Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврской Е.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2014 года по делу N А65-21602/2013 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" (ИНН 1615005862, ОГРН 1061673000058), Республика Татарстан, г. Зеленодольск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Управдом", Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, об оспаривании решения, предписания и постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
:
Открытое акционерное общество "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" (далее - Общество, ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Управление ФАС по Республике Татарстан) о признании незаконными решения от 20.06.2013 и предписания от 20.06.2013 по делу N 05-17/2013, об отмене постановления от 05.09.2013 N А05-836/13 (т. 1,л.д.3-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Управдом", Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.11.2014 заявленные требования удовлетворены (т. 1,л.д.132-138).
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление ФАС по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Управление ФАС по Республике Татарстан считает, что решение суда первой инстанции основано на выводах, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела и потому незаконно.
В соответствии статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции рассмотрено дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес антимонопольного органа поступило обращение ООО "УО "Управдом" на действия ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", выразившиеся в нарушении порядка расчетов платы за тепловую энергию (применение неправильного норматива).
В рамках рассмотрения данного обращения, антимонопольным органом было установлено, что в управлении ООО "УО Управдом" находится 60 домов общей жилой площадью 40375 кв. метров. В целях предоставления коммунальной услуги - тепловой энергии гражданам, проживающим в вышеуказанных жилых домах, между ООО "УО "Управдом" и ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" заключен договор от 01.04.2011 г. N 37 на оказание услуг по теплоснабжению.
Оплата за потребленную тепловую энергию по всем многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ООО "УО "Управдом", производится из расчета нормативного количества тепловой энергии.
При этом, антимонопольный орган согласно представленной информации пришел к выводу, что ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" в 2011 году, 2012 году, в 2013 году самостоятельно осуществляет расчет нормативного количества тепловой энергии на основании Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии, выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 2002 году (далее - Методические указания), согласно которым расчет дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива (Qom) на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения производится по формуле:
- Q от = q x a x (V/S) x (Ън. - 1ср.град.) x 24 x Т x 10-6 q - удельная отопительная характеристика здания;
- a - поправочный коэффициент на климатические условия территории (для климатических условий Республики Татарстан принимается в размере 0,98); V - фактический наружный объем здания, куб. м; S - общая площадь всех жилых помещений в здании, кв. м;
- 1вн - температура внутреннего воздуха, градусов;
- 1ср.град - средняя температура наружного воздуха за отопительный период, градусов; 24 - число часов работы системы отопления в сутки;
- Т - продолжительность работы системы отопления за отопительный период, суток; 10-6 - коэффициент перевода в Гкал.
В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольный орган пришел к выводу, что в действиях ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" имеются признаки иного нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в следующем.
ООО "УО "Управдом" обращалось в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" по вопросу о принятии в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных по адресу: РТ, с.Верхний Услон, ул. Дальняя, д. 30,31,32, ул. Печищинский тракт, д. 5, д. 6 (исх.N 171 от 15.09.2011 г., исх.N 270 от 11.09.2012 г.) Вышеуказанные письма получены ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", однако ответа от общества не последовало, следовательно, общедомовые приборы учета тепловой энергии не были приняты (не допущены) ресурсоснабжающей организацией в эксплуатацию. Вышеуказанный факт подтвердило ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" своим письмом (исх.N 259 от 05.06.2013 г.) в адрес Татарстанского УФАС России, согласно которому принятые обществом приборы учета тепловой энергии в жилых домах, управление которым осуществляет ООО "УО "Управдом", отсутствуют.
Усмотрев в действиях ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" признаки нарушения антимонопольного законодательства, Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N 05-17/2013 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела N 05-17/2013 антимонопольным органом 20.06.2013 г. было принято решение о признании заявителя нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", что может привести к предъявлению к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию и ущемлению интересов собственников помещений, а также в части уклонения в принятии (допуске) в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом".
На основании указанного решения антимонопольным органом 20.06.2013 г. было вынесено предписание N 05-17/2013, в соответствии с которым заявителю:
1. необходимо в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещении в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УО "Управдом" и собственников помещений, а именно:
- при начислении платы за поставленную тепловую энергию рассчитывать объемы потребляемой тепловой энергии (при отсутствии приборов учета) с применением нормативов потребления коммунальных услуг, установленных и утвержденных уполномоченными органами.
