Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.12.2014 ПО ДЕЛУ N А23-4965/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. по делу N А23-4965/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014
Постановление в полном объеме изготовлено 30.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "СпецРемСтрой", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в отсутствие представителя Административной комиссии муниципального образования "Город Калуга" N 1, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии муниципального образования "Город Калуга" N 1 на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2014 по делу N А23-4965/2014 (судья Храпченков Ю.В.), рассмотренное в порядке упрощенного производства о признании незаконным и отмене постановления N 302 от 10.09.2014 по делу об административном правонарушении,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СпецРемСтрой" (далее по тексту - ООО "СпецРемСтрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования "Город Калуга" N 1 (далее по тексту - административная комиссия) от 10.09.2014 N 302 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2014 заявленные требования общества были удовлетворены. Постановление N 302 от 10.09.2014 по делу об административном правонарушении, вынесенное Административной комиссией муниципального образования "Город Калуга" N 1, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением суда, административная комиссия обратилась с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просила его отменить.
Обосновывая свою позицию, заявитель апелляционной жалобы указал, что удовлетворяя заявленные требования ООО "СпецРемСтрой" об отмене постановления административной комиссии, суд пришел к выводам о том, что заявитель необоснованно был привлечен к административной ответственности за нарушение правил содержания придомовой территории по части 1 статьи 1.1. Закона Калужской области от 28.02.2011 "Об административных правонарушениях в Калужской области", тогда как выявленное правонарушение должно было квалифицироваться по статье 7.22. КоАП РФ. Административная ответственность за указанные действия может быть установлена законом субъекта Российской Федерации лишь в случае, если она не установлена федеральным законом. Правоотношения, возникшие в результате неисполнения заявителем своих обязанностей, связанных с ненадлежащим состоянием прилегающей территории к жилому многоквартирному дому по мнению суда регулируются федеральным законом, т.е. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанный вывод суда первой инстанции, по мнению заявителя, является неверным.
24.12.2014 - до начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции от административной комиссии поступило дополнение к апелляционной жалобе, в которой заявитель апелляционной жалобы поддержал ранее изложенные доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, оставив в силе постановление административной комиссии.
Общество с ограниченной ответственностью "СпецРемСтрой" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 25.08.2014 в 11 часов 32 минуты Административной комиссией муниципального образования "Город Калуга" N 1 была проведена проверка общего благоустройства территории, прилегающей к жилому дому N 14 по ул. Чижевского, в ходе которой выявлен факт не уборки бытового мусора на прилегающей территории и неокоса травы.
Эти факты были изложены в акте проверки от 25.08.2014 и фотоснимках. 02.09.2014 старшим инспектором отдела административного контроля комитета административного и жилищного контроля Управления городского хозяйства города Калуги Лукашовой Е.П. в отношении ООО "СпецРемСтрой" составлен протокол об административном правонарушении, в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя, по части 1 статьи 1.1 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (далее по тексту - Закон N 122-ОЗ). Уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении было получено заявителем 28.08.2014. В протоколе сделан вывод о том, что заявителем нарушены пункты 3.1., 3.5., 7.4. Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Город Калуга", утвержденных постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 04.08.2006 N 204-п, в связи с этим он совершил административное правонарушение за которое предусмотрена ответственность по части 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ.
Определением от 02.09.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 10.09.2014. Уведомление о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении было получено заявителем 08.09.2014. Постановление по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении было вынесено в присутствии представителя заявителя по доверенности и предусматривало наказание в виде штрафа установленного санкцией части 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ в размере 50 000 рублей, при отсутствии сведений о смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельствах.
Не согласившись с назначенным наказанием общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
На момент проверки административным органом был установлен факт наличия бытового мусора и нескошенной травы на прилегающей к дому территории, в связи с чем ООО "СпецРемСтрой" было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В пределах муниципального образования "Город Калуга" действуют Правила благоустройства и озеленения территории муниципального образования "Город Калуга", утвержденные Постановлением Городского Головы от 04.08.2006 N 204-П. Правила в пункте 3.1 определяют лиц, которые являются ответственными за содержание и уборку объектов благоустройства и земельных участков на которых они расположены.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 названной статьи закреплена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по выбору одного из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно подпункту 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, ООО "СпецРемСтрой" действуя на основании договора управления, является организацией, ответственной за содержание территорий, прилегающих к жилым домам, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Чижевского, д. 14.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Указанные правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 1.8 Правил N 170 предусмотрено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя уборку придомовой территории и уход за зелеными насаждениями.
В пункте 3.6.1 Правил N 170 указано, что уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Таким образом, на основании приведенных норм с учетом правовой позиции, содержащейся в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об ошибочности квалификации совершенного обществом деяния в соответствии с Законом Калужской области от 28.02.2011 "Об административных правонарушениях в Калужской области" при наличии нормы, содержащейся в статье 7.22 КоАП РФ, а в связи с этим необходимостью отмены постановления административной комиссии N 302 от 10.09.2014.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции у судебной коллегии отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 11.11.2014 по делу N А23-4965/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)