Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Костина В.Ю. и Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 по делу N А07-7978/2015 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
- Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" - Лебедева Н.В. (протокол N 1 от 21.12.2013), Емельянова Н.В. (доверенность от 14.02.2015);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Гузаирова З.М. (доверенность N 3 от 12.01.2015);
- некоммерческой организации Фонда "Региональный оператор Республики Башкортостан" - Ахметшина Г.И. (доверенность от 05.03.2015).
14.04.2015 Товарищество собственников жилья "Адмиралъ" (далее - заявитель, ТСЖ "Адмиралъ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - административный орган, Комитет) о признании незаконными предписаний N N ЦО-15-252-27, ЦО-15-252-28, ЦО-15-252-29, ЦО-15-252-230, ЦО-15-252-31, ЦО-15-252-32, ЦО-15-252-33 от 27.03.2015 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальном счете Товарищества и возврата их владельцам многоквартирных домов.
Предписания являются незаконными по следующим причинам:
- при проведении проверок административный орган обязан руководствоваться положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-фз от 26.12.2008 (далее - Закон N 294-фз).
Положения этого закона нарушены - ни распоряжение, ни уведомление о проведении внеплановой проверки, назначенной на 18.03.2015 и 27.03.2015, в адрес заявителя не поступали, проверка проведена в отсутствие руководителя Товарищества.
Акт проверки составлен с нарушениями - в нем отсутствует информация о месте составления акта, должности проверяющего лица, сведения об ознакомлении с актом представителя проверяемого лица, в журнале учета проверок не сделана запись о проведенной проверке.
- сделан неверный вывод о том, что Товарищество не может быть владельцем специального счета (т. 1 л.д. 3-8). Неосновательным является довод о том, что орган госжилнадзора не получил своевременно уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта (до 01.09.2014), данное уведомление было направлено 23.06.2014, оно было рассмотрено и в нем было отказано по причинам того, что ТСЖ может являться владельцем счета только с 01.09.2014 и что количество квартир в многоквартирном доме (далее - МКД) составляет более 30. Не учтено, что согласно технической документации количество квартир не превышает 30, а повторное уведомление было направлено 01.09.2014.
Не может быть причиной отказа и принятие решения о формировании счета капитального ремонта ранее 10.01.2014, т. к. положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), устанавливающие эти сроки, применяются в отношении собственников жилья, которые ранее не приняли решения о выборе способа формирования фонда и не относятся к заявителю, который на общем собрании принял такие решения. Нормы ЖК РФ, которыми руководствовался заявитель, введены в действие с 26.12.2012.
Нет оснований связывать реализованное право собственников жилья с вступлением в силу региональной программы капитального ремонта (т. 7 л.д. 1-8).
Требования уточнены (т. 3 л.д. 63-67, 91, т. 4 л.д. 60-63). Заявитель просит признать предписания незаконными в части требования "производить начисления платы на "капремонт" в НОФ "Региональный оператор РБ", прекратить сбор денежных средств на счет ТСЖ "Адмирал", вернуть жителям начисленную оплату на "капремонт" в связи с тем, что ТСЖ "Адмирал" не может являться владельцем спецсчета" (т. 8 л.д. 119).
В отзыве Комитет возражал против заявленных требований (т. 3 л.д. 75-79).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан" (т. 5 л.д. 125).
Третье лицо возражало против заявленных требований, указывало, что собственники жилых помещений в установленные сроки не избрали способ формирования фонда капитального ремонта, следовательно, сбор денежных средств должен производиться на счете регионального оператора (т. 6 л.д. 62).
Решением арбитражного суда от 21.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу, что согласно действующего законодательства Комитет осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе обладает правом производить плановые и внеплановые проверки, выдавать по их результатам обязательные для исполнения предписания. Порядок проверок регламентирован Законом N 294-фз, согласно п. 26 ч. 1 ст. 1 данного закона при осуществлении регионального государственного и муниципального жилищного надзора особенности проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами. В частности, по ст. 20 ЖК РФ, при проведении внеплановых проверок не требуется получение согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления проверяемого лица.