2. О выполнении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" пункта 1 Предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 30 дней с момента исполнения настоящего Предписания, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих соблюдение порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжение (соответствующие расчеты, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.).
3. необходимо в течение 10 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части уклонения от принятия и допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", а именно:
- осуществить прием и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района".
4.О выполнении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" пункта 3 Предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 30 дней с момента исполнения настоящего Предписания, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан перечень многоквартирных жилых домов, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", с указанием наличия/отсутствия установленного прибора учета тепловой энергии в каждом доме, факта допуска в эксплуатацию прибора учета и принятия ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" показаний каждого прибора учета тепловой энергии, факта установки обществом прибора учета тепловой энергии самостоятельно, в случае, если в вышеуказанных многоквартирных жилых домах отсутствовал установленный прибор учета тепловой энергии, с приложением подтверждающих документов (актов осмотра приборов учета, актов допуска в эксплуатацию и т.д.) Помимо этого, установленный факт нарушения антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении от 26.08.2013 г. N А05-836/2013 и вынесения постановления о наложении штрафа от 05.09.2013 г. по делу N А05-836/2013, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в размере 461 799, 59 руб.
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом решением, предписанием и постановлением о наложении административного штрафа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 г. по делу N А65-21602/2013, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", а также в части уклонения в принятии (допуске) в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом". На основании указанного решения антимонопольным органом 20.06.2013 г. было вынесено предписание N 0517/2013.
Постановлением суда Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2014 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 г. по делу N А65-21602/2013 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал, что Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-11772/2012 установлена обоснованность начислений по оплате тепловой энергии, поставленной ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" потребителю ООО "УО "Управдом" за период 2011-2012 годов. Разногласий по объему не установлено. При вынесении судебных актов данному решению оценка не дана. Также судами не дана оценка отсутствию договорных отношений между заявителем и ООО "УО "Управдом" с 20.09.2012 и на отсутствие платежей в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района". Судами не приняты во внимание доводы об отсутствии нормативов потребления тепловой энергии, утвержденные уполномоченным органом - Исполкомом в 2012 году. Судебными инстанциями оставлены без внимания доводы заявителя о том, что со стороны ООО "УО "Управдом", предусмотренные законом процедуры и документы необходимые для принятия приборов учета в эксплуатацию, не производились, в части расчета штрафа доводы заявителя также оставлены без внимания Исследовав представленные в деле документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части указания судом кассационной инстанции на необходимость оценки решения Арбитражного суда РТ от 17.07.2012 г. по делу А65-11772/2012, которым установлена обоснованность начислений по оплате тепловой энергии, поставленной ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" потребителю ООО "УО "Управдом" за период 2011-2012 годов, а также необходимость оценки отсутствию договорных отношений между заявителем и ООО "УО "Управдом" с 20.09.2012 и на отсутствие платежей в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" судом установлено следующее.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле:
Pi = Si x N x Г, где:
- Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- T1- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с письмом от 14.09.2012 N 276 (т. 3, л.д. 96) ООО "УО "Управдом" с 20.09.2012 в одностороннем порядке расторгло с ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" договор от 01.04.2011 N 37 на поставку тепловой энергии для теплоснабжения многоквартирных жилых домов.
Как видно из материалов дела, в судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя указал, что отсутствие между сторонами договорных отношений с 20.09.2012 поддерживается ООО "УО "Управдом" по настоящее время, платежи в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" за поставленную тепловую энергию для многоквартирных домов данной организацией не производятся. Пояснил, что в указанный период с 01.09.2012 года, между сторонами не подписано ни одного Акта выполненных работ (поставки тепла) по вышеуказанному договору. Также указал, что начиная с сентября 2012 года ООО "УО "Управдом" не состояло в договорных отношениях с ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", следовательно, в период 2012-2013 год общество не совершало, обозначенного нарушения антимонопольного законодательства.
Данное обстоятельство также подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 17.07.2012 по делу N А65-11772/2012, в соответствии с которым с ООО "УО "Управдом" в пользу заявителя была взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию по договору от 01.04.2011 N 37.
Следовательно, в период с сентября 2012 года ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" не могло допустить нарушения антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием договорных отношений с ООО "УО "Управдом".
