Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.07.2014 N Ф05-6164/2014 ПО ДЕЛУ N А40-155217/13-159-1395

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2014 г. по делу N А40-155217/13-159-1395


Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Крекотнева С.Н.,
судей: Малюшина А.А., Федосеевой Т.В.,
при участии в заседании:
- от истца - Ракчеев А.Н. по дов. от 31.05.2012;
- от ответчика - Масайкина Е.И. по дов. От 02.12.2012;
- рассмотрев 07 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "МОЭК"
на постановление от 10.04.2014
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С., Семеникиной О.Н.,
по иску ОАО "МОЭК" (ОГРН 1047796974092)
к Государственному казенному учреждению города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЮАО" (1087746796796)
о взыскании 31 866 680 р. 29 к.

установил:

Открытое акционерное общество "МОЭК", с учетом уточнения заявленных требований обратилось к ответчику - Государственному казенному учреждению г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Южного административного округа" с исковым заявлением о взыскании возмещения разницы в тарифах в размере 27 594 580 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-155217/13 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанций истец обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 и оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2014 по делу N А40-155217/13. Истец в кассационной жалобе указывает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судом нарушены нормы материального права.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу в котором просит оставить без изменения оспариваемый судебный акт, кассационную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции стороны поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на кассационную жалобу.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов суда в определении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно материалам дела в соответствии с договорами энергоснабжения, заключенными между истцом - ОАО "МОЭК" и управляющими организациями ЖСК "Баку", ООО "Мосреконструкция", ТСЖ "Загорье 1", ЖСК "Орион", ЖСК "Сириус", ТСЖ "Каширка 16", ЖСК "Тихвин", ЖСК "Марс-4", ТСЖ "Высокая 7", ТСЖ "Алма-Атинская, 11-1", ЖСК "Фиалка", ЖСК "Дерзкий", ЖСК "Чертаново-1", ЖСК "Образцовый", ЖСК "Сигнальный", ЖСК "Романтика", ТСЖ "Чертановская 48, корп. 3", ЖСК "Геракл", ЖСК "Журналист-2", ЖСК "Лазурный-2", ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Нагатинский Затон", ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Нагатино-Садовники", ГУП г. Москвы "ДЕЗ района Орехово-Борисово Южное", в период с января 2013 года по июнь 2013 года была осуществлена поставка тепловой энергии в жилые дома перечисленных организаций. Расчеты с последними за указанный период производились по тарифам для населения, установленным Постановлением Правительства Москвы 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", в соответствии с которым ОАО "МОЭК" установлен тариф, который должен применяться для расчетов с населением в 2013 году - 50 руб./Гкал с НДС по услуге "отопление" и 116 руб./м3 с НДС по услуге "горячее водоснабжение".
На основании Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тарифы на тепловую энергию, применяемые ОАО "МОЭК" в расчетах с контрагентами, подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
РЭК Москвы - орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное регулирование тарифов на тепловую энергию на территории Москвы согласно постановлению Правительства Москвы от 12.12.2006 N 963-ПП "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии города Москвы".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Поскольку уровень тарифов для населения ниже фактической стоимости ее производства, передачи и распределения, и во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательств были приняты нормативные правовые акты, в соответствии с которыми Москва, как субъект РФ, взяла на себя обязательства по возмещению за счет средств бюджета Москвы непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифам установленным для ОАО "МОЭК" (1558,47 руб./Гкал. без НДС по услуге "отопление" - утвержденным Постановлением РЭК города Москвы от 21.12.2012 N 381, 125,53 руб./м3 без НДС по услуге "горячее водоснабжение" - утвержденным Постановлением РЭК города Москвы от 21.12.2012 N 383) и тарифам для населения (1440, 50 руб./Гкал с НДС по услуге "отопление" и 98,31 руб./м3 без НДС по услуге "горячее водоснабжение" - установленным Постановлением Правительства г. Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год").
Для возмещения ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению, Правительство города Москвы Постановлением от 31.10.2012 N 602-ПП утвердило Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения и Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления.
Законом г. Москвы от 21.11.2012 N 59 "О бюджете г. Москвы на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов", предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
Согласно п. 1.2 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП на государственные казенные учреждения города Москвы дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства административных округов возложены функции получателей бюджетных средств, предназначенных для возмещения расходов теплоснабжающим организациям в связи с применением последними государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, и полномочия распоряжения указанными бюджетными средствами (п. 3.9). Префектуры административных округов города Москвы являются главными распорядителями бюджетных средств по жилищному фонду, находящемуся на территории соответствующего административного округа города Москвы (п. 1.3 Порядка).
Из чего следует, что на территории Южного административного округа города Москвы ГКУ "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЮАО" является уполномоченной организацией, которая в целях покрытия убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения, предоставляет теплоснабжающим организациям субсидии, в том числе и истцу.
Пунктом 3.7 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП установлено, что сумма субсидии из бюджета города Москвы определяется как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, исчисленной по тарифу, утвержденному постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы для теплоснабжающей организации, и ее стоимостью, исчисленной по тарифам на тепловую энергию для нужд населения, установленным правовым актом Правительства Москвы.
Стоимость рассчитывается как произведение фактически поставленного объема тепловой энергии для бытовых нужд населения на тарифы без НДС, утвержденные в установленном порядке Региональной энергетической комиссией города Москвы и Правительством Москвы, действующих на момент поставки тепловой энергии. При этом объем фактически поставленной тепловой энергии рассчитывается на основании актов, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами и получателем субсидий в рамках заключенных между ними договоров поставки тепловой энергии.
