Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2007 N 06АП-А37/2007-1/1225 ПО ДЕЛУ N А37-1260/2007-10/8

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2007 г. N 06АП-А37/2007-1/1225


Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2007.
Полный текст постановления изготовлен 10.12.2007.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Малышевой Л.Г., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Шафикова Е.В. - представитель по доверенности от 10.01.2007 N 28, паспорт <...>;
- от ответчика: Шаповалова И.В. - представитель по доверенности от 05.12.2006 N б/н, паспорт (загран.) <...>; Зеленецкая К.Н. - представитель по доверенности от 30.11.2007 б/н, паспорт <...>;
- от третьего лица: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
на решение от 08 октября 2007 года по делу N А37-1260/2007-10/8 Арбитражного суда Магаданской области
принятого судьей Кудым С.Е.
по иску Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
третье лицо Государственная жилищная инспекция Магаданской области
о взыскании 1 317 042, 64 руб.

установил:

Открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - ОАО "Магаданэлектросеть") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - ООО "Жилсервис") о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию по освещению эксплуатируемых им мест общего пользования в размере 1 317 042, 64 руб. за период с 01.03.2006 по 27.02.2007.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 08.10.2007 в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 08.10.2007 и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал ее доводы. Указывает, что затраты по освещению мест общего пользования включаются в состав цены на услуги по содержанию жилья, ответчик, как обслуживающая жилые дома организация, собирает с жильцов, плату за электроэнергию, однако, не оплачивает ее поставщику электроэнергии.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просил оставить обжалуемое решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Указывает, что не является покупателем и потребителем электроэнергии, поставляемой истца. В состав собираемой им с жильцов оплаты за содержание жилья входит плата за содержание и ремонт электросетей мест общего пользования, но не само потребление электроэнергии местами общего пользования.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания уведомлено надлежаще в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В отзыве просило отменить решение суда, удовлетворить жалобу.
Жалоба рассматривается в отсутствие не явившегося лица в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзывах на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, по договору энергоснабжения от 01.05.2005 N 148а ОАО "Магаданэлектросеть" (поставщик) обязалось подавать ООО "Жилсервис" (абонент) через присоединенную сеть электрическую энергию в жилые дома по ул. Транспортной, 19, ул. Набережной реки Магаданки, 13, ул. Набережной реки Магаданки, 15, ул. Набережной реки Магаданки, 15/1, ул. Набережной реки Магаданки, 43/2, ул. Наровчатова, 16, ул. Пролетарской, 75/1, ул. Пролетарской, 75/2 в размерах согласованной мощности, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую энергию, со сроком действия по 31.12.2005 без возможности пролонгации (пункты 1.1, 5.1, приложение N 2).
В период действия договора от 01.05.2005 N 148а в отношении указанных домов между ООО "Жилсервис" (управляющая организация) и Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Магадана (заказчик) заключен договор N 1 от 01.02.2004 на управление муниципальным жилищным фондом и выполнение работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
По условиям данного договора, с учетом дополнительных соглашений о внесении изменений и дополнений к нему от 01.05.2005 и 01.06.2005, заказчик поручает, а управляющая организация принимает на себя обязательства по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ, в том числе проведение осмотров (обследований) объектов жилищного фонда, инженерного оборудования, придомовых территорий, работы, выполняемые при технических осмотрах и по заявкам получателей услуг в счет платы за техническое обслуживание жилья, исполнение планово-предупредительных (профилактических) ремонтов согласно утверждаемому заказчиком плану-графику, начисление и сбор платежей с потребителей жилищных услуг и т.д. (пункт 1.2). Срок действия договора 3 года и действует с 01.02.2004 по 01.02.2007 (пункт 6.1).
В связи окончанием срока действия договора энергоснабжения от 01.05.2005 N 148а ответчик уведомил истца о прекращении начисления оплаты и сбора платежей за электроэнергию с жильцов обслуживаемых им домов с 01.03.2006, согласно письма ООО "Жилсервис" от 27.03.2006 N 246.
Также, ответчик неоднократно обращался истцу с предложением заключения договора на сбор платежей с населения обслуживаемых домов, о чем свидетельствуют письма от 04.04.2006 N 295, от 27.04.2006 N 414.