Данное обстоятельство, свидетельствующее о наличии или отсутствии договорных отношений между ООО "УО "Управдом" и ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" в период с сентября 2012 по 2013 год не было оценено УФАС по РТ в ходе рассмотрения антимонопольного дела.
При этом заявитель ссылается на неоднократные письменные обращения в адрес органа, уполномоченного на установление нормативов потребления тепловой энергии, а именно - Исполкома, о необходимости установить нормативы потребления тепловой энергии, в связи с введением новых домов и изменением коэффициента теплоэффективности многоквартирного жилого сектора (письма от 28.09.2012, от 14.12.2012, от 06.08.2013).
С момента окончания срока действия нормативов, установленных решением Совета Верхнеуслонского муниципального района РТ от 28.11.2006 N 10-12 на период с 2007 по 2011 год, в 2012 году отсутствовал норматив потребления тепловой энергии, утвержденный уполномоченным органом - Исполкомом.
Антимонопольный орган, указывая в своем решении 2012 год (в период с февраля 2012 года по сентябрь 2012 года), не учитывает следующее. Как правильно указано антимонопольным органом в своем решении, расчет стоимости коммунальной услуги должен производиться в соответствии с Жилищным кодексом РФ и актами Правительства РФ, частности Постановлением N 306 от 23.05.2006 г., в котором указывается, что при расчете платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, применяется норматив потребления тепловой энергии, утвержденный уполномоченным органом.
Однако, Решением Совета Верхнеуслонского муниципального района РТ от 28.11.2006 г. был установлен норматив потребления тепловой энергии на период с 2007 по 2011 год. Изменения или утверждения иного норматива на период с 2011 по 2013 год не производилось.
Данное обстоятельство подтверждается третьим лицом (Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района) согласно представленного отзыва, в котором указано, что нормативы были установлены решением Совета от 28.11.2006 г., больше решений по установлению норматива не принималось.
При этом, доводы третьего лица (Исполнительного комитета) о том, что окончание срока действия вышеуказанного решения не препятствовало заявителю применять нормативы, утвержденные данным решением вплоть до издания уполномоченным органом другого нормативного акта, суд первой инстанции обоснованно признал ошибочными исходя из следующего.
Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признано утратившими силу Постановление Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" за исключением п. 15 - 28, а также внесено изменение в Постановление Правительства N 306 от 23.05.2006 г.
Суд считает необходимым указать, что значимым является то обстоятельство, оставленное без внимания антимонопольным органом, что в свою очередь Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установлены особенности применения данных Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.11.2011 года, разрешившее органам государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2014 года использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В рамках данного Постановления Правительства РФ, Кабинетом Министров РТ вынесено Постановление N 770 от 14.09.2012 года, установлено, что для Верхнеуслонского муниципального района РТ с 1 сентября 2012 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются нормативы потребления, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 г.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что выводы антимонопольного органа о том, что ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" самостоятельно осуществляет расчет нормативного количества тепловой энергии являются ошибочными.
В части указания судом кассационной инстанции на необходимость оценки доводов заявителя о том, что со стороны ООО "УО "Управдом", предусмотренные законом процедуры и документы необходимые для принятия приборов учета в эксплуатацию, не производились, в связи с чем отсутствуют виновные действия со стороны заявителя, судом установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 утверждены Правила учета тепловой энергии и теплоносителя N ВК-4936 (далее - Правила ВК-4936), которые устанавливают требования к энергоснабжающим организациям и потребителям тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии.
Согласно п. 7.1 Раздела 7 вышеуказанных Правил допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Кроме того, для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить перечисленные в абзаце 3 пункта 7.1 Правил документы, а именно: принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией; паспорта на приборы узла учета; документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя; технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления); акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления); смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Как усматривается из материалов дела, в судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя указал, что поскольку необходимые документы, перечисленные в абзаце 3 пункта 7.1 Правил ООО "УО "Управдом" не были представлены, то ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" не имело право принимать приборы учета в эксплуатацию, а также заявитель сослался на письмо N 276 от 14.09.2012 г. (т. 3, л.д. 96) согласно, которого ООО "УО "Управдом" в одностороннем порядке расторгло с ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" договор теплоснабжения N 37 от 01.04.2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354..
