Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Егоровой С.Г., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца: Данилова В.В. (дов. N 165-юр от 11.11.2014),
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Тулагорводоканал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А68-2592/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Тулагорводоканал", ОГРН 1087154028004, ИНН 7105504223, (далее - ОАО "Тулагорводоканал") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к закрытому акционерному обществу "Партнер", ОГРН 1127154013249, ИНН 7106522137, (далее - ЗАО "Партнер") о взыскании 21 682 руб. 89 коп. задолженности и 821 руб. 66 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 (судья Нестеренко С.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Токарева М.В., Дайнеко М.М., Тиминская О.А.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, ОАО "Тулагорводоканал" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, как незаконных.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.05.2012 между ОАО "Тулагорводоканал" (водоканал) и ЗАО "Партнер" (управляющая организация) заключен договор N 1-В/П на отпуск воды и прием сточных вод (в редакции дополнительного соглашения от 16.09.2013), в соответствии с условиями которого водоканал обязался осуществлять отпуск питьевой воды из системы городского водопровода до границы разграничения эксплуатационной ответственности и прием сточных вод от границы разграничения эксплуатационной ответственности в систему канализации для обеспечения многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, коммунальными услугами (холодное водоснабжение и водоотведение), а управляющая организация, выступающая от имени и в интересах собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, обязалась оплачивать полученные услуги по тарифам и в порядке, определенным договором.
Согласно п. 9.1 договор вступает в силу с 01.05.2012 и действует по 31.12.2012 с условием ежегодной пролонгации.
Ссылаясь на неоплату ответчиком полученного в период с июня по сентябрь 2013 года объема услуг по водоотведению в размере 2 635,80 куб. м на сумму 21 682 руб. 89 коп., использованных на общедомовые нужды, ОАО "Тулагорводоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 с. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг N 354 (п. п. 1, 36) в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (п. п. 42, 43, 59 Правил N 354, формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно п. 48 Правил N 354, п. п. 10, 17, формулам 10, 15 Приложения N 2 к Правилам при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН), определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из данных Правил на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признана соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
В связи с вышеизложенным, при отсутствии в многоквартирных жилых домах общедомовых приборов учета сточных вод, законных оснований для начисления платы за коммунальную услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955.
Поскольку многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, не оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод, что заявителем кассационной жалобы не оспаривается, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных оснований для взыскания с ЗАО "Партнер" стоимости коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, правомерно отказав в удовлетворении иска.
Довод заявителя жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений п. 11 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", обязывающих рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников, отклоняется судебной коллегией в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона N 416-ФЗ, согласно которому положения настоящего Закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению в части, не урегулированной другими федеральными законами. Правила определения объема коммунальных услуг регламентированы вышеуказанными положениями жилищного законодательства.
Ссылка заявителя на п. 25 Правил N 306 также отклоняется судебной коллегией, поскольку данный пункт устанавливает порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях, а не на общедомовые нужды.
Доводы истца, основанные на п. 13, формуле 12 Приложения 2 к Правилам N 354, не принимаются во внимание суда кассационной инстанции, ввиду того, что указанные нормы регулируют правоотношения при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии оспариваемых решения и постановления не установлено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А68-2592/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2015 N Ф10-1144/2015 ПО ДЕЛУ N А68-2592/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. N Ф10-1144/2015
Дело N А68-2592/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Егоровой С.Г., Толкачевой И.Ю.
при участии в заседании:
от истца: Данилова В.В. (дов. N 165-юр от 11.11.2014),
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Тулагорводоканал" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А68-2592/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Тулагорводоканал", ОГРН 1087154028004, ИНН 7105504223, (далее - ОАО "Тулагорводоканал") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к закрытому акционерному обществу "Партнер", ОГРН 1127154013249, ИНН 7106522137, (далее - ЗАО "Партнер") о взыскании 21 682 руб. 89 коп. задолженности и 821 руб. 66 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 (судья Нестеренко С.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Токарева М.В., Дайнеко М.М., Тиминская О.А.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, ОАО "Тулагорводоканал" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015, как незаконных.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.05.2012 между ОАО "Тулагорводоканал" (водоканал) и ЗАО "Партнер" (управляющая организация) заключен договор N 1-В/П на отпуск воды и прием сточных вод (в редакции дополнительного соглашения от 16.09.2013), в соответствии с условиями которого водоканал обязался осуществлять отпуск питьевой воды из системы городского водопровода до границы разграничения эксплуатационной ответственности и прием сточных вод от границы разграничения эксплуатационной ответственности в систему канализации для обеспечения многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, коммунальными услугами (холодное водоснабжение и водоотведение), а управляющая организация, выступающая от имени и в интересах собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, обязалась оплачивать полученные услуги по тарифам и в порядке, определенным договором.
Согласно п. 9.1 договор вступает в силу с 01.05.2012 и действует по 31.12.2012 с условием ежегодной пролонгации.
Ссылаясь на неоплату ответчиком полученного в период с июня по сентябрь 2013 года объема услуг по водоотведению в размере 2 635,80 куб. м на сумму 21 682 руб. 89 коп., использованных на общедомовые нужды, ОАО "Тулагорводоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 с. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154, п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, п. п. 63, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг N 354 (п. п. 1, 36) в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с п. 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за исключением коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (п. п. 42, 43, 59 Правил N 354, формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Согласно п. 48 Правил N 354, п. п. 10, 17, формулам 10, 15 Приложения N 2 к Правилам при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды (ОДН), определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из данных Правил на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и признана соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
В связи с вышеизложенным, при отсутствии в многоквартирных жилых домах общедомовых приборов учета сточных вод, законных оснований для начисления платы за коммунальную услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется.
Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 17.04.2015 N 310-ЭС14-5955.
Поскольку многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, не оборудованы общедомовыми приборами учета сточных вод, что заявителем кассационной жалобы не оспаривается, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии достаточных оснований для взыскания с ЗАО "Партнер" стоимости коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, правомерно отказав в удовлетворении иска.
Довод заявителя жалобы о необходимости применения к спорным правоотношениям положений п. 11 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", обязывающих рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников, отклоняется судебной коллегией в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона N 416-ФЗ, согласно которому положения настоящего Закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению в части, не урегулированной другими федеральными законами. Правила определения объема коммунальных услуг регламентированы вышеуказанными положениями жилищного законодательства.
Ссылка заявителя на п. 25 Правил N 306 также отклоняется судебной коллегией, поскольку данный пункт устанавливает порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению в жилых помещениях, а не на общедомовые нужды.
Доводы истца, основанные на п. 13, формуле 12 Приложения 2 к Правилам N 354, не принимаются во внимание суда кассационной инстанции, ввиду того, что указанные нормы регулируют правоотношения при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии оспариваемых решения и постановления не установлено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.09.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А68-2592/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)