В ТСЖ "Адмирал" внеплановая проверка проведена в связи с обращениями граждан, вынесено распоряжение о проведении проверки, в ТСЖ 17.03.2015 по средствам факсимильной связи направлено уведомление о дате проведении проверки - 18.03.2015. Проверка проведена в присутствии председателя правления ТСЖ Лебедевой Н.В. По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание. Нарушения процедуры проведения проверки, предусмотренных ст. 294-фз, судом первой инстанции не установлены. В акте проверки имеется отметка о внесении записи в Журнал учета проверок юридического лица, сроки проверки не нарушены.
Установлено, что ТСЖ 23.06.2014 направило в Комитет уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. 10.09.2014 было направлено повторное уведомление, административный орган отказал включить уведомление в реестр, указав, что "способ формирования может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания".
По ст. 189 ЖК РФ собственники вправе принять решение о проведении капитального ремонта жилого дома. Установлены сроки внесения предложения о проведении ремонта со стороны управляющей организации, сроки рассмотрения этих предложений собранием собственников и принятия решений. В случае не принятия ими решения в эти сроки орган местного самоуправления принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой.
В данном случае собственники помещений должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда в срок после 10.01.2014, но не позднее 10.07.2014. Если способ управления в этот срок не выбран, то орган местного самоуправления вправе учитывать эти средства на счете регионального оператора. Поскольку изменения, дающие право ТСЖ быть собственником специального счета, вступили в силу с 01.09.2014, а счет был открыт 19.06.2014, то заявитель был вправе открыть счет после 01.09.2014.
Из материалов дела следует, что решение собственников о формировании фонда в установленные сроки реализовано не было, в связи с чем вывод Комитета о неправомерности начисления является правильным, а предписания законными. Оспариваемое предписание заявителем добровольно исполнено - произведен перерасчет денежных средств (т. 8 л.д. 133-150).
10.09.2015 от ТСЖ поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Сделан неверный вывод об отсутствии нарушений положений Закона N 294-фз. Товарищество не было извещено о проведении проверки за 24 часа - уведомление о проверке не направлялось, что является грубым нарушением. Вывод суда о направлении распоряжения по факсимильной связи является неосновательным - из текста уведомления было неясно содержание документа. Иные уведомления заявителю не направлялись.
В журнале учета проверок в нарушение п. 9 ст. 16 Закона N 294-фз отсутствуют записи о проведенной проверке, что указывает на то, что проверяющие не выходили по месту нахождения проверяемого лица.
В акте проверки отсутствуют сведения о месте составления акта проверки, должности лица, проводившего проверки, сведения об ознакомлении с документом, не соответствует действительности указание в акте на то, что документ составлен в присутствии председателя правления Лебедевой Н.В.
Не учтено отсутствие нарушений со стороны ТСЖ при создании специального фонда. Решение было принято на общем собрании собственников 21.12.2013, что не противоречит ст. 170 ЖК РФ. Сроки установленные этой статьей применяются в случаях, если собственники ранее не приняли решение о выборе способа образования фонда. Раздел 9 ЖК РФ, включающий ст. ст. 168 - 172, введен в действие с 26.12.2012 и не ограничивает ТСЖ в более раннем сроке проведения собрания.
Применение этих положений ЖК РФ не может быть ограничено принятием региональной программой капитального ремонта. Нет оснований считать, что решения собственников принятые до ее введения в действие (10.01.2014) незаконны (т. 9 л.д. 3-11).
Комитет и третье лицо возражают против апелляционной жалобы, ссылаются на обстоятельства, установленные проверкой.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Адмиралъ" зарегистрировано в качестве юридического лица, свидетельством от 08.10.2002 (т. 1 л.д. 11-19), председателем назначена Лебедева Н.В. (т. 1 л.д. 41, т. 2 л.д. 1-11).
Протоколами общего собрания собственников ТСЖ "Адмиралъ" от 21.12.2013 в форме заочного голосования приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, утверждены его сроки, перечень работ и услуг по капитальному ремонту, определен владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт счет. Протоколы составлены раздельно по домам (т. 4 л.д. 17-37), открыты счета в банке (т. 4 л.д. 38-60), в материалы дела представлены бюллетени для голосования (т. 6 л.д. 19-61).
