Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы": Крючковой С.Г., представителя по доверенности от 12.02.2014 N 14; Печеника С.Ф., представителя по доверенности от 12.12.2012 N 12;
- от Администрации города Благовещенска: Издыкова А.И., представителя по доверенности от 24.09.2012;
- от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска: Красильниковой К.Н., представителя по доверенности от 13.01.2014;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 20 февраля 2014 года
по делу N А04-7149/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Качуковым С.Б.
по иску открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к муниципальному образованию г. Благовещенск в лице Администрации города Благовещенска
о взыскании 21 022,32 руб.
третьи лица: Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска,
установил:
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (ресурсоснабжающая и сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Благовещенск в лице администрации города Благовещенска (собственник) о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в сумме 21 022,32 руб.
Истец в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" произвел установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и электрической энергии в многоквартирном жилом доме. Расходы на их установку истец просит взыскать с администрации как собственника части квартир исходя из принадлежащей ответчику доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Ответчик иск не признал, считает, что соответствующие квартиры были предоставлены гражданам на условиях социального найма, в связи с чем, в силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по возмещению расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета должны нести наниматели этих квартир. Часть квартир передана в собственность граждан.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска.
Третьи лица в представленных отзывах поддержали позицию ответчика, считают, что обязанность по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета должны нести наниматели квартир как потребители коммунальных услуг.
До рассмотрения спора по существу истец с учетом возражений ответчика уменьшил размера исковых требований до 17 696,58 руб., исключив расходы на выбывшие из собственности администрации квартиры. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшение размера исковых требований судом принято.
Решением суда от 20 февраля 2014 года иск удовлетворен. С муниципального образования города Благовещенска в лице администрации города Благовещенска за счет средств муниципальной казны в пользу ОАО "Амурские коммунальные системы" взысканы расходы на установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и электрической энергии в многоквартирном доме в сумме 17 696,58 руб.
Администрация города Благовещенска в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске отказать полностью.
В апелляционной жалобе и в судебном заседании представитель заявителя настаивал на применении специальных норм права (жилищного законодательства) и обязанности нанимателей на возмещение предъявленных к оплате расходов.
Представители администрации города Благовещенска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "Амурские коммунальные системы" в письменном отзыве и в судебном заседании просил решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу отклонить. Указывал, что общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу многоквартирного дома и в состав платы за содержание и техническое обслуживание общего имущества не входят, следовательно, именно собственники квартир, а не наниматели обязаны возместить расходы на установку приборов.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска участие в рассмотрении апелляционной жалобы не принимал, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет".
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно протоколу от 27.01.2009 N 36 общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, д. 3, выбрало в форме заочного голосования в качестве способа управления домом непосредственное управление собственниками.
В срок до 01.07.2012, установленный частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений не установили коллективные (общедомовые) приборы учета.
Руководствуясь частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, ОАО "Амурские коммунальные системы" самостоятельно установило коллективные (общедомовые) приборы учета (ОДПУ) электрической энергии и холодной воды. Приборы учета (узлы учета) приняты (введены) в эксплуатацию.
Общая стоимость установки приборов учета составила 399 948,41 руб. (электрической энергии - 164 121,48 руб., холодной воды - 235 826,93 руб.).
После установки приборов учета истец предъявил к оплате ответчику как собственнику части квартир в этом доме расходы на их установку в размере 21 022,32 руб., рассчитанные исходя из принадлежащей ответчику доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Поскольку ответчик от оплаты соответствующих расходов отказался, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая решение в пользу истца, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ на организации, указанные в части 9 этой статьи (то есть на ресурсоснабжающие и сетевые организации), возложена обязанность в срок до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи (то есть жилых домов и многоквартирных жилых домов), инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. При этом названной нормой предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Исходя из содержания указанных норм Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ обязанность по обеспечению оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии и электрической энергии была возложена на собственников помещений этих домов, которые должны были выполнить эту обязанность в срок до 01.07.2012. В отношении тех многоквартирных домов, собственники помещений которых не выполнили эту обязанность в установленный срок, оснащение приборами учета должно было быть произведено в срок до 01.07.2013 соответствующими ресурсоснабжающими и сетевыми организациями, причем такое оснащение должно было осуществляться за счет средств собственников помещений этих домов.
