Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2014 N Ф04-12759/2014 ПО ДЕЛУ N А27-10852/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N А27-10852/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2014 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационные жалобы прокуратуры Кемеровской области и Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа на решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Конарева И.А., Драпезо В.Я., Конкина И.В.) по делу N А27-10852/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" (652500, города Ленинск-Кузнецкий, ул. Земцова, 1, ИНН 4212025149, ОГРН 1074212002358) к Совету народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа (652500, города Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 56, ИНН 4212022839, ОГРН 1034212000184) о признании недействующим пункта 1.3 решения Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 30.06.2011 N 54 "О мерах по упорядочиванию расчетов населения за коммунальные услуги".
Другие лица, участвующие в деле: администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа, прокуратура Кемеровской области.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Дюкорева Т.В.) в заседании участвовали представители: от Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа - Петров Д.В. (доверенность от 17.12.2014 N 179), от прокуратуры Кемеровской области - Фейтлихер М.Г. (служебное удостоверение), от открытого акционерного общества "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" - Улегов О.В. (доверенность) от 01.12.2014.
Суд

установил:

Открытое акционерное общество "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого", преобразованное в общество с ограниченной ответственностью "Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг города Ленинска-Кузнецкого" (далее - общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующего пункта 1.3. решения Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 30.06.2011 N 54 "О мерах по упорядочиванию расчетов населения за коммунальные услуги" (далее - оспариваемое решение) в части указания на начисление платы за потребление электроэнергии в местах общего пользования в домах, не оборудованными лифтами, производить из расчета 7 кВт на одного человека, в домах, оборудованных лифтами - 14 кВт на одного человека как не соответствующим части 1 статьи 541, части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 22, пункту 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции постановления Правительства от 06.05.2011 N 354) и подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции постановления Правительства от 06.05.2011 N 354), а также о взыскании с муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице администрации Ленинск -Кузнецкого городского округа (далее - администрация) за счет казны муниципального образования ущерба в размере 6126281,89 рублей, причиненного обществу в результате издания указанного нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в рассмотрении дела привлечена прокуратура Кемеровской области (далее - прокуратура).
Определением от 30.09.2014 Арбитражного суда Кемеровской области требование заявителя о взыскании ущерба в размере 6 126 281,89 руб., причиненного обществу в результате издания оспариваемого решения, выделено в отдельное производство с присвоением номера N А27-18410/2014.
Решением от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области оспариваемое решение признано не соответствующим части 1 статьи 541, части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 22, пункту 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции постановления Правительства от 06.05.2011 N 354) и подпункту 1 пункту 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции постановления Правительства от 06.05.2011 N 354) и недействующим с момента принятия.
В кассационных жалобах Совет народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа и прокуратура, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просят отменить решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа, оспариваемое обществом решение не содержит обязательных правил поведения для неопределенного круга лиц и утратило силу до обращения заявителя в арбитражный суд, поэтому неправомерно признано судом недействующим с момента его принятия.
Прокуратура полагает, что заявителем пропущен срок обжалования оспариваемой правовой нормы, которая носит рекомендательный характер и в период ее действия не включалась в реестр муниципальных нормативных правовых актов.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Удовлетворяя заявленное обществом требование о признании недействующим оспариваемого решения с момента принятия, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 30.06.2011 N 54 является нормативным правовым актом, который исходит от органа полномочного принимать такие акты; предусматривает правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и регулирующие общественные отношения; обращен неопределенному кругу лиц, в том числе населению Ленинск-Кузнецкого городского округа, опубликован 12.07.2011 в Городской газете N 97 (20177) и содержит конкретную, а не декларативную норму, устанавливающую порядок начисления платы за потребление электроэнергии в местах общего пользования в зависимости от наличия или отсутствия в жилом доме лифта.
Впоследствии оспариваемое решение было признано утратившим силу решением Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа от 26.04.2012 N 66 "О мерах, по упорядочиванию расчетов населения за коммунальные услуги", которое также было опубликовано в средствах массовой информации и которым в пункте 2 установлено, что управляющим компаниям и ТСЖ начисление платы за коммунальные услуги производить в соответствии с действующим законодательством.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 указано, если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что в результате применения обществом, утвержденного пунктом 1.3 оспариваемого решения порядка распределения объемов электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды между жителями многоквартирных жилых домов непредъявленные указанным гражданам объемы электроэнергии составили 3 969 227 кВт на сумму 6 072 917, 30 руб.
Арбитражным судом Кемеровской области вынесено решение от 11.06.2013 по делу N А27-3928/2013 о взыскании с общества в пользу ОАО "Кузбассэнергосбыт" 6072917,30 руб. задолженности за отпущенную электроэнергию и 53364,59 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска, всего 6 126 281, 89 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что производство по настоящему делу не может быть прекращено и, руководствуясь положениями части 1 статьи 541, части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 22 и 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции постановления Правительства от 06.05.2011 N 354) и подпункта 1 пункту 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции постановления Правительства от 06.05.2011 N 354), обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.10.2014 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10852/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)