Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2015 N 12АП-4704/2015 ПО ДЕЛУ N А57-26366/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. по делу N А57-26366/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" - Татаринцев В.Ю.. по доверенности от 30.12.2014,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 6 апреля 2015 года по делу N А57-26366/2014, принятое судьей М.Е. Медниковой,
по иску Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г. Саратов, (ОГРН 1036405320456, ИНН 1036405320456),
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 64 998 руб. 62 коп.,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Ассоциация ТСЖ Ленинского района, г. Саратов, с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании 339 276 руб. 48 коп.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 28.11.2014 в отдельное производство выделены исковые требования о взыскании задолженности по оплате задолженности за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д. 4Б за период с 01.06.2011 по 31.07.2014 в размере 19 894 руб. 55 коп., за жилое помещение N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15 за период с 01.06.2013 по 31.07.2014 в размере 5036 руб. 52 коп., за жилое помещение N 146 по ул. Батавина, д. 10 за период с 01.06.2011 по 30.06.2014 в размере 47 671 руб. 89 коп. Делу по данному иску был присвоен номер А57-26366/14.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д. 4Б за период с 01.11.2012 по 31.07.2014 в размере 19 894 руб. 55 коп., за жилое помещение N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15 за период с 01.06.2013 по 31.07.2014 в размере 5036 руб. 52 коп., за жилое помещение N 146 по ул. Батавина, д. 10 за период с 05.12.2011 по 30.06.2014 в размере 40 067 руб. 55 коп., а всего 64 998 руб. 62 коп. Суд в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации принял уточнение исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 апреля 2015 года по делу N А57-26366/201 с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу Ассоциации Товариществ собственников жилья Ленинского района взыскана задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д. 4Б за период с 01.11.2012 по 31.07.2014 в размере 19 894 руб. 55 коп., за жилое помещение N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15 за период с 01.06.2013 по 31.07.2014 в размере 5036 руб. 52 коп., за жилое помещение N 146 по ул. Батавина, д. 10 за период с 05.12.2011 по 30.06.2014 в размере 40 067 руб. 55 коп., а всего 64 998 руб. 62 коп.
Муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком по делу, в адрес ответчика не направлялись платежные документы, единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий юридическим лицам, в соответствии с бюджетным законодательством перечисление денежных средств иным способом не допускается.
В судебном заседании представитель Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обслуживании истца находятся жилые помещения N 44 по ул. Тархова, д. 4Б, N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15, N 146 по ул. Батавина, д. 10 - по договорам, заключенным с ТСЖ "Днепр 2004", ТСЖ "5-Микрорайон" и на основании решений общих собраний членов ТСЖ с 2006 года. Правомерность обслуживания указанных жилых домов лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Жилое помещение N 44 по ул. Тархова, д. 4Б., жилое помещение N 2 комната 2 по ул. Тархова, д. 15, жилое помещение N 146 по ул. Батавина, д. 10 принадлежали в спорный период на праве собственности муниципальному образованию "Город Саратов".
В подтверждение указанного истцом предоставлены справки жилищного отдела N 1, 2, 4, 7, копии лицевых счетов, а также поквартирные карточки по каждому жилому помещению.
Согласно представленных Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правообладателях по указанным выше объектам недвижимости отсутствуют.
Данные жилые помещения, согласно документам, представленным КУИ города Саратова, значатся в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов".
Истец указывает, что у ответчика за спорный период имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 64 998 руб. 62 коп. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском о взыскании указанной задолженности.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно аналогичной норме, изложенной в пункте 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть избран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В пункте 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, дано определение понятия "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества жилых помещений в спорных домах утвержден протоколами общих собраний ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006, ТСЖ "5-Микрорайон" от 28.04.2006 (стр. 34-43 т. 1).
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Должник не представил доказательства, что не имеет отдельных вводов холодного, горячего водоснабжения и центрального отопления, коммунальные ресурсы предоставляются не от внутридомовых инженерных сетей, расположенных в нежилых помещениях жилых домов, не пользуется общей территорией домовладения, иными нежилыми помещениями и т.д., являющихся общим имуществом собственников жилых и нежилых помещений в указанном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Отсутствие соответствующего договора с истцом не свидетельствует, что собственник нежилых помещений не обязан участвовать в содержании общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств. Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Истец в обоснование своих требований предоставил суду копии договоров с дополнительными соглашениями о передаче в управление Ассоциации ТСЖ Ленинского района многоквартирных домов, копии протоколов ТСЖ "Днепр 2004" от 10.01.2006, ТСЖ "5-Микрорайон" от 28.04.2006, подтверждающих размер платы за содержание жилья, текущий ремонт многоквартирных домов.
Одновременно истцом суду предоставлен расчет суммы задолженности по каждому жилому помещению, с указанием тарифов.
Истец предъявил к взысканию задолженность по указанным выше жилым помещениям за содержание общего имущества, ремонт жилья, содержание жилья (лифт), электроэнергию мест общего пользования, отопление в сумме 64 998 руб. 62 коп.
Суд, приняв во внимание анализ (расчет) задолженности в совокупности с другими доказательствами и условиями договора, пришел к обоснованному выводу об обязанности ответчика погасить задолженность за содержание общего имущества, ремонт жилья, содержание жилья (лифт), электроэнергию мест общего пользования, отопление.
Представленный истцом расчет проверен судами первой и апелляционной инстанций.
Ответчик не заявил о наличии арифметических ошибок, контррасчет не представил.
Довод апеллянта о том, что в адрес муниципального образования и Комитета не направлялись платежные документы, подлежит отклонению, так как указанное обстоятельство само по себе не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию общего имущества и несения иных коммунальных расходов.
Довод Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов" о том, что единственным способом перечисления денежных средств является выделение субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, подлежит отклонению.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в порядке субсидирования, не может применяться и рассматриваться как довод в указанном случае, поскольку возможность предоставления финансовой помощи закреплена в пункте 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно данной норме усматривается, что эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, входящего в состав товарищества, в порядке и размере установленном общим собранием членов товарищества и частью 5 статьи 155, частью 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании статей 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 210, 249, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме, обязано ежемесячно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги и содержание общего имущества в многоквартирном доме, входящем в состав данного товарищества.
Указанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
В силу статьи 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской Городской Думы N 67-649 от 18 декабря 2005 года, финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями Городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденным решением Саратовской Городской Думы N 19-172 от 19.07.2007 комитет по финансам администрации г. Саратова - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с частью 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункту 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Таким образом, исполнение вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета города производится комитетом по финансам администрации города Саратова в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 апреля 2015 года по делу N А57-26366/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА

Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)