Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7275/2014

Требование: О возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица указывает на то, что при назначении вида мер социальной поддержки ответчик не разъяснил ей право выбора вида мер социальной поддержки как педагога, которые более выгодны в сравнении с мерой социальной поддержки ветерана труда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу N 33-7275/2014


Судья: Петрова С.Д.
А-54

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Андриишина Д.В., Войты И.В.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Андреева А.И.
при секретаре З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах Г. к Управлению социальной защиты населения администрации Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Министерства финансов Красноярского края
на решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 11 июня 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Ирбейского района Красноярского края произвести Г. перерасчет размера меры социальной поддержки как педагогу пенсионеру за период с 14 мая 2011 года по август 2012 года из расчета:
100% оплаты отопления, в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления,
100% оплаты освещения исходя из объема электрической энергии, потребленной на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством края".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ирбейского района обратился в суд с иском в интересах Г. к УСЗН Ирбейского района о возложении обязанности произвести перерасчет размера мер социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что Г. является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, а потому имеющим право на меры социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения как педагог-пенсионер в виде 100% оплаты отопления и 100% оплаты освещения. Однако меры социальной поддержки Г. в период с 14.05.2011 года по август 2012 года предоставлялись как ветерану труда в размере 50% оплаты электроснабжения и 50% оплаты приобретения и доставки твердого топлива. При назначении вида мер социальной поддержки ответчик, зная о том, что истица является педагогом-пенсионером, не разъяснил ей право выбора вида мер социальной поддержки как педагогу, которые более выгодные в сравнении с мерой социальной поддержки ветерана труда. С сентября 2012 года Г. назначены меры социальной поддержки как педагогу.
В указанной связи прокурор просил суд возложить на УСЗН Ирбейского района обязанность произвести перерасчет размера социальной поддержки педагогу пенсионеру Г. из расчета 100% оплаты отопления и освещения за период с 14.05.2011 года по август 2012 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Красноярского края просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, указывая на неисследованность судом того обстоятельства, что ни Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", ни ранее действующий Закон от 10.07.1992 года "Об образовании" N 3266-1 не содержат положений, предусматривающих возможность сохранения за педагогическими работниками сельских образовательных учреждений, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при переходе на пенсию. До 01.01.2012 года источником финансирования предоставления льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, предусмотренных нормативными актами СССР являлся федеральный бюджет, с 01.01.2012 года указанные обязательства принял на себя Красноярский край, в связи с чем является неправомерным осуществление перерасчета и выплаты денежных средств в период с 14.05.2011 года по август 2012 года за счет краевого бюджета.
В судебное заседание истец Г., представитель ответчика УСЗН администрации Ирбейского района, представители третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края, Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещались должным образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не направили. Представитель третьего лица Министерства финансов Красноярского края направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края - Андреева А.И., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с действующими до настоящего времени Постановлениями Совета Министров СССР от 10.02.1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 04.05.1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, имеющими общий стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 2122-ФЗ, действовавшей до 11.01.2011 года) Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 6 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг", действовавшим до 01.07.2010 года, было предусмотрено предоставление педагогическим работникам субсидий в размере 100% стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Законом Красноярского края от 07.02.2008 года N 4-1256 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", вступившим в законную силу 09.03.2008 года, а также Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 г. N 318-П, установлен Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, производится Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, содержащих в п. 1 ст. 1 указанного Закона Красноярского края от 07.02.2008 года N 4-1256, в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.
Таким образом, из данного нормативного регулирования следовало предоставление с 09.03.2008 года педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, в том числе и пенсионерам-педагогам, льготы по отоплению (теплоснабжению) и освещению в натуральной форме, в виде бесплатной услуги.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 года N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", вступившим в законную силу 01.07.2010 года, отменен Закон Красноярского края от 07.02.2008 года N 4-1256 и установлен новый порядок реализации права педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), путем предоставления денежных выплат органом местного самоуправления ежемесячно с перечислением на счет педагогических работников в российских кредитных организациях или через отделения федеральной почтовой связи.
В силу ст. 7 указанного Закона представление указанных денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Федеральным законом от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством был изменен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.
Статьей 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ, имеющееся у педагогов сельских школ, проработавших более 10 лет, и вышедших на пенсию, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не отменено, в связи с чем, на педагогов-пенсионеров указанной категории распространяется такой же порядок предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Г. в периоды с 1951 года по 1960 года, с 1960 года по 1965 года, с 1966 года по 1968 года, с 1968 года по 1969 год, с 1969 года по 1981 год, с 1985 года по 1987 года работала в муниципальных образовательных учреждениях Ирбейского района. 07.09.1987 года была уволена из образовательного учреждения в связи с уходом на пенсию. В период работы в образовательном учреждении истица получала меры социально поддержки в виде 100% оплаты отопления и освещения. Педагогический стаж работы истицы в сельской местности составляет более 10 лет, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В 2011 году Г. были предоставлены меры социальной поддержки в размере 50% как ветерану труда на твердое топливо и электроэнергию.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия у Г. права на предоставление УСЗН администрации Ирбейского района мер социальной поддержки по оплате занимаемого жилого помещения с отоплением и освещением в размере 100%, поскольку, являясь педагогическим работником, имеющим педагогический стаж в учреждениях образования в сельской местности более 10 лет, истица перешла на пенсию и проживает в сельской местности. В материалах дела имеется заявление Г., где основанием для назначения мер социальной поддержки истец выбрала "Ветеран труда РФ". Однако данное заявление выполнено в виде заранее подготовленного бланка с перечислением оснований социальной поддержки, среди которых отсутствует такое основание как педагог-пенсионер. Указанное обстоятельство суд обоснованно расценил как ограничение права истца на выбор меры социальной поддержки. Так, Г., имея право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, как проживающий в сельской местности педагог-пенсионер, проработавший в образовательных учреждениях в сельской местности более 10 лет, вынужденно избрала для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, поскольку иного ей не предлагалось и не предоставлялось, а также право выбора не разъяснялось.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Красноярского края о том, что до 01.01.2012 года предоставление льгот педагогическим работникам сельской местности, вышедшим на пенсию, было предусмотрено только федеральными правовыми актами, потому источником финансирования их предоставления являлся федеральный бюджет, а не бюджет Красноярского края, основаны на неправильном толковании закона. Отсутствие до 01.01.2012 года в Законе Красноярского края 10.06.2010 года N 10-4691, указания о денежных выплатах на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, отработавших не менее 10 лет в сельской местности, перешедшим на пенсию, либо о механизме возмещения расходов обслуживающей организации на предоставление социальных льгот указанной категории педагогических работников, не может ущемлять их установленное федеральным законодательством право на получение данных мер социальной поддержки.
Несмотря на то, что порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории педагогических работников, не был разработан и принят (в том числе в Красноярском крае до 01.01.2012 года), имеющееся у них право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением не было отменено, с учетом положений ст. 3 ФЗ от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и ст. 55 Закона РФ "Об образовании", суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к данной категории лиц того же порядка предоставления мер социальной поддержки, что установлен для работающих педагогов.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, являлись предметом тщательного исследования в суде и обоснованно отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 11 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Красноярского края - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)