Согласно пункту 13 правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 14 данных Правил устанавливается, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что выводы антимонопольного органа о том, что ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" обязано не только принять приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных жилых домах, но и совершить действия по оснащению (установке) многоквартирных жилых домов приборами учета, в случае неустановки собственниками помещений либо управляющими организациями приборов учета тепловой энергии в установленный срок, являются ошибочными.
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что у ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" отсутствовало обязательство не только устанавливать приборы учета тепловой энергии, но и осуществлять приемку узлов учета тепловой энергии в вышеуказанных домах, без предоставления необходимых документов, установленных пунктом 7.1 Правил ВК-4936.
Суд первой инстанции также обоснованно указал в решении на то, что ссылка антимонопольного органа в своем решении на ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, также несостоятельна, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения 20.06.2013 г. срок для исполнения обязательства, возложенного на ресурсоснабжающую организацию - 1 июля 2013 года не истек.
Таким образом, выводы антимонопольного органа, содержащиеся в оспариваемом решении, являются необоснованными.
В соответствии с ч. 11 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ответчик проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий" В нарушение ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, получив сведения о нарушении не провел надлежащим образом проверку, и вынес Решение на основании косвенных, не отвечающих признакам относимости и допустимости доказательств, представленных заинтересованными в исходе дела лицами.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о признании решения УФАС по РТ от 20.06.2013 года по делу N 05-17/2013 незаконным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2014 года по делу N А65-21602/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2015 N 11АП-18752/2014 ПО ДЕЛУ N А65-21602/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N А65-21602/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврской Е.В.,
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2014 года по делу N А65-21602/2013 (судья Насыров А.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" (ИНН 1615005862, ОГРН 1061673000058), Республика Татарстан, г. Зеленодольск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Управдом", Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, об оспаривании решения, предписания и постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
:
Открытое акционерное общество "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" (далее - Общество, ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Управление ФАС по Республике Татарстан) о признании незаконными решения от 20.06.2013 и предписания от 20.06.2013 по делу N 05-17/2013, об отмене постановления от 05.09.2013 N А05-836/13 (т. 1,л.д.3-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Управдом", Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.11.2014 заявленные требования удовлетворены (т. 1,л.д.132-138).
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление ФАС по Республике Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Управление ФАС по Республике Татарстан считает, что решение суда первой инстанции основано на выводах, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела и потому незаконно.
В соответствии статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции рассмотрено дело в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес антимонопольного органа поступило обращение ООО "УО "Управдом" на действия ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", выразившиеся в нарушении порядка расчетов платы за тепловую энергию (применение неправильного норматива).
В рамках рассмотрения данного обращения, антимонопольным органом было установлено, что в управлении ООО "УО Управдом" находится 60 домов общей жилой площадью 40375 кв. метров. В целях предоставления коммунальной услуги - тепловой энергии гражданам, проживающим в вышеуказанных жилых домах, между ООО "УО "Управдом" и ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" заключен договор от 01.04.2011 г. N 37 на оказание услуг по теплоснабжению.
Оплата за потребленную тепловую энергию по всем многоквартирным жилым домам, находящимся в управлении ООО "УО "Управдом", производится из расчета нормативного количества тепловой энергии.
При этом, антимонопольный орган согласно представленной информации пришел к выводу, что ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" в 2011 году, 2012 году, в 2013 году самостоятельно осуществляет расчет нормативного количества тепловой энергии на основании Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии, выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 2002 году (далее - Методические указания), согласно которым расчет дифференцированного (индивидуального для каждого жилого здания) норматива (Qom) на отопление 1 кв. метра общей площади жилого помещения производится по формуле:
- Q от = q x a x (V/S) x (Ън. - 1ср.град.) x 24 x Т x 10-6 q - удельная отопительная характеристика здания;
- a - поправочный коэффициент на климатические условия территории (для климатических условий Республики Татарстан принимается в размере 0,98); V - фактический наружный объем здания, куб. м; S - общая площадь всех жилых помещений в здании, кв. м;
- 1вн - температура внутреннего воздуха, градусов;
- 1ср.град - средняя температура наружного воздуха за отопительный период, градусов; 24 - число часов работы системы отопления в сутки;
- Т - продолжительность работы системы отопления за отопительный период, суток; 10-6 - коэффициент перевода в Гкал.
