Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2015 N 17АП-12059/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А71-14433/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. N 17АП-12059/2015-ГК

Дело N А71-14433/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой А.Н.
судей Крымджановой Д.И., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой К.П.
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания у ЖКХ города Ижевска - Авангард": Афанасьев Э.Ю., паспорт, доверенность N 1 от 12.01.2015 года;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы": Сутягин С.Р., паспорт, доверенность N 51400-04-27/46 от 30.04.2015 года;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 07 июля 2015 года
по делу N А71-14433/2014,
принятое судьей М.А.Ветошкиной,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания в ЖКХ города Ижевска - Авангард" (ОГРН 1081832003110, ИНН 1832065562)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
о взыскании неосновательного обогащения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания в ЖКХ города Ижевска - Авангард" (далее - ООО "УК в ЖКХ города Ижевска - Авангард", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", ответчик) о взыскании с учетом уточнения исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 898 959 руб. 96 коп. неосновательного обогащения, составляющего излишне уплаченные денежные средства за коммунальную услугу горячее водоснабжение за 2013 год на основании статей 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (т. 1, л.д. 6-9, т. 3, л.д. 48, т. 4, л.д. 6).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.07.2015 года (резолютивная часть от 07.07.2015 года, судья М.А.Ветошкина) исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 898 959 руб. 96 коп. неосновательного обогащения, 40 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов на оплату услуг представителя, 20 979 руб. 20 коп. в возмещение расходов по уплате госпошлины по иску. Истцу из федерального бюджета возвращено 8 824 руб. 21 коп. госпошлины по иску (т. 5, л.д. 123-131).
Ответчик, ООО "УКС", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, ООО "УКС" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель указывает, что в нарушение пунктов 18, 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), истцом ответчику в срок до 01 числа месяца, следующего за расчетным, не передавались показания индивидуальных приборов учета; сведения о количестве проживающих жителях в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета; расчеты по нежилым помещениям с исходными данными; расчет платы за общедомовые нужды. Указанные доказательств не были представлены истцом в материалы настоящего дела.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии расчета ГВС на общедомовые нужды, суд первой инстанции не принял во внимание положения пунктов 40, 48, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пункт 13 Приложения N 2 к ним. В случае отсутствия показаний общедомового прибора учета объем горячей воды на ОДН определяется исходя из объема потребленной горячей воды, рассчитанной по нормативу, за вычетом объемов горячей воды, потребленной жилыми и нежилыми помещениями, определенных как по индивидуальными приборам учета, так и по нормативу, а также объема использованного за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения). В нарушение указанных положений истцом расчет размера платы за горячую воду на ОДН рассчитан не был до момента утверждения соответствующего норматива на общедомовые нужды (до 27.05.2013 года). Вместе с тем, горячая вода потреблялась в процессе использования общего имущества многоквартирных домов N 17 по ул. 50 лет ВЛКСМ в период с февраля по май 2013 года; N 19 по ул. 50 лет ВЛКСМ в период с февраля по март 2013 года; N 31 по ул. 50 лет ВЛКСМ в период с февраля по апрель 2013 года; N 37 по ул. Школьная в период с марта по май 2013 года; N 39 по ул. Школьная в мае 2013 года. Вывод суда об отсутствии возможности начисления платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения на ОДН в отсутствие соответствующего норматива противоречит указанным выше нормам материального права. Предъявление истцом гражданам меньшей стоимости ресурса, чем оплачено ООО "УКС", не освобождает истца от оплаты в полном объеме стоимости ресурса, предъявленного к оплате ответчиком. Истец как исполнитель коммунальных услуг не лишен возможности произвести соответствующий перерасчет гражданам.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, ООО "УК в ЖКХ города Ижевска - Авангард", в отзыве на апелляционную жалобу отметил, что расчет неосновательного обогащения на сумму 898 959 руб. 96 коп. соответствует Правилам N 124, Правилам N 354.
В судебном заседании представитель истца против доводов жалобы возражал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "УКС" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК в ЖКХ города Ижевска - Авангард" заключены 58 договоров на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды в целях обеспечения коммунальными ресурсами многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК в ЖКХ города Ижевска - Авангард".
Соглашением от 03.09.2013 года указанные договоры на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды МКД, заключенные между сторонами, расторгнуты с 01.09.2013 года.
Как указывает истец в исковом заявлении, в течение 2013 года в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, производились плановые проверки общедомовых приборов учета горячей воды.
В отсутствие общедомовых приборов учета ООО "УКС" объем коммунальной услуги горячего водоснабжения определен с учетом норматива потребления коммунальной услуги и количества зарегистрированных граждан без учета показаний индивидуальных приборов учета.