Факт выполнения работ по установке приборов учета и их стоимость подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости от 04.04.2013 и от 15.04.2013, а также актами сдачи-приемки проектной документации от 31.05.2013.
Ввод приборов учета электрической энергии в эксплуатацию 20.03.2013 и 12.04.2013 холодной воды подтверждается представленными в материалы дела актами от 20.03.2013 N 2411/13, N 2412/13, N 2413/13, N 2414/13, N 2415/13, N 2416/13 и от 12.04.2013 N ИШ 3/1, N ИШ 3/2 и N ИШ 3/3.
Согласно уточненному расчету в отношении квартир, предоставленных физическим лицам на условиях социального найма, общая сумма предъявленных к оплате расходов составила 17 696,58 руб., из них: расходы на установку приборов учета электрической энергии - 7 965,46 руб., расходы на установку приборов учета холодной воды - 9 731,12 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск на указанную сумму, пришел к правильному выводу о том, что муниципальное образование город Благовещенск как собственник этих квартир в силу прямого указания закона должно возместить истцу соответствующую часть расходов на установку этих приборов учета. При расчете суммы расходов, приходящейся на долю муниципального образования, суд верно принял во внимание площадь находящихся в муниципальной собственности 13-ти квартир (на дату ввода приборов учета в эксплуатацию), при расчете суммы расходов на установку приборов учета холодной воды - из площади находящихся в муниципальной собственности 11-ти квартир (также на дату ввода приборов учета в эксплуатацию).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации такая обязанность возложена на нанимателей квартир, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
При этом согласно подпункту 2 пункта 1 этой статьи капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Аналогичные положения, относящие работы по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотрены также и в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (пункт 2.4.2).
В рассматриваемом случае установка коллективных (общедомовых) приборов учета направлена не на содержание уже имеющегося общего имущества собственников многоквартирного дома, а на увеличение объема имущества, относящегося к категории общего имущества собственников.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда о том, что работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов относятся не к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а к видам работ по капитальному ремонту. Такие работы в силу положений пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации производится за счет собственника жилищного фонда, соответствующие расходы по установке этих приборов учета должен нести именно собственник жилых помещений, а не их наниматели.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на судебную практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не свидетельствует о тождественности спора, а, следовательно, во внимание не принимается. Суд первой инстанции правильно указал, что в приведенной судебной практике изложены выводы относительно обязанности нанимателей по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, тогда как настоящий спор связан с установкой коллективных (общедомовых) приборов учета, что ни к содержанию, ни к текущему ремонту не относится.
Доводы жалобы о том, что расходы по установке приборов учета обязана нести управляющая компания, также заявлены необоснованно, поскольку в данном случае собственники квартир избрали способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом.
Доводы жалобы о том, что ресурсоснабжающая организация дважды получит денежные средства на установку приборов учета, например, в случае представления субсидии, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
На момент рассмотрения дела ответчик доказательств, подтверждающих предоставление истцу субсидий на выполненные им работы по установке общедомовых приборов учета, или что субсидии после состоявшегося судебного акта будут предоставлены, не представил. Доводы ответчика основаны на предположении.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 15.12.2011 N 33/146, иск следует удовлетворить за счет муниципального образования города Благовещенска в лице администрации города Благовещенска за счет средств муниципальной казны.