23.06.2014 заявитель направил в Комитет уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в виде их накопления на специальном счете (т. 3 л.д. 97), в ответах от 21.07.2014 и 29.07.2014 Комитет сообщил о необходимости проведения инспекционной проверки (т. 3 л.д. 98-99). В ответе от 05.08.2014 в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л.д. 100).
В ответе от 15.09.2014 Комитет отказал включить ТСЖ в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, т. к. предоставляющий такое право закон (N фз-255 от 21.07.2014) вступил в силу с 01.09.2014. Специальный счет открыт до этой даты - 23.06.2014, а общее собрание проведено 21.12.2013 (т. 3 л.д. 92).
Постановлением Администрации городского округа города Уфы сформирован фонд регионального оператора, в который, в том числе, включены принадлежащие ТСЖ дома по ул. Адмирала Макарова (т. 1 л.д. 68), 09.02.2015 в перечень внесены изменения, где перечисленные дома исключены (т. 2 л.д. 21).
В связи с обращениями граждан 17.03.2015 Комитетом издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки (т. 4 л.д. 90-97), уведомление 17.03.2015 факсом направлено в адрес Товарищества (т. 4 л.д. 93-94).
Административным органом проведена внеплановая проверка. Составлен акт N 15-2097-252 от 17.03.2015, в котором указано, что с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлена и получила на руки Лебедева Н.В., она же присутствовала при проведении проверки (18.03.2015 в 15.30). Установлено, что ТСЖ "Адмирал" является управляющей организацией в домах N 16, 18/1, 24, 26/1, 26/3, 26/4 и 26/5 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы и лицом ответственным за их содержание.
10.09.2014 Товарищество представило уведомление об открытии специального счета от 23.06.2014 с приложением копии протокола N 1 от 21.12.2013 общего собрания собственников домов и принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В связи с изложенным, ТСЖ может являться владельцем специального счета только с 01.09.2014 после принятия соответствующего решения собственниками домов.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и действующего в Республике Башкортостан законодательства собственники должны в срок до 10.07.2014 принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Согласно с.6 ст. 170 ЖК РФ не позднее, чем за месяц до указанного срока (не позднее 10.06.2014) орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений. В случае если в срок до 10.07.2014 решение собственниками не будет принято принимается решение о формировании фонда капремонта на счете регионального оператора.
Постановлением N 4108 от 08.09.2014 дома ТСЖ "Адмиралъ" включены в перечень на счете регионального оператора как не избравшие иной способ формирования фонда капитального ремонта.
Решение, принятое собственниками жилья, противоречит жилищному законодательству, в связи с чем оплату коммунальных услуг по статье капремонт необходимо производить у регионального оператора (т. 1 л.д. 23-26).
Выданы предписания N N ЦО-15-252-27, ЦО-15-252-28, ЦО-15-252-29, ЦО-15-252-230, ЦО-15-252-31, ЦО-15-252-32, ЦО-15-252-33 от 27.03.2015 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальном счете Товарищества и возврате их владельцам многоквартирных домов, установлены сроки исполнения - до 25.04.2015 (т. 1 л.д. 27-40).
В журнале сделана запись о проведенной проверке (т. 3 л.д. 94).
Решением Комитета от 27.07.2015 действие предписаний прекращено в части обязанности "производить начисления платы за капремонт в НОФ "Региональный оператор РБ" (т. 8 л.д. 118). По утверждению представителя ТСЖ региональный фонд до настоящего времени продолжает начисление платежей от жильцов домов, что приводит к двойному обложению сборами. Представитель третьего лица утверждает, что не осведомлен об исключении спорных домов из перечня, т. к. постановление администрации об изменении данного перечня до него не доводилось.
По мнению подателя апелляционной жалобы - ТСЖ суд первой инстанции неверно применил нормы права, сделав вывод об отсутствии нарушения процедуры проведения проверки. Предусмотренные законом условия для открытия специального счета заявителем соблюдены, и основания для сбора платежей на счете регионального оператора отсутствуют.
Суд первой инстанции признал предписание законным, не установил существенных нарушений порядка проведения проверки.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
1. В части соблюдения требования законодательства при проведении проверки.
Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
По ч. 16 ст. 10 указанного Закона, о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований должностные лица органа государственного контроля в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
По п. 4.2 основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения перечисленных требований.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
По материалам дела внеплановая проверка проводилась по жалобе собственников жилых помещений многоквартирного дома, следовательно, положения закона, на которые ссылается заявитель, административный орган не был обязан применять. В материалах дела имеются доказательства извещения ТСЖ о проведении проверки средствами факсовой связи, запись в книге учета проверок. В акте проверки указано, что с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлена и получила на руки Лебедева Н.В., она же присутствовала при проведении проверки.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами и подтверждают выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений при проведении проверки. В этой части судебное решение является законным и обоснованным.
2. В части оценки законности создания ТСЖ специального фонда и оценки в связи с этим оспариваемых предписаний.
Учитывая, что оценка законности предписаний прямо связана с вопросом правомерности отказа Комитета включить ТСЖ в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, арбитражные суды обязаны дать оценку этому обстоятельству.
В связи с изменением порядка финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в ЖК РФ включена Глава 15 "Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования" (вступило в действия с даты опубликования с 26.12.2012).
По ч. 3 ст. 170 ЖК РФ (в действующей на дату возникновения спора редакции) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Таким образом, выбор способа сбора денежных средств для финансирования капитального ремонта возложен на собственников жилья. Законом предусмотрен порядок принятия решения.
По ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
По ч. 5 той же статьи решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Из содержания нормы следует, что устанавливается конечный срок для проведения общего собрания жильцов, отсутствует законодательное ограничение для проведения собрания ранее установленного срока.
По ч. 1 ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
По материалам дела общее собрание жильцов проведены после вступления в действие главы 15 ЖК РФ - 21.12.2013 отдельно по каждому дому, из текстов протоколов следует, что решения приняты по всем вопросам, перечисленным в ч. 4 ст. 170 ЖК РФ. Данные решения в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
23.06.2014 ТСЖ направило в Комитет уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, представив установленные ч. 1 ст. 172 ЖК РФ документы.
При таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали законные основания для отказа во включении ТСЖ в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта. Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о нарушении заявителем порядка принятия решения - проведении общего собрания в более ранее время, т. к. законодательное ограничение для времени проведения собрания отсутствует.
По правилу части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не приняли и не реализовали решение об открытии спецсчета на капремонт, то такие собственники оплачивают взносы на капремонт на счет Регионального фонда капитального ремонта (регионального оператора). Согласно материалов дела данное решение собственниками жилья было принято и реализовано в установленном порядке. Данные обстоятельства указывают на то, что заявителем были соблюдены все предусмотренные законом условия, и у Комитета возникла обязанность по внесению МЖД ТСЖ "Адмиралъ" в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых открыли спецсчет на капремонт. Следовательно, вынесенные предписания в оспариваемой части, обязывающие заявителя прекратить собирать денежные средства на специальном счете товарищества и возвратить их собственникам жилья, являются незаконными.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В связи с этим судебное решение следует отменить, заявленные ТСЖ требования удовлетворить.
Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, рассматривающим дела в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. По ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Ст. 101 АПК РФ включает в состав судебных расходов госпошлину.
С учетом изложенного с ответчика в пользу заявителя взыскиваются судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной при подаче заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы в сумме 4 500 руб.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 по делу N А07-7978/2015 отменить.
Требования Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" удовлетворить, признать незаконными предписания N N ЦО-15-252-27, ЦО-15-252-28, ЦО-15-252-29, ЦО-15-252-230, ЦО-15-252-31, ЦО-15-252-32, ЦО-15-252-33 от 27.03.2015 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальном счете Товарищества и возврата их владельцам многоквартирных домов.
Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в пользу Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" в возмещение расходов по госпошлине 4 500 руб., возвратить Товариществу собственников жилья "Адмиралъ" излишне уплаченную госпошлину 1 500 руб. в связи подачей апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2015 N 18АП-11430/2015 ПО ДЕЛУ N А07-7978/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2015 г. N 18АП-11430/2015
Дело N А07-7978/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Костина В.Ю. и Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 по делу N А07-7978/2015 (судья Чернышова С.Л.).