В ходе рассмотрения настоящего дела антимонопольный орган пришел к выводу, что в действиях ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" имеются признаки иного нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в следующем.
ООО "УО "Управдом" обращалось в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" по вопросу о принятии в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии, установленных по адресу: РТ, с.Верхний Услон, ул. Дальняя, д. 30,31,32, ул. Печищинский тракт, д. 5, д. 6 (исх.N 171 от 15.09.2011 г., исх.N 270 от 11.09.2012 г.) Вышеуказанные письма получены ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", однако ответа от общества не последовало, следовательно, общедомовые приборы учета тепловой энергии не были приняты (не допущены) ресурсоснабжающей организацией в эксплуатацию. Вышеуказанный факт подтвердило ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" своим письмом (исх.N 259 от 05.06.2013 г.) в адрес Татарстанского УФАС России, согласно которому принятые обществом приборы учета тепловой энергии в жилых домах, управление которым осуществляет ООО "УО "Управдом", отсутствуют.
Усмотрев в действиях ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" признаки нарушения антимонопольного законодательства, Татарстанским УФАС России было возбуждено дело N 05-17/2013 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела N 05-17/2013 антимонопольным органом 20.06.2013 г. было принято решение о признании заявителя нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", что может привести к предъявлению к оплате необоснованных сумм за тепловую энергию и ущемлению интересов собственников помещений, а также в части уклонения в принятии (допуске) в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом".
На основании указанного решения антимонопольным органом 20.06.2013 г. было вынесено предписание N 05-17/2013, в соответствии с которым заявителю:
1. необходимо в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещении в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", что привело (может привести) к ущемлению интересов ООО "УО "Управдом" и собственников помещений, а именно:
- при начислении платы за поставленную тепловую энергию рассчитывать объемы потребляемой тепловой энергии (при отсутствии приборов учета) с применением нормативов потребления коммунальных услуг, установленных и утвержденных уполномоченными органами.
2. О выполнении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" пункта 1 Предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 30 дней с момента исполнения настоящего Предписания, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих соблюдение порядка определения объемов потребленных коммунальных услуг - теплоснабжение (соответствующие расчеты, счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д.).
3. необходимо в течение 10 дней с момента получения настоящего Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части уклонения от принятия и допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", а именно:
- осуществить прием и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района".
4.О выполнении ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" пункта 3 Предписания сообщить в антимонопольный орган по истечении 30 дней с момента исполнения настоящего Предписания, представив в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан перечень многоквартирных жилых домов, получающих тепловую энергию, произведенную ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", с указанием наличия/отсутствия установленного прибора учета тепловой энергии в каждом доме, факта допуска в эксплуатацию прибора учета и принятия ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" показаний каждого прибора учета тепловой энергии, факта установки обществом прибора учета тепловой энергии самостоятельно, в случае, если в вышеуказанных многоквартирных жилых домах отсутствовал установленный прибор учета тепловой энергии, с приложением подтверждающих документов (актов осмотра приборов учета, актов допуска в эксплуатацию и т.д.) Помимо этого, установленный факт нарушения антимонопольного законодательства явился основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении от 26.08.2013 г. N А05-836/2013 и вынесения постановления о наложении штрафа от 05.09.2013 г. по делу N А05-836/2013, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в размере 461 799, 59 руб.
Не согласившись с принятыми антимонопольным органом решением, предписанием и постановлением о наложении административного штрафа, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 г. по делу N А65-21602/2013, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка определения объемов тепловой энергии, потребляемой собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом", а также в части уклонения в принятии (допуске) в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "УО "Управдом". На основании указанного решения антимонопольным органом 20.06.2013 г. было вынесено предписание N 0517/2013.
