Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Гореликовой О.Г. по дов. от 12.01.2015,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 24.12.2014 по делу N А67-2706/2014 (судья Сенникова И.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, г. Томск, о признании незаконным предписания, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив", г. Томск, Мамонтова Наталья Александровна, г. Томск,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 11.03.2014 N 40.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив" (далее - ООО "УК "Октябрьский массив"), Мамонтова Наталья Александровна.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.12.2014 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания от 11.03.2014 N 40 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обжалуемое предписание вынесено в период отсутствия каких-либо договорных отношений между ОАО "Томскэнергосбыт" и какой-либо управляющей организацией по поставке электрической энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Томск, пер. Кустарный, 4А.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Управление Роспотребнадзора в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, отзывы не представили.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 17.12.2013 по 21.01.2014 на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 13.12.2013 N 4143 проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Томскэнергосбыт" с целью защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению коммунальных услуг на основании обращения гражданина, поступившего из прокуратуры Октябрьского района г. Томска, по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
21.01.2014 по результатам проверки составлен акт N 4143, содержащий указание на то, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир N N 1, 3 по адресу: г. Томск, пер. Кустарный, 4а, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.
Материалы проверки направлены Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения и принятия мер в пределах предоставленных полномочий.
11.03.2014 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Гореликовой О.Г. в адрес ОАО "Томскэнергосбыт" вынесено предписание N 40: в срок до 30.04.2014 обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов: предоставить потребителям, проживающим в квартире N 1 (пер. Кустарный, 4а), необходимую и достоверную информацию об объемах электроэнергии, предъявленных к оплате в платежных документах, и привести ее в соответствие с требованиями действующего законодательства с учетом требований, определенных статьями 8, 10, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), в пунктах 31, 32, 33, 34, 40, 45 Правил N 354 и фактическим потреблением.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, функции контроля и надзора за защитой прав потребителей осуществляют органы Роспотребнадзора.
Соответственно, органы Роспотребнадзора вправе направлять гражданам и организациям предписания об устранении нарушений законодательства.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу пер. Кустарный, 4а, осуществляется управляющей организацией ООО "УК "Октябрьский массив", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 2135 от 01.02.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Октябрьский массив", следовательно, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томскэнергосбыт" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Управления о необходимости соблюдения обществом положений законодательства является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлению полномочий.
Довод ОАО "Томскэнергосбыт" об отсутствии в описательной и резолютивной части предписания N 40 от 11.03.2014 ссылки на избранный собственниками способ управления, на выбор ООО "УК "Октябрьский массив" в качестве управляющей организации и на наличие заключенного договора энергоснабжения N 2135 от 01.02.2007, не является основанием для признания данного предписания незаконным.
Также несостоятельным является довод апеллянта о расторжении с 01.11.2013 договора N 2235 от 01.02.2007.
Судом установлено, что в письме от 30.12.2013 N 09/1/15164, направленном заявителем в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в ходе проверки, указывалось, что договор электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 прекратил свое действие, как не соответствующий действующему законодательству в связи с тем, что утратили силу Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530) и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
При этом дополнительное соглашение о расторжении договора электроснабжения ОАО "Томскэнергосбыт" ни в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, ни в Управление Роспотребнадзора заявителем представлено не было.
Кроме того, из материалов дела не усматривается оснований, предусмотренных гражданским законодательством, по которым стороны договора электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 решили его расторгнуть.
Утрата силы Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (на что ссылалось ОАО "Томскэнергосбыт" в письме от 30.12.2013 N 09/1/15164) основанием для расторжения ранее заключенных договоров электроснабжения быть не может.
Доказательства расторжения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Томск, пер. Кустарный, 4а, выбора собственниками иного способа управления или иной управляющей компании в материалах дела отсутствуют.
В Правилах N 354, в договоре электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 не предусмотрены условия, при которых он может быть расторгнут при существовании действующего договора управления многоквартирным домом.