В заседании приняли участие представители:
- Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" - Лебедева Н.В. (протокол N 1 от 21.12.2013), Емельянова Н.В. (доверенность от 14.02.2015);
- Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - Гузаирова З.М. (доверенность N 3 от 12.01.2015);
- некоммерческой организации Фонда "Региональный оператор Республики Башкортостан" - Ахметшина Г.И. (доверенность от 05.03.2015).
14.04.2015 Товарищество собственников жилья "Адмиралъ" (далее - заявитель, ТСЖ "Адмиралъ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - административный орган, Комитет) о признании незаконными предписаний N N ЦО-15-252-27, ЦО-15-252-28, ЦО-15-252-29, ЦО-15-252-230, ЦО-15-252-31, ЦО-15-252-32, ЦО-15-252-33 от 27.03.2015 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальном счете Товарищества и возврата их владельцам многоквартирных домов.
Предписания являются незаконными по следующим причинам:
- при проведении проверок административный орган обязан руководствоваться положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-фз от 26.12.2008 (далее - Закон N 294-фз).
Положения этого закона нарушены - ни распоряжение, ни уведомление о проведении внеплановой проверки, назначенной на 18.03.2015 и 27.03.2015, в адрес заявителя не поступали, проверка проведена в отсутствие руководителя Товарищества.
Акт проверки составлен с нарушениями - в нем отсутствует информация о месте составления акта, должности проверяющего лица, сведения об ознакомлении с актом представителя проверяемого лица, в журнале учета проверок не сделана запись о проведенной проверке.
- сделан неверный вывод о том, что Товарищество не может быть владельцем специального счета (т. 1 л.д. 3-8). Неосновательным является довод о том, что орган госжилнадзора не получил своевременно уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта (до 01.09.2014), данное уведомление было направлено 23.06.2014, оно было рассмотрено и в нем было отказано по причинам того, что ТСЖ может являться владельцем счета только с 01.09.2014 и что количество квартир в многоквартирном доме (далее - МКД) составляет более 30. Не учтено, что согласно технической документации количество квартир не превышает 30, а повторное уведомление было направлено 01.09.2014.
Не может быть причиной отказа и принятие решения о формировании счета капитального ремонта ранее 10.01.2014, т. к. положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), устанавливающие эти сроки, применяются в отношении собственников жилья, которые ранее не приняли решения о выборе способа формирования фонда и не относятся к заявителю, который на общем собрании принял такие решения. Нормы ЖК РФ, которыми руководствовался заявитель, введены в действие с 26.12.2012.
Нет оснований связывать реализованное право собственников жилья с вступлением в силу региональной программы капитального ремонта (т. 7 л.д. 1-8).
Требования уточнены (т. 3 л.д. 63-67, 91, т. 4 л.д. 60-63). Заявитель просит признать предписания незаконными в части требования "производить начисления платы на "капремонт" в НОФ "Региональный оператор РБ", прекратить сбор денежных средств на счет ТСЖ "Адмирал", вернуть жителям начисленную оплату на "капремонт" в связи с тем, что ТСЖ "Адмирал" не может являться владельцем спецсчета" (т. 8 л.д. 119).
В отзыве Комитет возражал против заявленных требований (т. 3 л.д. 75-79).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Некоммерческая организация Фонд "Региональный оператор Республики Башкортостан" (т. 5 л.д. 125).
Третье лицо возражало против заявленных требований, указывало, что собственники жилых помещений в установленные сроки не избрали способ формирования фонда капитального ремонта, следовательно, сбор денежных средств должен производиться на счете регионального оператора (т. 6 л.д. 62).
Решением арбитражного суда от 21.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу, что согласно действующего законодательства Комитет осуществляет региональный государственный жилищный надзор, в том числе обладает правом производить плановые и внеплановые проверки, выдавать по их результатам обязательные для исполнения предписания. Порядок проверок регламентирован Законом N 294-фз, согласно п. 26 ч. 1 ст. 1 данного закона при осуществлении регионального государственного и муниципального жилищного надзора особенности проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами. В частности, по ст. 20 ЖК РФ, при проведении внеплановых проверок не требуется получение согласования с органами прокуратуры и предварительного уведомления проверяемого лица.