Судебные расходы суд первой инстанции распределил верно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 20 февраля 2014 года по делу N А04-7149/2013 оставить без изменения. Апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
М.О.ВОЛКОВА
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2014 N 06АП-1766/2014 ПО ДЕЛУ N А04-7149/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. N 06АП-1766/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Э.В.,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы": Крючковой С.Г., представителя по доверенности от 12.02.2014 N 14; Печеника С.Ф., представителя по доверенности от 12.12.2012 N 12;
- от Администрации города Благовещенска: Издыкова А.И., представителя по доверенности от 24.09.2012;
- от Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска: Красильниковой К.Н., представителя по доверенности от 13.01.2014;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 20 февраля 2014 года
по делу N А04-7149/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Качуковым С.Б.
по иску открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к муниципальному образованию г. Благовещенск в лице Администрации города Благовещенска
о взыскании 21 022,32 руб.
третьи лица: Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска,
установил:
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (ресурсоснабжающая и сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Благовещенск в лице администрации города Благовещенска (собственник) о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в сумме 21 022,32 руб.
Истец в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" произвел установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и электрической энергии в многоквартирном жилом доме. Расходы на их установку истец просит взыскать с администрации как собственника части квартир исходя из принадлежащей ответчику доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Ответчик иск не признал, считает, что соответствующие квартиры были предоставлены гражданам на условиях социального найма, в связи с чем, в силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по возмещению расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета должны нести наниматели этих квартир. Часть квартир передана в собственность граждан.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска.
Третьи лица в представленных отзывах поддержали позицию ответчика, считают, что обязанность по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета должны нести наниматели квартир как потребители коммунальных услуг.
До рассмотрения спора по существу истец с учетом возражений ответчика уменьшил размера исковых требований до 17 696,58 руб., исключив расходы на выбывшие из собственности администрации квартиры. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшение размера исковых требований судом принято.
Решением суда от 20 февраля 2014 года иск удовлетворен. С муниципального образования города Благовещенска в лице администрации города Благовещенска за счет средств муниципальной казны в пользу ОАО "Амурские коммунальные системы" взысканы расходы на установку коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и электрической энергии в многоквартирном доме в сумме 17 696,58 руб.
Администрация города Благовещенска в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске отказать полностью.
В апелляционной жалобе и в судебном заседании представитель заявителя настаивал на применении специальных норм права (жилищного законодательства) и обязанности нанимателей на возмещение предъявленных к оплате расходов.
Представители администрации города Благовещенска и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "Амурские коммунальные системы" в письменном отзыве и в судебном заседании просил решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, апелляционную жалобу отклонить. Указывал, что общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу многоквартирного дома и в состав платы за содержание и техническое обслуживание общего имущества не входят, следовательно, именно собственники квартир, а не наниматели обязаны возместить расходы на установку приборов.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска участие в рассмотрении апелляционной жалобы не принимал, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет".
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно протоколу от 27.01.2009 N 36 общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Игнатьевское шоссе, д. 3, выбрало в форме заочного голосования в качестве способа управления домом непосредственное управление собственниками.
В срок до 01.07.2012, установленный частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники помещений не установили коллективные (общедомовые) приборы учета.
Руководствуясь частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, ОАО "Амурские коммунальные системы" самостоятельно установило коллективные (общедомовые) приборы учета (ОДПУ) электрической энергии и холодной воды. Приборы учета (узлы учета) приняты (введены) в эксплуатацию.
Общая стоимость установки приборов учета составила 399 948,41 руб. (электрической энергии - 164 121,48 руб., холодной воды - 235 826,93 руб.).
После установки приборов учета истец предъявил к оплате ответчику как собственнику части квартир в этом доме расходы на их установку в размере 21 022,32 руб., рассчитанные исходя из принадлежащей ответчику доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Поскольку ответчик от оплаты соответствующих расходов отказался, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая решение в пользу истца, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в срок до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ на организации, указанные в части 9 этой статьи (то есть на ресурсоснабжающие и сетевые организации), возложена обязанность в срок до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи (то есть жилых домов и многоквартирных жилых домов), инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. При этом названной нормой предусмотрено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Исходя из содержания указанных норм Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ обязанность по обеспечению оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии и электрической энергии была возложена на собственников помещений этих домов, которые должны были выполнить эту обязанность в срок до 01.07.2012. В отношении тех многоквартирных домов, собственники помещений которых не выполнили эту обязанность в установленный срок, оснащение приборами учета должно было быть произведено в срок до 01.07.2013 соответствующими ресурсоснабжающими и сетевыми организациями, причем такое оснащение должно было осуществляться за счет средств собственников помещений этих домов.
