Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
- от ОНД по Одинцовскому района УНД ГУ МЧС РФ по Московской области - Желепы Д.П. (представителя по доверенности от 21.01.2014 N 1), Лозиковой С.Я. (представителя по доверенности от 21.01.14 N 2);
- от общества с ограниченной ответственностью "Новая Трехгорка" - Саблукова А.Г. (представителя по доверенности от 01.01.2013 N 2/Д),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Трехгорка" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2013 по делу N А41-36866/13, принятое судьей Синицей И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новая Трехгорка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене: постановления отдела надзорной деятельности по Одинцовскому району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - управление) от 04.07.2013 N 122, о привлечении общества к ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 150 000 рублей штрафа; предписания от 04.07.2013 N 444/1/1-3; представления от 04.07.2013.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.11.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В связи с обращением жильца дома Авакян С.А. управление 03.07.2013 провело проверку соблюдения обществом требований пожарной безопасности при эксплуатации многоквартирного жилого дома N 9 по ул. Кутузовская, г. Одинцово, Московской области, в ходе которой выявлены следующие факты нарушений: не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты жилого дома (автоматической установки пожарной сигнализации, установки систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, систем противопожарного водоснабжения); не обеспечена организация регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты жилого дома; не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями (акт от 03.07.2013).
По данным фактам управление 03.07.2013 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, 04.07.2013 вынесло постановление N 122 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде 150 000 рублей штрафа, выставило предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 444/1/1-3, представление.
Отказывая обществу в удовлетворении требования об отмене названных актов, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества событий и состава вмененных ему административных правонарушений.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 9 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2012 N К 91300.
Согласно пунктам 57, 61 и 63 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает: укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год); исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Наличие в действиях общества состава и событий вмененных ему правонарушений подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Тот факт, что выявленные нарушения пожарной безопасности, допущены строительной организацией при проведении строительно-монтажных работ, а администрация приняла в эксплуатацию жилой дом с такими нарушениями, в данном случае не освобождает общество от административной ответственности, от необходимости устранения указанных нарушений.
Общество является коммерческой организацией, которая в силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве основной цели своей деятельности имеет цель извлечения прибыли. При этом, риск наступления неблагоприятных последствий в результате осуществления такой деятельности полностью ложится на общество.
Принимая спорный жилой дом под свою ответственность, общество знало об имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности и обязалось их исправить.
С учетом этого обращение общества к строительной организации, проводившей строительно-монтажные работы, о необходимости завершения работ и получение от нее положительного ответа (что, однако, не привело к устранению имеющихся нарушений требований, предъявляемых к пожарной безопасности: работы не были выполнены), не освобождало общество от принятия иных мер по устранению данных нарушений (помимо обращения к названной строительной организации), общество могло, в частности, известить жильцов о необходимости сбора денежных средств для выполнения необходимых работ, предупредить о последствиях отказа, организовать и обеспечить выполнение таких работ, обратиться в правоохранительные органы по имеющимся фактам нарушений пожарной безопасности в отношении строительной организации, администрации.
Доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры, направленные на устранение нарушений, в материалах дела отсутствуют.
Если исходить из доводов общества, то, сообщив строительной организации о необходимости завершения работ в 2012, общество в последующем (в течение всего срока управления жилым домом) могло осуществлять управление жилым домом в пожароопасном состоянии без принятия каких-либо иных мер в последующем (в 2012, 2013 гг. и далее).
Между тем, как пояснили представители сторон, указанные нарушения уже привели к двум пожарам, в связи с чем, по мнению апелляционного суда, можно ожидать очередного пожара.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и иные требования КоАП РФ проверены апелляционным судом и признаны (с учетом того, что в судебном заседании апелляционного суда представитель общества подтвердил, что общество было извещено о предстоящей проверке и о возможности составления в отношении общества протокола об административном правонарушении в день проведения проверки, и пояснил, что претензий к порядку привлечения общества к административной ответственности общество не имеет).