В ТСЖ "Адмирал" внеплановая проверка проведена в связи с обращениями граждан, вынесено распоряжение о проведении проверки, в ТСЖ 17.03.2015 по средствам факсимильной связи направлено уведомление о дате проведении проверки - 18.03.2015. Проверка проведена в присутствии председателя правления ТСЖ Лебедевой Н.В. По результатам проверки составлен акт и вынесено предписание. Нарушения процедуры проведения проверки, предусмотренных ст. 294-фз, судом первой инстанции не установлены. В акте проверки имеется отметка о внесении записи в Журнал учета проверок юридического лица, сроки проверки не нарушены.
Установлено, что ТСЖ 23.06.2014 направило в Комитет уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. 10.09.2014 было направлено повторное уведомление, административный орган отказал включить уведомление в реестр, указав, что "способ формирования может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания".
По ст. 189 ЖК РФ собственники вправе принять решение о проведении капитального ремонта жилого дома. Установлены сроки внесения предложения о проведении ремонта со стороны управляющей организации, сроки рассмотрения этих предложений собранием собственников и принятия решений. В случае не принятия ими решения в эти сроки орган местного самоуправления принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой.
В данном случае собственники помещений должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда в срок после 10.01.2014, но не позднее 10.07.2014. Если способ управления в этот срок не выбран, то орган местного самоуправления вправе учитывать эти средства на счете регионального оператора. Поскольку изменения, дающие право ТСЖ быть собственником специального счета, вступили в силу с 01.09.2014, а счет был открыт 19.06.2014, то заявитель был вправе открыть счет после 01.09.2014.
Из материалов дела следует, что решение собственников о формировании фонда в установленные сроки реализовано не было, в связи с чем вывод Комитета о неправомерности начисления является правильным, а предписания законными. Оспариваемое предписание заявителем добровольно исполнено - произведен перерасчет денежных средств (т. 8 л.д. 133-150).
10.09.2015 от ТСЖ поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Сделан неверный вывод об отсутствии нарушений положений Закона N 294-фз. Товарищество не было извещено о проведении проверки за 24 часа - уведомление о проверке не направлялось, что является грубым нарушением. Вывод суда о направлении распоряжения по факсимильной связи является неосновательным - из текста уведомления было неясно содержание документа. Иные уведомления заявителю не направлялись.
В журнале учета проверок в нарушение п. 9 ст. 16 Закона N 294-фз отсутствуют записи о проведенной проверке, что указывает на то, что проверяющие не выходили по месту нахождения проверяемого лица.
В акте проверки отсутствуют сведения о месте составления акта проверки, должности лица, проводившего проверки, сведения об ознакомлении с документом, не соответствует действительности указание в акте на то, что документ составлен в присутствии председателя правления Лебедевой Н.В.
Не учтено отсутствие нарушений со стороны ТСЖ при создании специального фонда. Решение было принято на общем собрании собственников 21.12.2013, что не противоречит ст. 170 ЖК РФ. Сроки установленные этой статьей применяются в случаях, если собственники ранее не приняли решение о выборе способа образования фонда. Раздел 9 ЖК РФ, включающий ст. ст. 168 - 172, введен в действие с 26.12.2012 и не ограничивает ТСЖ в более раннем сроке проведения собрания.
Применение этих положений ЖК РФ не может быть ограничено принятием региональной программой капитального ремонта. Нет оснований считать, что решения собственников принятые до ее введения в действие (10.01.2014) незаконны (т. 9 л.д. 3-11).
Комитет и третье лицо возражают против апелляционной жалобы, ссылаются на обстоятельства, установленные проверкой.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и третьего лица, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Адмиралъ" зарегистрировано в качестве юридического лица, свидетельством от 08.10.2002 (т. 1 л.д. 11-19), председателем назначена Лебедева Н.В. (т. 1 л.д. 41, т. 2 л.д. 1-11).
Протоколами общего собрания собственников ТСЖ "Адмиралъ" от 21.12.2013 в форме заочного голосования приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, утверждены его сроки, перечень работ и услуг по капитальному ремонту, определен владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт счет. Протоколы составлены раздельно по домам (т. 4 л.д. 17-37), открыты счета в банке (т. 4 л.д. 38-60), в материалы дела представлены бюллетени для голосования (т. 6 л.д. 19-61).
