Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 N 05АП-9159/2014 ПО ДЕЛУ N А59-1805/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. N 05АП-9159/2014

Дело N А59-1805/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 19 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-9159/2014
на решение от 21.05.2014
судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-1805/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению администрации Корсаковского городского округа (ОГРН 1036502700519, ИНН 6504016473, зарегистрирована в качестве юридического лица 04.12.1996)
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026, зарегистрирована в качестве юридического лица 06.02.2003)
третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, муниципальное предприятие "Наш Дом",
о признании недействительным предписания от 28.03.2013 N 19П,
- при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;

- установил:

Администрация Корсаковского городского округа (далее по тексту - "заявитель", "Администрация") обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее по тексту - "инспекция") от 28.03.2013 N 19П об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20.05.2014 требования Администрации удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, инспекция настаивает на наличии оснований для выдачи Администрации спорного предписания. Пояснила, что в ходе проведения контрольных мероприятий по надзору за соблюдением правил и норм содержания жилых домов и жилых помещений была установлена необходимость проведения капитального ремонта дома N 7 по ул. Портовая, в связи с чем направленное в адрес Администрации предписание следует расценивать как способ понуждения сособственника имущества в указанном доме к надлежащему исполнению своих обязанностей по его содержанию. Нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с выдачей предписания инспекция не усматривает.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В связи с коллективным обращением жильцов на основании распоряжения от 26.03.2013 N 378 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка дома N 7 по ул. Портовой в г. Корсакове.
В ходе проверки выявлены многочисленные повреждения кровельного шиферного покрытия в виде сколов, трещин, общего старения покрытия; следы повреждения штукатурного слоя фасада в виде отслоений, местами до обнажения шлакоблока, при этом общее повреждение составляет более 25%; по периметру жилого здания обнаружены сквозные щели между цоколем и шлакоблочной кладкой стен шириной примерно 3-5 см. При обследовании лестничных клеток инспекция пришла к выводу о их неудовлетворительном состоянии в связи с многочисленными повреждениями окрасочного и штукатурного слоев, применения электрооборудования старого образца, отсутствие вторых рам на окнах со 2 по 5 этажи на лестничных клетках, отслоение и разрушение окраски оконных коробок. Состояние санузлов также оценено инспекцией как неудовлетворительное в связи с проседанием бетонных полов, повреждением отделочного и штукатурного слоев, наличием желтых, сухих пятен в правом крыле (северная сторона) со 2 по 5 этажи в углу на стене и потолке. Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.03.2013 N 378.
По результатам проверки 28.03.2013 Администрации выдано предписание N 19П, которым предписано в срок до 01.05.2013 включить жилой дом N 7 по ул. Портовой в титульный список объектов капитального ремонта на 2013 г.
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав его нарушающим права и законные интересы, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие его законодательству и нарушение прав и интересов лица, обратившегося за защитой.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и инспекцией возникли отношения, связанные с включением жилого дома N 7 по ул. Портовой в г. Корсакове в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту за счет бюджетных средств в 2013 г.
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "ЖК РФ") решение о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается собственниками помещений в таком доме.
В силу статьи 168 ЖК РФ высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Частью 7 данной статьи предусмотрено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
По правилам части 1 статьи 191 финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Из указанных норм следует, что финансирование работ по капитальному ремонту конкретного объекта за счет средств бюджетной системы Российской Федерации возможно только после принятия на территории муниципального образования соответствующей программы или нормативного правового акта, предусматривающего такое финансирование, и при условии соответствия такого объекта установленным в ней критериям и условиям.
Материалами дела подтверждается и Администрацией не оспаривается, что жилой дом N 7 по ул. Портовой в г. Корсакове действительно требует проведения ремонта. Вместе с тем до настоящего времени решение о проведении ремонта, а также об определении вида такого ремонта - текущий или капитальный собственниками помещений в доме не принято, и вопрос о необходимости софинансирования ремонта за счет программ государственной и муниципальной поддержки не рассматривался. В этой связи включение спорного дома в титульный список объектов капитального ремонта является преждевременным.
Кроме того, коллегия учитывает, что, заявляя о необходимости включения спорного дома в титульный список объектов капитального ремонта на 2013 г., инспекция не указала, в рамках реализации какой программы формируются титульные списки, и предполагается такое финансирование, а также не исследовала вопрос о соответствии спорного дома критериям и условиям финансирования.
При таких обстоятельствах основания для формирования титульного списка объектов капитального ремонта и включения в него спорного жилого дома на момент выдачи оспариваемого предписания у Администрации отсутствовали.
Делая указанный вывод, коллегия принимает во внимание, что одновременно с вынесением предписания Правительством Сахалинской области было принято предписание от 28.03.2013 N 191-р "О подготовке основных систем жизнеобеспечения Сахалинской области к осенне-зимнему периоду 2013/14 года".
Пунктом 4.1.2 администрациям муниципальных образований было поручено в срок до 01.05.2013 представить в государственную жилищную инспекцию Сахалинской области титульные списки (планы капитального ремонта на 2013 год) на капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств бюджетов всех уровней.
Вместе с тем указанное поручение связано исключительно с оперативным контролем за ходом подготовки к осенне-зимнему периоду, и не является программой капитального ремонта, предусмотренной статьями 168, 191 ЖК РФ.
Оценивая правомерность оспариваемого предписания, коллегия также принимает во внимание, что по правилам части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - "Закон N 294-ФЗ") в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденным постановлением Администрации Сахалинской области от 16.12.2009 N 52-па, основными задачами инспекции являются надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетический эффективности органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда, независимо от его формы собственности, управляющими и иными организациями, ответственными за содержание и ремонт жилищного фонда и предоставляющими коммунальные услуги, а также предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства при использовании и содержании жилищного фонда, которые влияют на безопасность проживания и создают угрозу здоровью или жизни граждан, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.
Согласно пункту 3.1 Положения инспекция в рамках осуществления регионального жилищного надзора проводит проверки, предметом которых в соответствии с законодательством является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
По правилам пункта 3.7 Положения инспекция принимает меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства собственникам, владельцам, пользователям и иным лицам, ответственным за содержание, ремонт и предоставление коммунальных услуг.
Возможность выдачи предписаний по иным вопросам, не связанным с устранением выявленных нарушений, ни Законом N 294-ФЗ, ни Положением не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки инспекцией были выявлены нарушения требований жилищного законодательства в части состояния жилого дома, однако направленное в адрес Администрации предписание не связано с устранением выявленных нарушений, содержит требование организационного характера, адресованное органу местного самоуправления как лицу, обладающему бюджетными полномочиями, и касается исключительно вопросов софинансирования ремонтных работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем коллегия считает, что его выдача не входит в компетенцию инспекции.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 28.03.2013 N 191-р указаний на возможность выдачи инспекцией предписаний о включении объектов в титульные списки капитального ремонта не содержит.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу о том, что, выдав Администрации оспариваемое предписание, инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий.
Доводы инспекции о том, что выданное предписание следует рассматривать как способ понуждения сособственника имущества в спорном жилом доме к надлежащему исполнению своих обязательств по его содержанию, во внимание не принимаются как противоречащие характеру содержащегося в нем требования.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание недействительным.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.05.2014 по делу N А59-1805/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)