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2013 по делу N А41-36866/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А41-36866/13
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А41-36866/13
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
- от ОНД по Одинцовскому района УНД ГУ МЧС РФ по Московской области - Желепы Д.П. (представителя по доверенности от 21.01.2014 N 1), Лозиковой С.Я. (представителя по доверенности от 21.01.14 N 2);
- от общества с ограниченной ответственностью "Новая Трехгорка" - Саблукова А.Г. (представителя по доверенности от 01.01.2013 N 2/Д),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Трехгорка" на решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2013 по делу N А41-36866/13, принятое судьей Синицей И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Новая Трехгорка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене: постановления отдела надзорной деятельности по Одинцовскому району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - управление) от 04.07.2013 N 122, о привлечении общества к ответственности по частям 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 150 000 рублей штрафа; предписания от 04.07.2013 N 444/1/1-3; представления от 04.07.2013.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.11.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В связи с обращением жильца дома Авакян С.А. управление 03.07.2013 провело проверку соблюдения обществом требований пожарной безопасности при эксплуатации многоквартирного жилого дома N 9 по ул. Кутузовская, г. Одинцово, Московской области, в ходе которой выявлены следующие факты нарушений: не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты жилого дома (автоматической установки пожарной сигнализации, установки систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, систем противопожарного водоснабжения); не обеспечена организация регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты жилого дома; не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями (акт от 03.07.2013).
По данным фактам управление 03.07.2013 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, 04.07.2013 вынесло постановление N 122 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде 150 000 рублей штрафа, выставило предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 444/1/1-3, представление.
Отказывая обществу в удовлетворении требования об отмене названных актов, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества событий и состава вмененных ему административных правонарушений.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон) руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Кутузовская, д. 9 на основании договора управления многоквартирным домом от 01.07.2012 N К 91300.
Согласно пунктам 57, 61 и 63 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает: укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год); исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки; в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Наличие в действиях общества состава и событий вмененных ему правонарушений подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Тот факт, что выявленные нарушения пожарной безопасности, допущены строительной организацией при проведении строительно-монтажных работ, а администрация приняла в эксплуатацию жилой дом с такими нарушениями, в данном случае не освобождает общество от административной ответственности, от необходимости устранения указанных нарушений.
Общество является коммерческой организацией, которая в силу статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве основной цели своей деятельности имеет цель извлечения прибыли. При этом, риск наступления неблагоприятных последствий в результате осуществления такой деятельности полностью ложится на общество.
Принимая спорный жилой дом под свою ответственность, общество знало об имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности и обязалось их исправить.
С учетом этого обращение общества к строительной организации, проводившей строительно-монтажные работы, о необходимости завершения работ и получение от нее положительного ответа (что, однако, не привело к устранению имеющихся нарушений требований, предъявляемых к пожарной безопасности: работы не были выполнены), не освобождало общество от принятия иных мер по устранению данных нарушений (помимо обращения к названной строительной организации), общество могло, в частности, известить жильцов о необходимости сбора денежных средств для выполнения необходимых работ, предупредить о последствиях отказа, организовать и обеспечить выполнение таких работ, обратиться в правоохранительные органы по имеющимся фактам нарушений пожарной безопасности в отношении строительной организации, администрации.
Доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры, направленные на устранение нарушений, в материалах дела отсутствуют.
Если исходить из доводов общества, то, сообщив строительной организации о необходимости завершения работ в 2012, общество в последующем (в течение всего срока управления жилым домом) могло осуществлять управление жилым домом в пожароопасном состоянии без принятия каких-либо иных мер в последующем (в 2012, 2013 гг. и далее).
Между тем, как пояснили представители сторон, указанные нарушения уже привели к двум пожарам, в связи с чем, по мнению апелляционного суда, можно ожидать очередного пожара.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности и иные требования КоАП РФ проверены апелляционным судом и признаны (с учетом того, что в судебном заседании апелляционного суда представитель общества подтвердил, что общество было извещено о предстоящей проверке и о возможности составления в отношении общества протокола об административном правонарушении в день проведения проверки, и пояснил, что претензий к порядку привлечения общества к административной ответственности общество не имеет).
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.11.2013 по делу N А41-36866/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)