Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2015 N 08АП-9397/2015 ПО ДЕЛУ N А46-4574/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. N 08АП-9397/2015

Дело N А46-4574/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9397/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2015 года по делу N А46-4574/2015 (судья Аристова Е.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 10455070373441045507037344, место нахождения: город Омск, ул. Маяковского, д. 2) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, место нахождения: город Омск, ул. Краснофлотская, д. 8), о взыскании 98 382 руб. 40 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Семенова Е.Г. (удостоверение N 0086/14 от 13.02.2014, действительно до 11.07.2017, по доверенности от 18.08.2015, N Исх-Дио/ 14302, сроком действия один год);
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал"- представитель Герцев В.Е. (паспорт, по доверенности N 15/324 от 30.12.2014 сроком действия один год).
установил:

Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 98 382 руб. 40 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.07.2015 с муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице Департамента за счет средств казны муниципального образования городской округ город Омск Омской области в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 98 382 руб. 40 коп. в счет возмещения расходов на установку приборов учета; а также 3 935 руб. 30 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Департамент (далее - заявитель) обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что у Департамента отсутствует обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды, поскольку жилые помещения в многоквартирных домах, указанных в исковом заявлении занимают физические лица (наниматели). По мнению заявителя, на них лежит обязанность нести расходы, связанные с содержанием многоквартирного дома, невозможность получения суммы денежных средств на указанные расходы с нанимателей истцом не доказана.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 06.07.2015 по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОмскВодоканал" осуществило установку общедомовых приборов учета водопотребления в жилых домах, что подтверждается договорами поставки от 08.02.2013 N 334, от 19.02.2014 N 184, 185, договорами подряда от 08.02.2013 N 263, от 14.03.2014 N 264.
В отсутствие действий со стороны ответчика на претензию от 16.03.2015 N 3921/15 по возмещению понесенных расходов, истец предъявил настоящий иск в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что находящиеся в перечисленных в исковом заявлении многоквартирных жилых домах нежилые и жилые помещения являются муниципальной собственностью, факт установки общедомовых приборов учета водопотребления в многоквартирных домах подтверждается материалами дела.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Действующее законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлен обязательный учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приведенная норма распространяет свое действие на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил N 491).
В силу положений части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в срок до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в пункте 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований пунктов 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Поскольку собственник помещений в перечисленных в исковом заявлении многоквартирных жилых домах в установленный указанным законом срок (до 01.07.2012) не исполнил возложенную на него обязанность и не произвел установку общедомовых приборов учета потребления поставляемого истцом энергетического ресурса, обязанность оборудовать дома приборами учета в срок до 01.01.2013 перешла к истцу.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт установки общедомовых приборов учета водопотребления в многоквартирных домах.
Исходя из положений частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
В силу изложенных выше норм расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
При этом пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) дублирует диспозицию части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, также подтверждая обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, не обеспечивших до 01.07.2013 оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом оплатить лицу, установившему прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, на основании выставленных счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки коллективных (общедомовых) приборов учета потребления энергетических ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг. При этом коллективные (общедомовые) приборы учета относятся к общему имуществу собственников помещений.
Согласно пунктам 5, 6 названных Правил коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом многоквартирного дома, входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем, в том числе водоснабжения.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, факт поставки приборов учета и их установка в перечисленных в исковом заявлении многоквартирных жилых домах подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Сумма понесенных затрат на установку приборов учета определена истцом исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику, пропорционально к общей площади помещений дома.
Расчет суммы затрат, представленный истцом, ответчиком по существу не оспорен, контррасчет подлежащей оплате суммы за оказанные услуги по установке спорных средств измерений ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлен.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии обязанности по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды, поскольку жилые помещения в многоквартирных домах, указанных в исковом заявлении, занимают физические лица (наниматели), судом апелляционной инстанции отклоняется.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для освобождения Департамента от оплаты установки спорных приборов учета.
Доказательств передачи жилых помещений гражданам по договорам социального найма ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, факт передачи третьи лицам помещений в аренду, безвозмездное пользование, равно как и по договорам найма, в силу статей 249, 606, 671, 689 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает собственника от обязанности несения затрат по оснащению домов спорными приборами учета.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что при передаче помещений в аренду, безвозмездное пользование и по договорам найма было согласовано условие об исполнении третьим лицом в пользу истца обязательств собственника по несению указанных расходов.
При таких обстоятельствах возложение на нанимателей обязанности по оплате оснащения многоквартирного дома спорными приборами учета является необоснованным.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить также следующее.
Из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491 следует, что для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем доказательств того, что в многоквартирном доме в качестве способа управления избран способ управления управляющей организации, которая в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491), суду апелляционной инстанции не представлено.
Помимо этого, из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Возможность применения указанной нормы в отношение не только граждан, но и юридических лиц либо публично-правовых образований Законом об энергосбережении не предусмотрена, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии основания для освобождения Департамента от оплаты оснащения многоквартирного дома спорными приборами учета.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно установил, что находящиеся в перечисленных в исковом заявлении многоквартирных жилых домах нежилые и жилые помещения являются муниципальной собственностью, надлежащим ответчиком, обязанным возместить понесенные истцом расходы, является муниципальное образование.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 06 июля 2015 года по делу N А46-4574/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
А.В.ВЕРЕВКИН
Л.И.ЕНИКЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)