждается выписками из реестра федерального имущества (т. 1 л.д. 153 - 170). Поэтому на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0302053:0061, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2А, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона.
ТУ Росимущества в Самарской области является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации прав собственников объектов недвижимости.
Положениями статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (ее органам) не предоставлено право изменять порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2010 по делу N А72-2688/2010.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу N А55-29299/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.10.2013 ПО ДЕЛУ N А55-29299/2012
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу N А55-29299/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
истца - Шпак Ю.А. (доверенность от 27.09.2013),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-29299/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест Инжиниринг", г. Тольятти Самарской области (ИНН 6315576631, ОГРН 1056315057589) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), г. Москва, о признании незаконным бездействия, отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест Инжиниринг" (далее - заявитель, Общество, ООО "Инвест Инжиниринг") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения в установленный законом срок по заявлению ООО "Инвест Инжиниринг" о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1862064 +/- 296,1 кв. м) на два земельных участка с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) и 63:09:0302053:1015, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1814818 +/- 472 кв. м); признании незаконным отказа в предоставлении в собственность ООО "Инвест Инжиниринг" на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м); обязании ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по данному делу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Инвест Инжиниринг" путем принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61, расположенного по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1862064 +/- 296,1 кв. м) и образовании двух земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) и 63:09:0302053:1015 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 1814818 +/- 472 кв. м), принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Инвест-Инжиниринг" на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельных участков; в месячный срок после принятия решения о предоставлении в собственность ООО "Инвест Инжиниринг" земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м) направить в адрес ООО "Инвест Инжиниринг" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 Самарская область, город Тольятти, Центральный район, улица Новозаводская (площадью 47246 +/- 76 кв. м).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013, заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконными бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в непринятии решения в установленный законом срок по заявлению ООО "Инвест Инжиниринг" о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61; отказ ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении в собственность ООО "Инвест Инжиниринг" на условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:1014; обязал ТУ Росимущества в Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
В удовлетворении требований к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом также отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просит решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником объектов недвижимого имущества: цеха по производству гипсокартона (литера А46) площадью 6644,70 кв. м, и здания (лит. А232А233) - склада электродной массы и узла приготовления площадью 5418,5 кв. м, что подтверждается представленными копиями свидетельств о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 36, 46), выписками из ЕГРП, кадастровым паспортом земельного участка (т. 1 л.д. 81, 82, 85 - 102).
Названные объекты расположены на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2а, с кадастровым номером 63:09:0302053:61 площадью 1 862 064 кв. м.
16 апреля 2012 года Общество обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под объектами недвижимости, по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Новозаводская, д. 2а, площадью 47246 +/- 76 кв. м с кадастровым номером 63:09:0302053:1014 (т. 1 л.д. 17).
26 июня 2012 года Общество обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:61 площадью 1862064 +/- 296,1 кв. м на два земельных участка с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 площадью 47246 +/- 76 кв. м и 63:09:0302053:1015 площадью 1814818 +/- 472 кв. м (т. 1 л.д. 77).
Заявитель представил заинтересованному лицу документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Письмом от 14.08.2012 N 24/180 ТУ Росимущества в Самарской области сообщило заявителю о том, что испрашиваемый раздел не осуществлен по причине отсутствия полномочий, а также необходимости обращения в ТУ Росимущества в Самарской области с приложением документов, предусмотренных письмом Росимущества от 17.06.2010 N ПП-10/16812 (т. 1 л.д. 115 - 119).
Кроме того, ТУ Росимущества в Самарской области отказало в предоставлении государственной услуги по продаже земельного участка в связи с представлением неполного пакета документов, необходимых для принятия решения. При этом указало на то, что заявителем не представлен документ, предусмотренный пунктом 1 Перечня, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, установить взаимосвязь между федеральным земельным участком с условным номером 63:09:030201:7016 (0) и земельным участком с кадастровым номером 63:09:0302053:0061 не представляется возможным, на образуемые земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0302053:1014 и 63:09:0302053:1015 не зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, мотивировал тем, что обществом были представлены все необходимые документы, подтверждающие исключительное право на приватизацию спорного участка. На земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2а, находятся объекты недвижимого имущества - защитные сооружения. Данное обстоятельство подтверждается выписками из реестра федерального имущества (т. 1 л.д. 153 - 170). Поэтому на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0302053:0061, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2А, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона.
ТУ Росимущества в Самарской области является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков на территории Самарской области.
Внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации прав собственников объектов недвижимости.
Положениями статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (ее органам) не предоставлено право изменять порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.11.2010 по делу N А72-2688/2010.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по делу N А55-29299/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Р.В.АНАНЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)