Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Спорный многоквартирный жилой дом в ходе реорганизации передан на балансовый учет учреждению. В жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей Т.В. Масловой, А.А. Тарасовой
при секретаре Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Славянка", Открытому акционерному обществу "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию, по апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения прокурора Е.В. Максименко, представителя Министерства обороны РФ Р., представителя ФГКУ "ДВТУИО" Л., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны РФ, ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что собственником указанного многоквартирного дома, является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, на которое в силу ч. 5 ст. 13, ч. 9 ст. 11 ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ в срок до 01.07.2012 г. возложена обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), а также ввод прибора в эксплуатацию. Ответчики, в нарушение вышеуказанных требований закона, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установили, чем нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, производящих оплату коммунальных услуг, размер которой напрямую зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета. На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчиков установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, ввести данный прибор в эксплуатацию.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 28.05.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО "Славянка".
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15.06.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2015 года исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены.
На ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерство обороны РФ возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, ввести данный прибор в эксплуатацию.
В удовлетворении исковых требований к ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ" отказано.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, не соответствующее фактическим обстоятельствам дела. Указывает на несогласие с выводами суда о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета и на отсутствие у прокурора полномочий на предъявление иска, в интересах неопределенного круга лиц. Полагает, что круг лиц определяется количеством нанимателей, собственников, проживающих в жилых помещениях спорного многоквартирного дома, а обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета используемого энергетического ресурса должна быть возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в состав работ которых включаются мероприятия по энергоснабжению дома.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом военного городка <адрес> передан на балансовый учет ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ от ФГУ "Пограничный КЭЧ района" Министерства обороны РФ в ходе реорганизации.
В указанном многоквартирном жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения).
Удовлетворяя исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, суд, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ч. 9 ст. 11, ч. 5, 9, 10 ст. 13 ФЗ N 261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", установив, что многоквартирный жилой дом военного городка <адрес> входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанного прибора на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, осуществляющего задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом Вооруженных Сил РФ по решениям Министерства обороны РФ. Отклонив доводы ответчиков о том, что обязанность по установке приборов учета лежит на ОАО "Славянка", обслуживающей спорный жилой дом, указав на отсутствие в договоре управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ от 02.08.2010 г. обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявление требований о возложении обязанности на ответчиков по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес> и введению указанных приборов в эксплуатацию судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов жильцов многоквартирного дома прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7).
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома.
В силу договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ от 02.08.2010 г. управляющая организация ОАО "Славянка" как управляющая компания осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома, ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общего прибора учета, должно обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации. Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на ОАО "Славянка" обязанности установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, а также ввести данный прибор в эксплуатацию. В связи с чем решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Славянка", Открытому акционерному обществу "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию - отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Открытое акционерное общество "Славянка" установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, ввести данный прибор учета в эксплуатацию.
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны РФ, ОАО "РЭУ" отказать.
Апелляционную жалобу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - удовлетворить частично.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА
Судьи
Т.В.МАСЛОВА
А.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-6025/2015
Требование: Об обязании установить прибор учета тепловой энергии и ввести данный прибор в эксплуатацию.Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Спорный многоквартирный жилой дом в ходе реорганизации передан на балансовый учет учреждению. В жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. по делу N 33-6025/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей Т.В. Масловой, А.А. Тарасовой
при секретаре Ч.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Славянка", Открытому акционерному обществу "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию, по апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения прокурора Е.В. Максименко, представителя Министерства обороны РФ Р., представителя ФГКУ "ДВТУИО" Л., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны РФ, ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что собственником указанного многоквартирного дома, является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, на которое в силу ч. 5 ст. 13, ч. 9 ст. 11 ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ в срок до 01.07.2012 г. возложена обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), а также ввод прибора в эксплуатацию. Ответчики, в нарушение вышеуказанных требований закона, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установили, чем нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, производящих оплату коммунальных услуг, размер которой напрямую зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета. На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчиков установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, ввести данный прибор в эксплуатацию.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 28.05.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО "Славянка".
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15.06.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2015 года исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены.
На ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерство обороны РФ возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, ввести данный прибор в эксплуатацию.
В удовлетворении исковых требований к ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ" отказано.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, не соответствующее фактическим обстоятельствам дела. Указывает на несогласие с выводами суда о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета и на отсутствие у прокурора полномочий на предъявление иска, в интересах неопределенного круга лиц. Полагает, что круг лиц определяется количеством нанимателей, собственников, проживающих в жилых помещениях спорного многоквартирного дома, а обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета используемого энергетического ресурса должна быть возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в состав работ которых включаются мероприятия по энергоснабжению дома.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом военного городка <адрес> передан на балансовый учет ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ от ФГУ "Пограничный КЭЧ района" Министерства обороны РФ в ходе реорганизации.
В указанном многоквартирном жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения).
Удовлетворяя исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, суд, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ч. 9 ст. 11, ч. 5, 9, 10 ст. 13 ФЗ N 261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", установив, что многоквартирный жилой дом военного городка <адрес> входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанного прибора на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, осуществляющего задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом Вооруженных Сил РФ по решениям Министерства обороны РФ. Отклонив доводы ответчиков о том, что обязанность по установке приборов учета лежит на ОАО "Славянка", обслуживающей спорный жилой дом, указав на отсутствие в договоре управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ от 02.08.2010 г. обязанности по установке коллективных (общедомовых) приборов учета.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявление требований о возложении обязанности на ответчиков по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес> и введению указанных приборов в эксплуатацию судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов жильцов многоквартирного дома прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем (п. 5, 6, 7).
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома.
В силу договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ от 02.08.2010 г. управляющая организация ОАО "Славянка" как управляющая компания осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома, ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общего прибора учета, должно обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации. Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложения на ОАО "Славянка" обязанности установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, а также ввести данный прибор в эксплуатацию. В связи с чем решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 июля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу "Славянка", Открытому акционерному обществу "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, введении данного прибора в эксплуатацию - отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Открытое акционерное общество "Славянка" установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка <адрес>, ввести данный прибор учета в эксплуатацию.
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, Министерству обороны РФ, ОАО "РЭУ" отказать.
Апелляционную жалобу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - удовлетворить частично.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА
Судьи
Т.В.МАСЛОВА
А.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)