Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Карпова В.В., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стафиловым Д.В.,
с участием представителя истца Авдеевой Ю.П., доверенность от 01.06.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23-29 декабря 2014 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-4710/2014 (судья Зафран Н.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" (ИНН 6311137619, ОГРН 1126311005831), г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001), г. Самара, о взыскании 114 380 руб. 26 коп.,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Шард",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 154 061 руб. 46 коп.
Определением от 11.03.2014 исковое заявление принято на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Определением от 30.04.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 04.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Шард" (далее - ООО "Шард", третье лицо), тем же определением суд принял уменьшение размера исковых требований до 114 380 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 в составе председательствующего Балашевой В.Т., судей Кузнецова С.А. и Туркина К.К. рассмотрение дела отложено на 15 час. 20 мин. 23.12.2014.
Определением председателя судебной коллегии Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 связи с отпуском судей Кузнецова С.А. и Туркина К.К. в составе суда произведена их замена на судей Карпова В.В. и Шадрину О.Е.
После замены судей рассмотрение дела начато с начала.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании 23.12.2014 представитель ответчика просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании 23.12.2014 объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 25.12.2014 и до 10 час. 30 мин. 30.12.2014. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие ответчика и третьего лица.
Представитель истца в судебных заседаниях 25.12.2014 и 29.12.2014 просил отменить решение суда, исковые требования удовлетворить, взыскав с ответчика 106 559 руб. 66 коп. задолженности.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения ответчика в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
14.09.2012 между Департаментом (участник долевого строительства) и ООО "Шард" (застройщик) был заключен муниципальный контракт N 19 на приобретение в муниципальную собственность помещений для последующего предоставления гражданам, уволенным с военной службы (далее - контракт), по условиям которого застройщик обязуется построить (создать) многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать в собственность участнику долевого строительства жилые помещения (квартиры - объекты долевого строительства) в количестве 24 штук, общей площадью 848, 3 кв. м, а участник долевого строительства обязуется уплатить установленную муниципальным контрактом цену и принять объекты долевого строительства (т. 1, л.д. 11-22).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (пункт 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 18.01.2013 между Департаментом и ООО "Шард" подписаны акты приема-передачи жилых помещений (квартир) в количестве 24 штук, расположенных многоквартирных домах по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Осетинская, дома NN 1, 3 (т. 1, л.д. 23-46).
29.05.2013 между ООО "Шард" (заказчиком) и ООО "ЖилЭнерго" (исполнителем) заключен договор N 07/1166 на услуги в многоквартирных домах (далее - договор), в соответствии с пунктом 2.1. которого целью договора является надлежащее содержание мест общего пользования, в том числе технических, подвальных (цокольных), лестничных и пр. помещений, кровли и обслуживание внутридомовых электрических, водопроводных, канализационных систем, систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в жилых домах по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Осетинская, дома NN 1,3 до момента избрания собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирных домах по вышеназванному адресу, иного способа управления указанными домами (т. 1, л.д. 47-49).
Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что исполнитель выставляет плату за выполненные работы, оказываемые услуги непосредственно собственникам помещений в многоквартирных домах.
Из материалов дела усматривается, что Общество в силу договора от 29.05.2013 оказывает услуги по содержанию и техническому обслуживанию вышеуказанных жилых домов, а также оказывает услуги по теплоснабжению.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества установлены Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 10.10.2013 N 192 и от 03.12.2013 N 375.
В связи с неоплатой ответчиком услуг по содержанию и техническому обслуживанию, теплоснабжению квартир в вышеуказанных жилых домах в период с 29.05.2013 по 31.01.2014, истец обратился с иском о взыскании задолженности в сумме 114 380 руб. 26 коп., в том числе: за услуги по теплоснабжению в размере 57 416 руб. 38 коп., за услуги по содержанию и техническому обслуживанию в размере 59 963 руб. 88 коп. (т. 1, л.д. 125-127).
Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Частью 14 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В части 7 статьи 155 ГК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что ответчиком представлены в материалы дела копии договоров, подтверждающих факт передачи жилых помещений в бессрочное владение и пользование (договоры социального найма), а также в собственность гражданам, уволенным с военной службы (т. 1, л.д. 66-109), в связи с чем, плата за предоставленные услуги должна осуществляться гражданами.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к принятию неправильного решения.