ОАО "Магаданэлектросеть", считая, что по условиям договора от 01.02.2004 N 1, Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, ответчик фактически является исполнителем коммунальных услуг, потребителем электроэнергии, ранее поставляемой по договору от 01.05.2005, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1, 4 статьи 539, статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. 4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно частям 2 - 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" указано, что под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3).
Из договора N 1 от 01.02.2004, выставленных ответчиком жильцам квитанций, видно, что ООО "Жилсервис" не оказывает коммунальные услуги жителям жилых домов согласно приложению N 1 к договору. По своему характеру работы и услуги, предусмотренные пунктом 1.2 договора, связаны с содержанием и ремонтом общего имущества указанных домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктами 7, 11 которых определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего освещение помещений общего пользования.
Кроме того, пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации дает разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением.
Во исполнение пункта 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Минрегион РФ письмом от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 разъяснил, что используемое в подпункте "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, понятие "освещение помещений общего пользования" неравнозначно понятию "потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования". Количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".
Понятие "освещение помещений общего пользования", указанное подпунктом "б" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется в соотнесении с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (то есть как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования), а также с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг ("обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме").
Приложением к Правилам оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", действовавшим в спорный период, установка, замена и восстановление работоспособности внутренней системы электроснабжения и электротехнических устройств (за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит) также входило в Перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья.
Таким образом, ответчиком правомерно начислялась плата за ремонт и содержание общего имущества в обслуживаемых им домах, в том числе за содержание электрооборудования освещение мест общего пользования, которая не является платой за коммунальные услуги, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле квитанции, выданные жильцам обслуживаемых домов.
Разъяснения, данные письмами первого заместителя мэра г. Магадана N 117-к/э от 22.08.2007 и начальника департамента цен и тарифов администрации Магаданской области б/н от 22.08.2007 суд не принимает как противоречащие статье 154 ЖК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что ответчик является потребителем электроэнергии, не соответствует обстоятельствам дела и нормам права в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Покупатели электрической энергии - потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.
Согласно материалам дела, дополнению к отзыву на исковое заявление, отзыву на апелляционную жалобу ООО "Жилсервис" не является собственником или балансодержателем энергопринимающих устройств в жилых домах, что также не оспаривается истцом.
Не является ответчик и управляющей организацией, поскольку в силу части 3 статьи 161, части 1 статьи 162 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Истцом не представлены указанные решение общего собрания собственников и договор управления многоквартирным домом.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 09.10.2006 по делу N А37-1855/06-12/10 имеющим для настоящего дела в соответствии со статьей 69 АПК РФ преюдициальное значение установлено, что отношения по энергоснабжению обслуживаемых ответчиком жилых домов в 2006 году возникли непосредственно между истцом и потребителями энергии (гражданами).
Статьями 8, 9 АПК РФ закреплены принципы состязательности и равноправия сторон. При этом, на основании части 1 статьи 65, части 1 статьи 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и представить соответствующие доказательства.
Заявляя требование о взыскании за освещение мест общего пользования в жилых домах истец определяет задолженность расчетным путем на основании актов определения установленной мощности токоприемников от 29.11.2006, 20.12.2006, 17.01.2007.
Частями 2, 4 статьи 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд критически оценивает представленные акты определения установленной мощности, поскольку они в большинстве своем составлены работниками ОАО "Магаданэлектросеть" без участия заинтересованного лица - ответчика, т.е. являются односторонними документами истца.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому жалоба отклоняется.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя с учетом ее оплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Магаданской области от 08 октября 2007 года по делу N А37-1260/2007-10/8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ

Судьи
Л.Г.МАЛЫШЕВА
А.А.ТИХОНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)