Факт выполнения работ по установке приборов учета и их стоимость подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости от 04.04.2013 и от 15.04.2013, а также актами сдачи-приемки проектной документации от 31.05.2013.
Ввод приборов учета электрической энергии в эксплуатацию 20.03.2013 и 12.04.2013 холодной воды подтверждается представленными в материалы дела актами от 20.03.2013 N 2411/13, N 2412/13, N 2413/13, N 2414/13, N 2415/13, N 2416/13 и от 12.04.2013 N ИШ 3/1, N ИШ 3/2 и N ИШ 3/3.
Согласно уточненному расчету в отношении квартир, предоставленных физическим лицам на условиях социального найма, общая сумма предъявленных к оплате расходов составила 17 696,58 руб., из них: расходы на установку приборов учета электрической энергии - 7 965,46 руб., расходы на установку приборов учета холодной воды - 9 731,12 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск на указанную сумму, пришел к правильному выводу о том, что муниципальное образование город Благовещенск как собственник этих квартир в силу прямого указания закона должно возместить истцу соответствующую часть расходов на установку этих приборов учета. При расчете суммы расходов, приходящейся на долю муниципального образования, суд верно принял во внимание площадь находящихся в муниципальной собственности 13-ти квартир (на дату ввода приборов учета в эксплуатацию), при расчете суммы расходов на установку приборов учета холодной воды - из площади находящихся в муниципальной собственности 11-ти квартир (также на дату ввода приборов учета в эксплуатацию).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации такая обязанность возложена на нанимателей квартир, были рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
При этом согласно подпункту 2 пункта 1 этой статьи капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Аналогичные положения, относящие работы по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотрены также и в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (пункт 2.4.2).
В рассматриваемом случае установка коллективных (общедомовых) приборов учета направлена не на содержание уже имеющегося общего имущества собственников многоквартирного дома, а на увеличение объема имущества, относящегося к категории общего имущества собственников.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда о том, что работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов относятся не к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а к видам работ по капитальному ремонту. Такие работы в силу положений пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации производится за счет собственника жилищного фонда, соответствующие расходы по установке этих приборов учета должен нести именно собственник жилых помещений, а не их наниматели.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на судебную практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не свидетельствует о тождественности спора, а, следовательно, во внимание не принимается. Суд первой инстанции правильно указал, что в приведенной судебной практике изложены выводы относительно обязанности нанимателей по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, тогда как настоящий спор связан с установкой коллективных (общедомовых) приборов учета, что ни к содержанию, ни к текущему ремонту не относится.
Доводы жалобы о том, что расходы по установке приборов учета обязана нести управляющая компания, также заявлены необоснованно, поскольку в данном случае собственники квартир избрали способ управления - непосредственное управление многоквартирным домом.
Доводы жалобы о том, что ресурсоснабжающая организация дважды получит денежные средства на установку приборов учета, например, в случае представления субсидии, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
На момент рассмотрения дела ответчик доказательств, подтверждающих предоставление истцу субсидий на выполненные им работы по установке общедомовых приборов учета, или что субсидии после состоявшегося судебного акта будут предоставлены, не представил. Доводы ответчика основаны на предположении.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 1.4 Положения о порядке управления и распоряжения собственностью муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Благовещенской городской Думы от 15.12.2011 N 33/146, иск следует удовлетворить за счет муниципального образования города Благовещенска в лице администрации города Благовещенска за счет средств муниципальной казны.
Судебные расходы суд первой инстанции распределил верно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 20 февраля 2014 года по делу N А04-7149/2013 оставить без изменения. Апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
М.О.ВОЛКОВА
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)