Истцом заявлены требования о взыскании задолженности за услуги по теплоснабжению квартир NN 1, 4, 7, 11, 12, 14, 15, 25, 27 в доме N 1 по ул. Осетинской, квартир NN 2, 12, 17, 18, 21, 23, 28 в доме N 3 по ул. Осетинской в доме N 3; за услуги по содержанию и техническому обслуживанию квартир NN 1-18, 21-23, 25-27 в доме N 1 по ул. Осетинской, квартир NN 2-4, 7, 9, 12-14, 17, 18, 21, 23, 27, 28 в доме N 3 по ул. Осетинской.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Департамент передал гражданам квартиры в вышеуказанных домах, в том числе, в доме N 1 по ул. Осетинской: квартиру N 1-27.12.2013, N 3-03.07.2013, N 8-07.07.2013, N 9-02.07.2013, N 13-26.08.2013, N 17-04.07.2013, N 18-09.08.2013, N 21-03.07.2013, N 22-04.07.2013, N 25-27.11.2013, N 26-01.07.2013; в доме N 3 по ул. Осетинской: квартиру N 2-16.12.2013, N 3-10.07.2013, N 4-08.07.2013, N 9-03.07.2013, N 12-04.10.2013, N 13-05.07.2013, N 14-02.07.2013, N 18-12.11.2013, N 23-29.11.2013, N 26-13.11.2013, N 27-03.07.2013 (т. 1, л.д. 67-109).
Жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Доказательств оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, а также услуг по теплоснабжению квартир до заселения жилых помещений, а также квартир, в отношении которых отсутствуют сведения об их заселении в период с 29.05.2013 по 31.01.2014, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами материального права суд апелляционной инстанции признает исковые требования обоснованными, но подлежащими удовлетворению частично в сумме 106 559 руб. 66 коп., в том числе: за услуги по теплоснабжению в размере 48 611 руб. 85 коп., за услуги по содержанию и техническому обслуживанию в размере 57 947 руб. 81 коп. согласно представленному расчету (т. 2, л.д. 12-16).
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа Самара Департамент обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Поскольку в спорных правоотношениях, Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требования частично в сумме 106 559 руб. 66 коп.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, расходы истца по уплате государственной пошлины по иску в размере 4 128 руб. 41 коп. относятся на ответчика, в размере 302 руб. 99 коп. - на истца; по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 863 руб. 25 коп. относятся на ответчика, в размере 136 руб. 75 коп. - на истца.
На основании пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" суд также считает необходимым взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-4710/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет средств казны муниципального образования городской округ Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" 106 559 руб. 66 коп. задолженности, 4 128 руб. 41 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и 1 863 руб. 25 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
При неисполнении настоящего постановления взыскать с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет средств казны муниципального образования городской округ Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8, 25% годовых, с момента вступления постановления суда в законную силу до его фактического исполнения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
В.В.КАРПОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 11АП-15060/2014 ПО ДЕЛУ N А55-4710/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А55-4710/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Карпова В.В., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стафиловым Д.В.,
с участием представителя истца Авдеевой Ю.П., доверенность от 01.06.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23-29 декабря 2014 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-4710/2014 (судья Зафран Н.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" (ИНН 6311137619, ОГРН 1126311005831), г. Самара, к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001), г. Самара, о взыскании 114 380 руб. 26 коп.,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Шард",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик) о взыскании задолженности в сумме 154 061 руб. 46 коп.
Определением от 11.03.2014 исковое заявление принято на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Определением от 30.04.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 04.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Шард" (далее - ООО "Шард", третье лицо), тем же определением суд принял уменьшение размера исковых требований до 114 380 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве оснований для отмены обжалуемого решения заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 в составе председательствующего Балашевой В.Т., судей Кузнецова С.А. и Туркина К.К. рассмотрение дела отложено на 15 час. 20 мин. 23.12.2014.
Определением председателя судебной коллегии Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 связи с отпуском судей Кузнецова С.А. и Туркина К.К. в составе суда произведена их замена на судей Карпова В.В. и Шадрину О.Е.
После замены судей рассмотрение дела начато с начала.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании 23.12.2014 представитель ответчика просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании 23.12.2014 объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 25.12.2014 и до 10 час. 30 мин. 30.12.2014. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие ответчика и третьего лица.
Представитель истца в судебных заседаниях 25.12.2014 и 29.12.2014 просил отменить решение суда, исковые требования удовлетворить, взыскав с ответчика 106 559 руб. 66 коп. задолженности.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения ответчика в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
14.09.2012 между Департаментом (участник долевого строительства) и ООО "Шард" (застройщик) был заключен муниципальный контракт N 19 на приобретение в муниципальную собственность помещений для последующего предоставления гражданам, уволенным с военной службы (далее - контракт), по условиям которого застройщик обязуется построить (создать) многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать в собственность участнику долевого строительства жилые помещения (квартиры - объекты долевого строительства) в количестве 24 штук, общей площадью 848, 3 кв. м, а участник долевого строительства обязуется уплатить установленную муниципальным контрактом цену и принять объекты долевого строительства (т. 1, л.д. 11-22).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (пункт 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 18.01.2013 между Департаментом и ООО "Шард" подписаны акты приема-передачи жилых помещений (квартир) в количестве 24 штук, расположенных многоквартирных домах по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Осетинская, дома NN 1, 3 (т. 1, л.д. 23-46).
