Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2015 N Ф07-6788/2015 ПО ДЕЛУ N А42-291/2015

Требование: О взыскании задолженности по договору водоснабжения.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Между сторонами возникли разногласия, касающиеся объемов определения оказанных коммунальных услуг, в том числе с учетом индивидуальных приборов учета, и определения объемов водоотведения, приходящихся на общедомовые нужды в домах с общедомовыми приборами учета на водоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2015 г. по делу N А42-291/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Мончегорскводоканал" Тумановой С.А. (доверенность от 13.11.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" Кудиновой А.В. (доверенность от 24.12.2014 N 113/14), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2015 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А42-291/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Мончегорскводоканал" (место нахождения: Мурманская обл., г. Мончегорск, Комсомольская наб., д. 52/9, ОГРН 1055100086645, ИНН 5107909951; далее - Водоканал), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" (место нахождения: Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нагорная, д. 34, ОГРН: 1065109002530, ИНН: 5109001918; далее - Общество), о взыскании 6 972 879 руб. 23 коп. задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных в декабре 2014 года на основании договора от 01.01.2007 N 290.
Решением от 02.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит изменить обжалуемые судебные акты и взыскать с Общества в пользу Водоканала 4 629 652 руб. 94 коп. задолженности.
По мнению подателя жалобы, представленный расчет не учитывает объемы ни по общедомовым и индивидуальным приборам учета водоснабжения, ни по нормативам потребления. Обращает внимание на то, что расчет выделенного лимита произведен по нормативам, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Мончегорск от 27.12.2007 N 1220, в то время как с 01.01.2013 действуют нормативы по холодному водоснабжению и водоотведению, утвержденные приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2013 N 35.
В отзыве на кассационную жалобу Водоканал просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Водоканала - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между Водоканалом (организаций водопроводно-канализационного хозяйства) и Обществом (абонентом) заключен договор на отпуск (получение) питьевой воды, прием и очистку сточных вод N 290 (далее - Договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется отпустить питьевую воду, принять и очистить сточные воды абонента, оказывающего коммунальные услуги населению, а абонент обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги на условиях, установленных Договором.
В разделе 6 Договора стороны согласовали порядок учета объемов водопотребления и водоотведения, в том числе с учетом показаний индивидуальных приборов учета, общедомовых приборов учета и по нормативам потребления.
Объем водоотведения принимается равным объему водопотребления (пункт 6.5 Договора).
Согласно пунктам 7.1 и 7.2 Договора расчеты производятся абонентом на основании счетов, счетов-фактур. Срок выставления платежных документов по 5-е число месяца, следующего за отчетным. Окончательный срок оплаты платежных документов - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным по тарифам, установленным органом местного самоуправления.
Объектами снабжения коммунальными услугами по Договору являются жилые многоквартирные дома (далее - МКД), находящиеся в управлении Общества.
Согласно пункту 10.2 Договора он считается ежегодно продленным на каждый последующий год на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия не последует заявления ни от одной из сторон о его расторжении либо изменении.
Ссылаясь на неоплату Обществом услуг, оказанных по договору в декабре 2014 года, Водоканал обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения договора не допускается.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплатить принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения названного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (пункты 1 и 36; далее - Правила N 354). Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил.
Разногласия сторон касаются объемов определения оказанных коммунальных услуг, в том числе с учетом индивидуальных приборов учета и определения объемов водоотведения, приходящихся на общедомовые нужды в домах с общедомовыми приборами учета на водоснабжение.
Как следует из материалов дела, расчет стоимости оказанных услуг произведен Водоканалом на основании показателей выделенного лимита.
Следовательно, объем и стоимость коммунальных услуг, потребленных многоквартирными жилыми домами, определен ресурсоснабжающей организацией с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
Возражая против размера заявленных требований, ответчик представил свой расчет объема и стоимости коммунальных услуг, подлежащих оплате по договору. Однако суд не дал оценки представленным в материалы дела расчетам, сославшись на его неподтвержденность первичными документами.
При этом суд первой инстанции отклонил довод ответчика о том, что объем водоотведения в отсутствие приборов учета сточных вод должен определяться расчетным способом, и плата за водоотведение на общедомовые нужды не подлежит взысканию.
При рассмотрении спора суд не учел, что законодательством установлен различный порядок расчетов объема коммунальных услуг в зависимости от наличия у потребителей приборов учета данных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ его положения применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению в части, не урегулированной другими федеральными законами. Поскольку правила определения объема коммунальных услуг урегулированы нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, доводы Водоканала, основанные на нормах Закона N 416-ФЗ, обязывающих рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников, несостоятельны.
Таким образом, обжалуемые судебные акты, по мнению кассационной инстанции, подлежат отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить фактические обстоятельства дела, дать надлежащую оценку доводам сторон и в соответствии с установленным разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А42-291/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Председательствующий
Е.О.МАТЛИНА

Судьи
С.А.ЛОМАКИН
В.В.СТАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)