Постановлением суда Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2014 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 г. по делу N А65-21602/2013 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал, что Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-11772/2012 установлена обоснованность начислений по оплате тепловой энергии, поставленной ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" потребителю ООО "УО "Управдом" за период 2011-2012 годов. Разногласий по объему не установлено. При вынесении судебных актов данному решению оценка не дана. Также судами не дана оценка отсутствию договорных отношений между заявителем и ООО "УО "Управдом" с 20.09.2012 и на отсутствие платежей в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района". Судами не приняты во внимание доводы об отсутствии нормативов потребления тепловой энергии, утвержденные уполномоченным органом - Исполкомом в 2012 году. Судебными инстанциями оставлены без внимания доводы заявителя о том, что со стороны ООО "УО "Управдом", предусмотренные законом процедуры и документы необходимые для принятия приборов учета в эксплуатацию, не производились, в части расчета штрафа доводы заявителя также оставлены без внимания Исследовав представленные в деле документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части указания судом кассационной инстанции на необходимость оценки решения Арбитражного суда РТ от 17.07.2012 г. по делу А65-11772/2012, которым установлена обоснованность начислений по оплате тепловой энергии, поставленной ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" потребителю ООО "УО "Управдом" за период 2011-2012 годов, а также необходимость оценки отсутствию договорных отношений между заявителем и ООО "УО "Управдом" с 20.09.2012 и на отсутствие платежей в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" судом установлено следующее.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги для собственников помещений установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле:
Pi = Si x N x Г, где:
- Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- N - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- T1- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 (далее - Правила установления нормативов), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с письмом от 14.09.2012 N 276 (т. 3, л.д. 96) ООО "УО "Управдом" с 20.09.2012 в одностороннем порядке расторгло с ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" договор от 01.04.2011 N 37 на поставку тепловой энергии для теплоснабжения многоквартирных жилых домов.
Как видно из материалов дела, в судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя указал, что отсутствие между сторонами договорных отношений с 20.09.2012 поддерживается ООО "УО "Управдом" по настоящее время, платежи в адрес ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" за поставленную тепловую энергию для многоквартирных домов данной организацией не производятся. Пояснил, что в указанный период с 01.09.2012 года, между сторонами не подписано ни одного Акта выполненных работ (поставки тепла) по вышеуказанному договору. Также указал, что начиная с сентября 2012 года ООО "УО "Управдом" не состояло в договорных отношениях с ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района", следовательно, в период 2012-2013 год общество не совершало, обозначенного нарушения антимонопольного законодательства.
Данное обстоятельство также подтверждается вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 17.07.2012 по делу N А65-11772/2012, в соответствии с которым с ООО "УО "Управдом" в пользу заявителя была взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию по договору от 01.04.2011 N 37.
Следовательно, в период с сентября 2012 года ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" не могло допустить нарушения антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием договорных отношений с ООО "УО "Управдом".
Данное обстоятельство, свидетельствующее о наличии или отсутствии договорных отношений между ООО "УО "Управдом" и ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" в период с сентября 2012 по 2013 год не было оценено УФАС по РТ в ходе рассмотрения антимонопольного дела.
При этом заявитель ссылается на неоднократные письменные обращения в адрес органа, уполномоченного на установление нормативов потребления тепловой энергии, а именно - Исполкома, о необходимости установить нормативы потребления тепловой энергии, в связи с введением новых домов и изменением коэффициента теплоэффективности многоквартирного жилого сектора (письма от 28.09.2012, от 14.12.2012, от 06.08.2013).
С момента окончания срока действия нормативов, установленных решением Совета Верхнеуслонского муниципального района РТ от 28.11.2006 N 10-12 на период с 2007 по 2011 год, в 2012 году отсутствовал норматив потребления тепловой энергии, утвержденный уполномоченным органом - Исполкомом.
Антимонопольный орган, указывая в своем решении 2012 год (в период с февраля 2012 года по сентябрь 2012 года), не учитывает следующее. Как правильно указано антимонопольным органом в своем решении, расчет стоимости коммунальной услуги должен производиться в соответствии с Жилищным кодексом РФ и актами Правительства РФ, частности Постановлением N 306 от 23.05.2006 г., в котором указывается, что при расчете платы за коммунальную услугу по теплоснабжению, применяется норматив потребления тепловой энергии, утвержденный уполномоченным органом.
Однако, Решением Совета Верхнеуслонского муниципального района РТ от 28.11.2006 г. был установлен норматив потребления тепловой энергии на период с 2007 по 2011 год. Изменения или утверждения иного норматива на период с 2011 по 2013 год не производилось.