29.05.2013 между ООО "Шард" (заказчиком) и ООО "ЖилЭнерго" (исполнителем) заключен договор N 07/1166 на услуги в многоквартирных домах (далее - договор), в соответствии с пунктом 2.1. которого целью договора является надлежащее содержание мест общего пользования, в том числе технических, подвальных (цокольных), лестничных и пр. помещений, кровли и обслуживание внутридомовых электрических, водопроводных, канализационных систем, систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в жилых домах по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Осетинская, дома NN 1,3 до момента избрания собственниками жилых помещений (квартир), расположенных в многоквартирных домах по вышеназванному адресу, иного способа управления указанными домами (т. 1, л.д. 47-49).
Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что исполнитель выставляет плату за выполненные работы, оказываемые услуги непосредственно собственникам помещений в многоквартирных домах.
Из материалов дела усматривается, что Общество в силу договора от 29.05.2013 оказывает услуги по содержанию и техническому обслуживанию вышеуказанных жилых домов, а также оказывает услуги по теплоснабжению.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества установлены Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 10.10.2013 N 192 и от 03.12.2013 N 375.
В связи с неоплатой ответчиком услуг по содержанию и техническому обслуживанию, теплоснабжению квартир в вышеуказанных жилых домах в период с 29.05.2013 по 31.01.2014, истец обратился с иском о взыскании задолженности в сумме 114 380 руб. 26 коп., в том числе: за услуги по теплоснабжению в размере 57 416 руб. 38 коп., за услуги по содержанию и техническому обслуживанию в размере 59 963 руб. 88 коп. (т. 1, л.д. 125-127).
Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Частью 14 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Частью 3 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В части 7 статьи 155 ГК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что ответчиком представлены в материалы дела копии договоров, подтверждающих факт передачи жилых помещений в бессрочное владение и пользование (договоры социального найма), а также в собственность гражданам, уволенным с военной службы (т. 1, л.д. 66-109), в связи с чем, плата за предоставленные услуги должна осуществляться гражданами.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к принятию неправильного решения.
Истцом заявлены требования о взыскании задолженности за услуги по теплоснабжению квартир NN 1, 4, 7, 11, 12, 14, 15, 25, 27 в доме N 1 по ул. Осетинской, квартир NN 2, 12, 17, 18, 21, 23, 28 в доме N 3 по ул. Осетинской в доме N 3; за услуги по содержанию и техническому обслуживанию квартир NN 1-18, 21-23, 25-27 в доме N 1 по ул. Осетинской, квартир NN 2-4, 7, 9, 12-14, 17, 18, 21, 23, 27, 28 в доме N 3 по ул. Осетинской.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Департамент передал гражданам квартиры в вышеуказанных домах, в том числе, в доме N 1 по ул. Осетинской: квартиру N 1-27.12.2013, N 3-03.07.2013, N 8-07.07.2013, N 9-02.07.2013, N 13-26.08.2013, N 17-04.07.2013, N 18-09.08.2013, N 21-03.07.2013, N 22-04.07.2013, N 25-27.11.2013, N 26-01.07.2013; в доме N 3 по ул. Осетинской: квартиру N 2-16.12.2013, N 3-10.07.2013, N 4-08.07.2013, N 9-03.07.2013, N 12-04.10.2013, N 13-05.07.2013, N 14-02.07.2013, N 18-12.11.2013, N 23-29.11.2013, N 26-13.11.2013, N 27-03.07.2013 (т. 1, л.д. 67-109).
Жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Доказательств оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, а также услуг по теплоснабжению квартир до заселения жилых помещений, а также квартир, в отношении которых отсутствуют сведения об их заселении в период с 29.05.2013 по 31.01.2014, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами материального права суд апелляционной инстанции признает исковые требования обоснованными, но подлежащими удовлетворению частично в сумме 106 559 руб. 66 коп., в том числе: за услуги по теплоснабжению в размере 48 611 руб. 85 коп., за услуги по содержанию и техническому обслуживанию в размере 57 947 руб. 81 коп. согласно представленному расчету (т. 2, л.д. 12-16).
В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствии с пунктом 1.2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава городского округа Самара Департамент обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Поскольку в спорных правоотношениях, Департамент выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны городского округа Самара.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требования частично в сумме 106 559 руб. 66 коп.
В соответствии с частями 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, расходы истца по уплате государственной пошлины по иску в размере 4 128 руб. 41 коп. относятся на ответчика, в размере 302 руб. 99 коп. - на истца; по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 863 руб. 25 коп. относятся на ответчика, в размере 136 руб. 75 коп. - на истца.
На основании пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" суд также считает необходимым взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 27 августа 2014 года по делу N А55-4710/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет средств казны муниципального образования городской округ Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" 106 559 руб. 66 коп. задолженности, 4 128 руб. 41 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и 1 863 руб. 25 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
При неисполнении настоящего постановления взыскать с муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара за счет средств казны муниципального образования городской округ Самара в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖилЭнерго" проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8, 25% годовых, с момента вступления постановления суда в законную силу до его фактического исполнения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Т.БАЛАШЕВА
Судьи
В.В.КАРПОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)