Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.10.2014 N 13-КГ14-2

Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. N 13-КГ14-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кликушина А.А.
судей Вавилычевой Т.Ю. и Назаренко Т.Н.
с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Рассказово Тамбовской области к Куликовой И.В., Куликову В.С., Куликовой А.С. Куликовой Н.С., Куликовой Н.С. интересы которой представляет попечитель Сикачева П.К., Нечаевой К.М., в интересах которой действуют законные представители - Куликова А.С. и Нечаев М.Г., о переселении
по кассационной жалобе администрации г. Рассказово Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 1 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 24 июля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей подлежащими отмене судебные постановления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

Администрация г. Рассказово Тамбовской области обратилась в суд с иском к Куликовой И.В., Куликову В.С. Куликовой А.С. Куликовой Н.С., Куликовой Н.С., интересы которой представляет попечитель Сикачева П.К., Нечаевой К.М., в интересах которой действуют законные представители - Куликова А.С. и Нечаев М.Г., о переселении ответчиков из квартиры, находящейся в муниципальной собственности г. Рассказово Тамбовской области, по адресу: <...> область, г. <...>, в квартиру, находящуюся в муниципальной собственности г. Рассказово Тамбовской области, расположенную по адресу: <...> область, <...>.
Требования мотивированы тем, что постановлением администрации г. Рассказово от 19.03.2012 г. N 405 "О предоставлении по договорам социального найма жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда", ответчикам была предоставлена квартира, находящаяся в муниципальной собственности и расположенная по адресу: г. <...>.
Принятие указанного постановления N 405 обусловлено фактом включения дома по ул. <...> в Областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2011 - 2012 годы, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 15.04.2011 г. N 377, и принятую во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с Паспортом Программы, ее задачами является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.
В целях реализации данной Программы муниципалитетом был построен ряд многоквартирных домов для целей переселения граждан.
Однако ответчики не переселились в вышеуказанную квартиру, предоставленную им по Программе, чем препятствуют проведению работ по сносу дома по адресу: г. <...>.
Ответчики иск не признали.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 1 апреля 2013 г. в иске отказано.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 24 июля 2013 г. вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2014 г. отказано в передаче кассационной жалобы администрации г. Рассказово Тамбовской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В повторной кассационной жалобе администрацией г. Рассказово Тамбовской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм материального права.
Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. отменено определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2014 г. и кассационная жалоба администрации г. Рассказово Тамбовской области передана с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Установлено, что ответчики зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: <...>.
Данная квартира находится в муниципальной собственности г. Рассказово Тамбовской области, и предоставлена ответчикам по договору социального найма.
Ответчики состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 56 - 57).
Жилой дом по ул. <...> области был признан аварийным и включен в Областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2011 - 2012 годы, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 15.04.2011 г. N 377.
Постановлением администрации г. Рассказово Тамбовской области N 405 от 19.03.2012 г. в рамках вышеуказанной адресной программы Куликовой И.В. на состав семьи из 6 человек предоставлена однокомнатная квартира N 4 в доме <...>, общей площадью 30,9 кв. м (л.д. 11 об-т).
Отказывая администрации г. Рассказово Тамбовской области в удовлетворении иска о переселении ответчиков из квартиры 4 дома 1 по ул. <...> в квартиру 4 дома 10 по ул. <...> области, районный суд (и с ним согласился суд апелляционной инстанции) пришел к выводу о том, что предоставляемое жилое помещение не отвечает требованиям закона, поскольку ответчики состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем должны быть обеспечены жилой площадью по нормам предоставления. Кроме того, администрацией г. Рассказово заявлены требования о переселении ответчиков, что не предусмотрено статьями 84 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку ответчики в квартире 4 дома 1 по ул. <...> области фактически не проживают.
Данные выводы судов нельзя признать законными по следующим основаниям.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Согласно Паспорту Областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Тамбовской области, на 2011 - 2012 годы", утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 15.04.2011 г. N 377, целями и задачами этой программы являются: улучшение условий проживания граждан, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в соответствии с Федеральным законом в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.
Указанной Программой установлен срок переселения жильцов дома N 1 по <...> области - первый квартал 2012 г.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как указывалось выше, жилое помещение по адресу: <...> область, <...>, д. 10, кв. 4 предоставлено ответчикам в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах отказ суда в иске по мотиву необходимости обеспечения ответчиков жильем по нормам предоставления, противоречит вышеуказанным нормам закона.
Ссылка суда на ненадлежащий способ защиты права - заявлен иск о переселении, а не выселении ответчиков с предоставлением жилого помещения, несостоятельна, поскольку основанием иска являлись положения Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьи 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, а предмет иска и использованная истцом терминология - о переселении ответчиков и заключении договора социального найма жилого помещения - квартиры 4 д. 10 по ул. <...> области соответствует положениям пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ от 21.07.2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда второй инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку вопрос о равноценности жилого помещения, предоставляемого ответчикам в рамках реализации областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, применительно к положениям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, судами не был рассмотрен, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 1 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 24 июля 2013 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)