23.06.2014 заявитель направил в Комитет уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в виде их накопления на специальном счете (т. 3 л.д. 97), в ответах от 21.07.2014 и 29.07.2014 Комитет сообщил о необходимости проведения инспекционной проверки (т. 3 л.д. 98-99). В ответе от 05.08.2014 в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л.д. 100).
В ответе от 15.09.2014 Комитет отказал включить ТСЖ в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, т. к. предоставляющий такое право закон (N фз-255 от 21.07.2014) вступил в силу с 01.09.2014. Специальный счет открыт до этой даты - 23.06.2014, а общее собрание проведено 21.12.2013 (т. 3 л.д. 92).
Постановлением Администрации городского округа города Уфы сформирован фонд регионального оператора, в который, в том числе, включены принадлежащие ТСЖ дома по ул. Адмирала Макарова (т. 1 л.д. 68), 09.02.2015 в перечень внесены изменения, где перечисленные дома исключены (т. 2 л.д. 21).
В связи с обращениями граждан 17.03.2015 Комитетом издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки (т. 4 л.д. 90-97), уведомление 17.03.2015 факсом направлено в адрес Товарищества (т. 4 л.д. 93-94).
Административным органом проведена внеплановая проверка. Составлен акт N 15-2097-252 от 17.03.2015, в котором указано, что с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлена и получила на руки Лебедева Н.В., она же присутствовала при проведении проверки (18.03.2015 в 15.30). Установлено, что ТСЖ "Адмирал" является управляющей организацией в домах N 16, 18/1, 24, 26/1, 26/3, 26/4 и 26/5 по ул. Адмирала Макарова г. Уфы и лицом ответственным за их содержание.
10.09.2014 Товарищество представило уведомление об открытии специального счета от 23.06.2014 с приложением копии протокола N 1 от 21.12.2013 общего собрания собственников домов и принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В связи с изложенным, ТСЖ может являться владельцем специального счета только с 01.09.2014 после принятия соответствующего решения собственниками домов.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и действующего в Республике Башкортостан законодательства собственники должны в срок до 10.07.2014 принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Согласно с.6 ст. 170 ЖК РФ не позднее, чем за месяц до указанного срока (не позднее 10.06.2014) орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений. В случае если в срок до 10.07.2014 решение собственниками не будет принято принимается решение о формировании фонда капремонта на счете регионального оператора.
Постановлением N 4108 от 08.09.2014 дома ТСЖ "Адмиралъ" включены в перечень на счете регионального оператора как не избравшие иной способ формирования фонда капитального ремонта.
Решение, принятое собственниками жилья, противоречит жилищному законодательству, в связи с чем оплату коммунальных услуг по статье капремонт необходимо производить у регионального оператора (т. 1 л.д. 23-26).
Выданы предписания N N ЦО-15-252-27, ЦО-15-252-28, ЦО-15-252-29, ЦО-15-252-230, ЦО-15-252-31, ЦО-15-252-32, ЦО-15-252-33 от 27.03.2015 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальном счете Товарищества и возврате их владельцам многоквартирных домов, установлены сроки исполнения - до 25.04.2015 (т. 1 л.д. 27-40).
В журнале сделана запись о проведенной проверке (т. 3 л.д. 94).
Решением Комитета от 27.07.2015 действие предписаний прекращено в части обязанности "производить начисления платы за капремонт в НОФ "Региональный оператор РБ" (т. 8 л.д. 118). По утверждению представителя ТСЖ региональный фонд до настоящего времени продолжает начисление платежей от жильцов домов, что приводит к двойному обложению сборами. Представитель третьего лица утверждает, что не осведомлен об исключении спорных домов из перечня, т. к. постановление администрации об изменении данного перечня до него не доводилось.
По мнению подателя апелляционной жалобы - ТСЖ суд первой инстанции неверно применил нормы права, сделав вывод об отсутствии нарушения процедуры проведения проверки. Предусмотренные законом условия для открытия специального счета заявителем соблюдены, и основания для сбора платежей на счете регионального оператора отсутствуют.
Суд первой инстанции признал предписание законным, не установил существенных нарушений порядка проведения проверки.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
1. В части соблюдения требования законодательства при проведении проверки.
Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).