Исходя из положений Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП, основанием для получения субсидий теплоснабжающей организацией является (п. 2.8): наличие заключенных договоров на поставку ресурсов, заключенных с организациями, осуществляющими функции управления многоквартирным домом и претендентом на получение субсидий; наличие тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией города Москвы для претендента на получение субсидий; отсутствие проведения в отношении претендента на получение субсидии процедуры ликвидации или несостоятельности (банкротства). То есть выплата субсидий поставлена в зависимость от факта оказания ресурсоснабжающей организацией услуг, по тарифам, установленным Правительством Москвы, которые ниже фактических затрат ресурсоснабжающей организации.
Как видно из материалов дела между ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" и ОАО "МОЭК" 05.03.2013 заключены договоры N 1/0 и N 1/ГВ о предоставлении субсидии из бюджета города Москвы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов), при продаже товаров (работ, услуг) населению, предметом которых является предоставление теплоснабжающей организации субсидии в объемах, предусмотренных сводной бюджетной росписью города Москвы на 2013 год.
Согласно п. 3.6.1 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП одним из условий предоставления субсидий является наличие актов о фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения в целях отопления, подписанных организацией, выполняющей функции управления многоквартирным домом, и получателем субсидии в рамках заключенного между ними договора поставки тепловой энергии.
В соответствии с п. 2.3 договоров, объем фактически поставленной тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения определяется на основании актов приемки-передачи, подписанных организациями, выполняющими функции управления многоквартирными домами и ресурсоснабжающей организацией в рамках заключенных между ними договоров поставки тепловой энергии и горячей воды.
Согласно п. 2.4 договоров, расчет суммы субсидии производится уполномоченной организацией и ресурсоснабжающей организацией путем оформления акта-расчета суммы субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения по форме приложения 2 к договору в соответствии с объемами фактически поставленной тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения, определенными согласно п. 2.3 договора.
В соответствии с условиями договоров, расчеты по договорам осуществляются в следующем порядке: В соответствии с п. 3.1 договора график перечисления субсидии (приложение 1 к договорам) составляется на основании заявки ресурсоснабжающей организации исходя из фактического объема тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения в целях отопления, поставленной в аналогичных месяцах предыдущего года, с учетом тарифов, утвержденных на соответствующий период.
Согласно п. 3.2 уполномоченная организация ежемесячно до 20-го числа перечисляет Ресурсоснабжающей организации субсидию, в соответствии с Графиком перечисления субсидии (приложение 1 к договорам).
Пунктом 3.3 договоров предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет уполномоченной организации для подписания Акт-расчет размера субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения в целях отопления (приложение 2 к договорам) с приложением актов приемки-передачи, подписанных управляющими организациями (п. 2.3), а также отчет о целевом и эффективном использовании субсидии (приложение 4 к договорам).
В соответствии с п. 3.4. договора, уполномоченная организация в течение 3-х рабочих дней после предоставления Ресурсоснабжающей организацией Актов-расчетов размера субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения в целях отопления (п. 3.5) осуществляет их проверку и подписание.
Согласно п. 3.5 договоров, ежемесячно в течение 3-х рабочих дней после подписания актов-расчетов размера субсидии на фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения, уполномоченная организация и ресурсоснабжающая организация проводят выверку расчетов с натуральных показателей по отпуску тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения, которые оформляются актом выверки расчетов.
Пунктом 3.6 договоров предусмотрено, что после осуществления выверки расчетов уполномоченная организация корректирует размер очередного платежа с учетом фактического объема поставленной горячей воды для бытовых нужд населения в отчетном месяце.
Пунктами 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4 договоров установлена обязанность теплоснабжающей организации, а именно: 4.1.2. - обеспечить подписание управляющими организациями в рамках заключенных с ресурсоснабжающей организацией договоров поставки тепловой энергии, горячей воды актов приемки-передачи, фиксирующих объем фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения. 4.1.3. - представлять уполномоченному органу в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, для подписания акты-расчеты размера субсидии за фактический отпуск тепловой энергии и горячей воды для бытовых нужд населения (приложение 2 к договорам) с приложением актов приемки-передачи, подписанных управляющими организациями (п. 4.1.2). 4.1.4. - ежемесячно в течение 3-х рабочих дней после подписания уполномоченной организацией актов-расчетов размера субсидии, осуществлять выверку расчетов с уполномоченной организацией с оформлением акта выверки расчетов (п. 3.5).
Материалами дела установлено, что факт поставки тепловой энергии и количество поставленной тепловой энергии жилищным организациям подтверждается: показаниями приборов учета, отчетными ведомостями за потребленное тепло и теплоноситель, справками о количестве потребленной тепловой энергии, посуточными ведомостями учета параметров теплопотребления, оплатами управляющих компаний за фактически потребленную тепловую энергию. Однако доказательств, подтверждающих направление актов, подтверждающих объемы поставленного ресурса в ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" в материалах дела отсутствуют.
Из чего судом апелляционной инстанции сделан правильный и обоснованный вывод о том, что сей факт нарушает требования указанных выше договоров и ст. ст. 309 - 310 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат ввиду нарушения истцом порядка получения субсидий согласно требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены верно и обоснованно, процессуальных нарушений не допущено.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу кассационная инстанция не усматривает.
Учитывая изложенное, нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Постановление от 31 марта 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-155217/13-159-1395 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ

Судьи
А.А.МАЛЮШИН
Т.В.ФЕДОСЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)