ООО "УК в ЖКХ города Ижевска - Авангард" начисления жителям многоквартирных домов производило в соответствии с пунктом 42 Правил N 354, исходя из показаний индивидуальных приборов учета коммунальной услуги, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Указывая, что в 2013 году ответчик неправомерно производил начисление платы за ГВС без учета показаний индивидуальных приборов учета, ООО "УК "Авангард" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ООО "УКС" неосновательного обогащения в размере 898 959 руб. 96 коп., составляющего излишне уплаченные денежные средства за коммунальную услугу горячее водоснабжение за 2013 год (с учетом принятого судом первой инстанции в соответствии со статьей 49 АПК РФ ходатайства об уточнении размера исковых требований).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что объем оказанных услуг необоснованно определен ответчиком по нормативам потребления коммунальных услуг без учета показаний индивидуальных приборов учета; правильности представленного истцом расчета неосновательного обогащения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Указанные правила, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
На основании пункта 3 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 названного Кодекса, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и вступили в силу 07.03.2012.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно пункту 3 Правил N 124 до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (вступили в силу с 01.09.2012), положения Правил N 124 применяются с соблюдением, в частности, следующей особенности: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору энергоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса, применяемый арбитражными судами при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета с учетом сложившей судебной практики (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 22.09.2009 N 5290/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 23.11.2010 N 6530/10).
Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил.
С 01.09.2012 вступили в действие Правила N 354.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Данные Правила также предусматривают определение общего объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, с учетом показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ), а также объема коммунального ресурса в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, кроме того объема этого ресурса на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в жилом доме или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Таким образом, применение норматива потребления коммунальной услуги в расчете платы за коммунальные услуги допустимо только при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и не оспорено сторонами, при расчете платы за горячее водоснабжение в отсутствие общедомовых приборов учета ООО "УКС" в нарушение указанных положений Правил N 124, Правил N 354 объем коммунальной услуги горячего водоснабжения определен, а ООО "УК в ЖКХ г. Ижевска - Авангард" оплачен с учетом норматива потребления коммунальной услуги и количества зарегистрированных граждан без учета показаний индивидуальных приборов учета.
По расчету истца сумма излишне уплаченных денежных средств за переданный коммунальный ресурс составила 898 959 руб. 96 коп.
Поскольку в рассматриваемом случае применение ответчиком к жилым домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса без учета показаний индивидуальных приборов учета в спорный период недопустимо в силу положений статьи 157 ЖК РФ, а также Правил N 124, Правил N 354, суд первой инстанции правомерно признал исковые требования ООО "УК в ЖКХ г. Ижевска - Авангард" подлежащими удовлетворению.
Доводы ООО "УКС" о том, что в нарушение пунктов 18, 21 Правил N 124 истцом ответчику в срок до 01 числа месяца, следующего за расчетным, не передавались показания индивидуальных приборов учета; сведения о количестве проживающих жителях в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета; расчеты по нежилым помещениям с исходными данными; расчет платы за общедомовые нужды, основанием для отказа в удовлетворении иска не является, поскольку достоверность сведений, отражающих показания индивидуальных приборов учета ресурса, не должна ставиться в зависимость от факта нарушения абонентом предусмотренного договором срока и порядка предоставления такой информации.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено обязательное участие в приемке в эксплуатацию установленных (в том числе, силами других исполнителей) приборов учета.
Правилами N 354 предусмотрено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальных услуг на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81).
Перечень документов, которые исполнитель коммунальных услуг обязан представить ресурсоснабжающей организации, определен пунктами 6 и 7 Правил N 124. В них акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не указаны.
Более того, пунктом 8 Правил N 124 ресурсоснабжающей организации запрещено требовать от исполнителя представления документов, не предусмотренных этими Правилами. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 15259/13 по делу N А71-13325/2012. Кроме того, истцом в материалы настоящего дела представлены акты ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета ГВС (по части квартир).
Возражения ответчика о том, что в силу пунктов 40, 48, 59 Правил N 354 в случае отсутствия показаний общедомового прибора учета объем горячей воды на ОДН должен определяется исходя из объема потребленной горячей воды, рассчитанной по нормативу, за вычетом объемов горячей воды, потребленной жилыми и нежилыми помещениями, определенных как по индивидуальными приборам учета, так и по нормативу, а также объема использованного за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 в расчете объема (количества) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется с использованием норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Как верно установлено судом первой инстанции, нормативы потребления на общедомовые нужды утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.05.2013 N 223 "Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме в Удмуртской Республики".
До даты вступления указанного документа в силу в Удмуртской Республике отсутствовали утвержденные нормативы горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность начисления платы за потребленную коммунальную услугу в многоквартирном доме в отсутствие утвержденного норматива потребления и показаний прибора учета, суд первой инстанции обоснованно отклонил возражения ответчика в соответствующей части.
Таким образом, факт неосновательного обогащения ответчика в спорной сумме за счет истца полностью подтвержден материалами дела, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
С учетом изложенного решение суда от 07.07.2015 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 июля 2015 года по делу N А71-14433/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
А.Н.ЛИХАЧЕВА

Судьи
Д.И.КРЫМДЖАНОВА
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)