Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2014 N Ф09-1225/14 ПО ДЕЛУ N А76-1184/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. N Ф09-1225/14

Дело N А76-1184/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Громовой Л.В., Черемных Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284); (далее - Министерство обороны) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.08.2013 по делу N А76-1184/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны - Елизаров А.Ю. (доверенность от 27.01.2014 N 3752 А).

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ГазСервис" (ИНН: 7451306450, ОГРН: 1107451012437); (далее - общество УК "ГазСервис", истец) обратилось к федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 6671257260, ОГРН: 1086671005838); (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений", ответчик), Министерству обороны Российской Федерации с исковым заявлением о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и эксплуатационных расходов в размере 118 995 руб., а также 4 823 руб., 86 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кочергов Игорь Евгеньевич (далее - Кочергов И.Е.), Ерохин Александр Николаевич (далее - Ерохин А.Н.), Мицуков Иван Михайлович (далее - Мицуков И.М.).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ.
Решением суда от 30.08.2013 (судья Бесихина Т.Н.) исковое заявление удовлетворено, с учетом определения об исправлении опечатки от 30.08.2013.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 (судьи Ширяева Е.В., Плаксина Н.Г., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - ФЗ N 83), которым были внесены изменения в положения ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство обороны как собственник имущества не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения и не может быть субсидиарным ответчиком.
Ответчик считает, что судами не установлена неспособность ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" удовлетворить исковые требования, в материалы дела не предоставлено доказательств того, что истец обращался с исковым заявлением к основному ответчику, в связи с чем нет оснований для привлечения в качестве субсидиарного ответчика Министерства обороны.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что по государственному контракту купли-продажи квартир от 19.02.2010 N 190210/23 для нужд Министерства обороны (государственный заказчик) приобретено 44 жилых помещения (квартиры) суммарной общей площадью 2 722,83 кв. м. Данные квартиры, находящиеся по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Громова, дом N 9 переданы по акту приема передачи от 18.05.2010.
Государственная регистрация права собственности на указанные жилые помещения, в том числе на квартиры N 20, 28, 36, 44, 56, 58, 59, 65, 74, 98, 113, 117 осуществлена 20.05.2010.
В период с 10.03.2011 по 14.03.2011 произведена государственная регистрация права оперативного управления вышеуказанных квартир за ФГКУ "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района".
Между обществом УК "ГазСервис" (управляющая организация) и Министерством обороны (собственник) 22.09.2010 был заключен договор управления многоквартирным домом N МО-1, по условиям которого собственник поручает, а управляющая организация в течение согласованного срока на оплату обязуется оказывать услуги по управлению общим имуществом в пределах средств начисленных и оплаченных собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, ул. Громова, 9, организовать предоставление жилищно-коммунальных услуг собственнику и иным пользователям путем заключения соответствующих договором и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Громова, 9, принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом посредством управляющей организации общества УК "ГазСервис".
В целях обслуживания указанного жилого дома обществом УК "ГазСервис" заключены договоры на обслуживание лифтов, вывоз ТБО, энергоснабжения. Обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями выставлялись счета-фактуры на оплату по указанным договорам.
Право оперативного управления на спорные квартиры зарегистрировано за ФГКУ "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" в марте 2011.
Во исполнение приказа Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 вышеуказанное учреждение прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, правопреемником ФГКУ "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" является ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений".
С июня 2012 года по апрель 2013 истец, являясь управляющей организацией, нес расходы по отоплению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, вывозу бытовых отходов, техническому обслуживанию лифтов в доме N 9 по улице Громова в городе Челябинске. Ответчиком указанные расходы не возмещены, в связи с чем общество УК "ГазСервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникла у "ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" как правопреемника с момента государственной регистрации права оперативного управления за ФГКУ "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" в марте 2011, а также из отсутствия доказательств погашения ответчиком понесенных управляющей организацией расходов. При отсутствии или недостаточности денежных средств у ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" долг подлежит взысканию с Министерства обороны за счет казны Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, действующему законодательству и являются правильными.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 2 ст. 36, п. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию и ремонту жилого помещения, а также содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Как следует из материалов дела, государственная регистрация права оперативного управления на спорные квартиры, находящиеся в доме N 9 по ул. Громова г. Челябинска, осуществлена за ФГКУ "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" - правопредшественником ответчика.
Согласно расчету, представленному в материалы дела истцом, задолженность ответчика за период с июня 2012 по апрель 2013 за содержание указанных помещений составила 52 784 руб. 67 коп.
Указанный расчет проверен судами, признан верным и выполненным на основании установленных тарифов на тепловую энергию и услуги по содержанию и ремонту жилья.
В связи с изложенным суды правомерно пришли к выводу о том, что обязанность по несению расходов на содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, ремонт общего имущества возникает у ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" с момента государственной регистрации за его правопредшественником права оперативного управления.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации размер процентов за пользование чужими денежными средствами определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. В связи с изложенным, проценты за пользование чужими денежными средствами, в сумме 4 823 руб. 86 коп. начислены верно, начиная с 11 числа каждого месяца.
Довод Министерства обороны о том, что оно не может нести субсидиарную ответственность по договору управления многоквартирным домом и не является субсидиарным ответчиком по делу, в том числе со ссылкой на ст. 5 ФЗ N 83, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 2 устава ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" (утверждено Министром Обороны Российской Федерации 25.05.2012), указанное учреждение является казенным в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р, получающим бюджетные средства из федерального бюджета от главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны РФ.
Учредителем названного учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении данного учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п. 5 устава).
Согласно п. 6 вышеуказанного устава полномочия собственника имущества "Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам несет собственник имущества (п. 13 устава).
Вышеизложенные положения устава учреждения полностью соответствуют норме пункта 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей субсидиарную ответственность собственника имущества казенного учреждения при недостаточности денежных средств у учреждения.
В силу п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Предъявление иска одновременно к ФГКУ "Приволжско-Уральскому территориальному управлению имущественных отношений" - основному должнику и Министерству обороны - субсидиарному должнику не противоречит закону. При исполнении решения в случае отсутствия денежных средств у ФГКУ "Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений" к субсидиарной ответственности будет привлечено Министерство обороны.
При таких обстоятельствах изложенные в кассационной жалобе доводы отклоняются судом кассационной инстанции, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.08.2013 по делу N А76-1184/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Л.ВЕРБЕНКО

Судьи
Л.В.ГРОМОВА
Л.Н.ЧЕРЕМНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)