По ч. 16 ст. 10 указанного Закона, о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований должностные лица органа государственного контроля в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
По п. 4.2 основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения перечисленных требований.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
По материалам дела внеплановая проверка проводилась по жалобе собственников жилых помещений многоквартирного дома, следовательно, положения закона, на которые ссылается заявитель, административный орган не был обязан применять. В материалах дела имеются доказательства извещения ТСЖ о проведении проверки средствами факсовой связи, запись в книге учета проверок. В акте проверки указано, что с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлена и получила на руки Лебедева Н.В., она же присутствовала при проведении проверки.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами и подтверждают выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений при проведении проверки. В этой части судебное решение является законным и обоснованным.
2. В части оценки законности создания ТСЖ специального фонда и оценки в связи с этим оспариваемых предписаний.
Учитывая, что оценка законности предписаний прямо связана с вопросом правомерности отказа Комитета включить ТСЖ в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, арбитражные суды обязаны дать оценку этому обстоятельству.
В связи с изменением порядка финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в ЖК РФ включена Глава 15 "Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования" (вступило в действия с даты опубликования с 26.12.2012).
По ч. 3 ст. 170 ЖК РФ (в действующей на дату возникновения спора редакции) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Таким образом, выбор способа сбора денежных средств для финансирования капитального ремонта возложен на собственников жилья. Законом предусмотрен порядок принятия решения.
По ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
По ч. 5 той же статьи решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Из содержания нормы следует, что устанавливается конечный срок для проведения общего собрания жильцов, отсутствует законодательное ограничение для проведения собрания ранее установленного срока.
По ч. 1 ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
По материалам дела общее собрание жильцов проведены после вступления в действие главы 15 ЖК РФ - 21.12.2013 отдельно по каждому дому, из текстов протоколов следует, что решения приняты по всем вопросам, перечисленным в ч. 4 ст. 170 ЖК РФ. Данные решения в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
23.06.2014 ТСЖ направило в Комитет уведомления о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, представив установленные ч. 1 ст. 172 ЖК РФ документы.
При таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали законные основания для отказа во включении ТСЖ в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта. Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о нарушении заявителем порядка принятия решения - проведении общего собрания в более ранее время, т. к. законодательное ограничение для времени проведения собрания отсутствует.
По правилу части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не приняли и не реализовали решение об открытии спецсчета на капремонт, то такие собственники оплачивают взносы на капремонт на счет Регионального фонда капитального ремонта (регионального оператора). Согласно материалов дела данное решение собственниками жилья было принято и реализовано в установленном порядке. Данные обстоятельства указывают на то, что заявителем были соблюдены все предусмотренные законом условия, и у Комитета возникла обязанность по внесению МЖД ТСЖ "Адмиралъ" в реестр многоквартирных домов, собственники помещений в которых открыли спецсчет на капремонт. Следовательно, вынесенные предписания в оспариваемой части, обязывающие заявителя прекратить собирать денежные средства на специальном счете товарищества и возвратить их собственникам жилья, являются незаконными.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В связи с этим судебное решение следует отменить, заявленные ТСЖ требования удовлетворить.
Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, рассматривающим дела в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. По ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Ст. 101 АПК РФ включает в состав судебных расходов госпошлину.
С учетом изложенного с ответчика в пользу заявителя взыскиваются судебные расходы в виде госпошлины, уплаченной при подаче заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы в сумме 4 500 руб.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2015 по делу N А07-7978/2015 отменить.
Требования Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" удовлетворить, признать незаконными предписания N N ЦО-15-252-27, ЦО-15-252-28, ЦО-15-252-29, ЦО-15-252-230, ЦО-15-252-31, ЦО-15-252-32, ЦО-15-252-33 от 27.03.2015 о прекращении сбора денежных средств на капитальный ремонт на специальном счете Товарищества и возврата их владельцам многоквартирных домов.
Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в пользу Товарищества собственников жилья "Адмиралъ" в возмещение расходов по госпошлине 4 500 руб., возвратить Товариществу собственников жилья "Адмиралъ" излишне уплаченную госпошлину 1 500 руб. в связи подачей апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
В.Ю.КОСТИН
Н.А.ИВАНОВА
В.Ю.КОСТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)