Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 14.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-8/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. по делу N 33-8/2013


Судья Порфирьева И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 сентября 2013 года, по которому постановлено признать П.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения его жильем как участника Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" поставить П.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу ООО ... расходы на проведение экспертизы в размере ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия

установила:

П.В. обратился в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", просил признать жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, <адрес>, непригодным для проживания, признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска указал, что является участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию. Кроме него в вышеуказанном жилом помещении проживают его сын ... внучка ... сноха ... На праве собственности жилого помещения не имеет. При обращении в администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" с требованием о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий ему было отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ. Истец указывает, что <адрес> непригодна для проживания.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение суда отменить в части возложения на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности по постановке П.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Также просит произвести перераспределение судебных расходов с учетом принятого решения об отказе в удовлетворении требования истца о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Г., просившего решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе, представителя П.В. П.С., просившей решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл М., оставившего вопрос о разрешении жалобы на усмотрение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что П.В. является участником Великой Отечественной войны, с <дата> проживает в жилом помещении по адресу: г. Йошкар-Ола, <адрес>.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от <дата> <номер> П.В. отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях как не имеющему оснований, установленных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно заключению межведомственной комиссии <номер> от <дата> квартира <номер>, расположенная по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодна для проживания.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 1).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Нормы, устанавливающие нуждаемость в жилом помещении, закреплены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункта 3 части 1 которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, указанными нормами предусмотрено, что мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляется участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
В силу п. 44 Положения решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и осуществляется по правилам, установленным данным Положением.
Согласно заключению судебной комплексной строительно-технической экспертизы квартира <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, правильно установив правоотношения сторон, суд пришел к мотивированному выводу об удовлетворении исковых требований П.В. в части признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий. В решении приведен анализ доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении также указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения, дана оценка требованиям и возражениям лиц, участвующих в деле. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводами жалобы по существу не опровергаются. Судебная коллегия, признавая решение законным и обоснованным, отклоняет жалобу в части признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий как несостоятельную.
Однако, доводы жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований истца в части обязания администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" поставить П.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий заслуживают внимания, поскольку обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, к которым относится П.В., осуществляется при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.12.2006 г. N 256, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны, признанным органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что граждане, указанные в подпункте 2 пункта 1.2 Порядка и включенные в Сводные списки, или их законные представители подают в территориальные органы Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл документы, подтверждающие их право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе, копию решения органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из указанных норм следует, что для обеспечения жильем указанной категории граждан отдельно не требуется постановки их на соответствующий учет в органе местного самоуправления. В связи с чем, решение суда подлежит отмене в данной части и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований П.В. в части возложения на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно распределены судебные расходы, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм процессуального права. Разрешение вопроса о пригодности либо непригодности для проживания жилого помещения, занимаемого истцом, было необходимо для рассмотрения иных исковых требований П.В., самостоятельной защиты не требовало. Таким образом, судебные расходы, связанные с проведением судебной комплексной строительно-технической экспертизы обоснованно взысканы судом с ответчика в полном размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 сентября 2013 года отменить в части возложения на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности поставить П.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований отказать.
В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Е.СОСНИН

Судьи
О.В.ЮРОВА
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)