Данное обстоятельство подтверждается третьим лицом (Исполнительным комитетом Верхнеуслонского муниципального района) согласно представленного отзыва, в котором указано, что нормативы были установлены решением Совета от 28.11.2006 г., больше решений по установлению норматива не принималось.
При этом, доводы третьего лица (Исполнительного комитета) о том, что окончание срока действия вышеуказанного решения не препятствовало заявителю применять нормативы, утвержденные данным решением вплоть до издания уполномоченным органом другого нормативного акта, суд первой инстанции обоснованно признал ошибочными исходя из следующего.
Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признано утратившими силу Постановление Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" за исключением п. 15 - 28, а также внесено изменение в Постановление Правительства N 306 от 23.05.2006 г.
Суд считает необходимым указать, что значимым является то обстоятельство, оставленное без внимания антимонопольным органом, что в свою очередь Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установлены особенности применения данных Правил, утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.11.2011 года, разрешившее органам государственной власти субъектов Российской Федерации на период до 2014 года использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
В рамках данного Постановления Правительства РФ, Кабинетом Министров РТ вынесено Постановление N 770 от 14.09.2012 года, установлено, что для Верхнеуслонского муниципального района РТ с 1 сентября 2012 года при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются нормативы потребления, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 г.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что выводы антимонопольного органа о том, что ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" самостоятельно осуществляет расчет нормативного количества тепловой энергии являются ошибочными.
В части указания судом кассационной инстанции на необходимость оценки доводов заявителя о том, что со стороны ООО "УО "Управдом", предусмотренные законом процедуры и документы необходимые для принятия приборов учета в эксплуатацию, не производились, в связи с чем отсутствуют виновные действия со стороны заявителя, судом установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 утверждены Правила учета тепловой энергии и теплоносителя N ВК-4936 (далее - Правила ВК-4936), которые устанавливают требования к энергоснабжающим организациям и потребителям тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии.
Согласно п. 7.1 Раздела 7 вышеуказанных Правил допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Кроме того, для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить перечисленные в абзаце 3 пункта 7.1 Правил документы, а именно: принципиальную схему теплового пункта, проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией; паспорта на приборы узла учета; документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя; технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления); акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления); смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Как усматривается из материалов дела, в судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя указал, что поскольку необходимые документы, перечисленные в абзаце 3 пункта 7.1 Правил ООО "УО "Управдом" не были представлены, то ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" не имело право принимать приборы учета в эксплуатацию, а также заявитель сослался на письмо N 276 от 14.09.2012 г. (т. 3, л.д. 96) согласно, которого ООО "УО "Управдом" в одностороннем порядке расторгло с ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" договор теплоснабжения N 37 от 01.04.2011 г.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354..
Согласно пункту 13 правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 14 данных Правил устанавливается, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что выводы антимонопольного органа о том, что ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" обязано не только принять приборы учета тепловой энергии, установленные в многоквартирных жилых домах, но и совершить действия по оснащению (установке) многоквартирных жилых домов приборами учета, в случае неустановки собственниками помещений либо управляющими организациями приборов учета тепловой энергии в установленный срок, являются ошибочными.
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу, что у ОАО "Коммунальные сети Верхнеуслонского района" отсутствовало обязательство не только устанавливать приборы учета тепловой энергии, но и осуществлять приемку узлов учета тепловой энергии в вышеуказанных домах, без предоставления необходимых документов, установленных пунктом 7.1 Правил ВК-4936.
Суд первой инстанции также обоснованно указал в решении на то, что ссылка антимонопольного органа в своем решении на ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, также несостоятельна, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения 20.06.2013 г. срок для исполнения обязательства, возложенного на ресурсоснабжающую организацию - 1 июля 2013 года не истек.
Таким образом, выводы антимонопольного органа, содержащиеся в оспариваемом решении, являются необоснованными.
В соответствии с ч. 11 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ответчик проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий" В нарушение ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, получив сведения о нарушении не провел надлежащим образом проверку, и вынес Решение на основании косвенных, не отвечающих признакам относимости и допустимости доказательств, представленных заинтересованными в исходе дела лицами.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о признании решения УФАС по РТ от 20.06.2013 года по делу N 05-17/2013 незаконным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2014 года по делу N А65-21602/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)