Кроме того, по условиям Соглашения от 29.11.2013, дата расторжения договора энергоснабжения N 2135 - с 01.11.2013, в то время как спорный период, который был исследован в рамках судебного разбирательства: январь 2013 года - февраль 2014 года.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Управления от 11.03.2014 N 40 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 24.12.2014 по делу N А67-2706/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2015 N 07АП-706/2015 ПО ДЕЛУ N А67-2706/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N А67-2706/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Гореликовой О.Г. по дов. от 12.01.2015,
от третьих лиц: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 24.12.2014 по делу N А67-2706/2014 (судья Сенникова И.Н.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, г. Томск, о признании незаконным предписания, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив", г. Томск, Мамонтова Наталья Александровна, г. Томск,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 11.03.2014 N 40.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив" (далее - ООО "УК "Октябрьский массив"), Мамонтова Наталья Александровна.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.12.2014 в удовлетворении заявления ОАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконным предписания от 11.03.2014 N 40 отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что обжалуемое предписание вынесено в период отсутствия каких-либо договорных отношений между ОАО "Томскэнергосбыт" и какой-либо управляющей организацией по поставке электрической энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Томск, пер. Кустарный, 4А.
С учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в решении N АКПИ13-1116 от 13.01.2014, апеллянт полагает, что в период, когда между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не заключен договор поставки электрической энергии, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, которая правомерно направляла собственникам квартир по указанному адресу счета-квитанции о плате за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН.
Управление Роспотребнадзора в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит оставить ее без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, отзывы не представили.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил оставить жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 17.12.2013 по 21.01.2014 на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 13.12.2013 N 4143 проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Томскэнергосбыт" с целью защиты прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению коммунальных услуг на основании обращения гражданина, поступившего из прокуратуры Октябрьского района г. Томска, по вопросу нарушения порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
21.01.2014 по результатам проверки составлен акт N 4143, содержащий указание на то, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир N N 1, 3 по адресу: г. Томск, пер. Кустарный, 4а, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.
Материалы проверки направлены Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения и принятия мер в пределах предоставленных полномочий.
11.03.2014 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Гореликовой О.Г. в адрес ОАО "Томскэнергосбыт" вынесено предписание N 40: в срок до 30.04.2014 обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей при оформлении платежных документов: предоставить потребителям, проживающим в квартире N 1 (пер. Кустарный, 4а), необходимую и достоверную информацию об объемах электроэнергии, предъявленных к оплате в платежных документах, и привести ее в соответствие с требованиями действующего законодательства с учетом требований, определенных статьями 8, 10, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), в пунктах 31, 32, 33, 34, 40, 45 Правил N 354 и фактическим потреблением.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявленными требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, функции контроля и надзора за защитой прав потребителей осуществляют органы Роспотребнадзора.
Соответственно, органы Роспотребнадзора вправе направлять гражданам и организациям предписания об устранении нарушений законодательства.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
В силу подпункта "г" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу пер. Кустарный, 4а, осуществляется управляющей организацией ООО "УК "Октябрьский массив", при этом между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией N 2135 от 01.02.2007, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Октябрьский массив", следовательно, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Ресурсоснабжающие организации, в том числе ОАО "Томскэнергосбыт", не относятся к тем специализированным организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по расчету, начислению, выставлению и доставке квитанций за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечают перед потребителями за качество предоставляемых коммунальных услуг.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах действия ОАО "Томскэнергосбыт" по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды напрямую гражданам - потребителям и внесение ими платы непосредственно ресурсоснабжающей организации противоречат нормам закона.
Возложение же на потребителя - гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является нарушением прав потребителя.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у заявителя законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Управления о необходимости соблюдения обществом положений законодательства является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Управлению полномочий.
Довод ОАО "Томскэнергосбыт" об отсутствии в описательной и резолютивной части предписания N 40 от 11.03.2014 ссылки на избранный собственниками способ управления, на выбор ООО "УК "Октябрьский массив" в качестве управляющей организации и на наличие заключенного договора энергоснабжения N 2135 от 01.02.2007, не является основанием для признания данного предписания незаконным.
Также несостоятельным является довод апеллянта о расторжении с 01.11.2013 договора N 2235 от 01.02.2007.
Судом установлено, что в письме от 30.12.2013 N 09/1/15164, направленном заявителем в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в ходе проверки, указывалось, что договор электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 прекратил свое действие, как не соответствующий действующему законодательству в связи с тем, что утратили силу Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530) и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).
При этом дополнительное соглашение о расторжении договора электроснабжения ОАО "Томскэнергосбыт" ни в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, ни в Управление Роспотребнадзора заявителем представлено не было.
Кроме того, из материалов дела не усматривается оснований, предусмотренных гражданским законодательством, по которым стороны договора электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 решили его расторгнуть.
Утрата силы Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (на что ссылалось ОАО "Томскэнергосбыт" в письме от 30.12.2013 N 09/1/15164) основанием для расторжения ранее заключенных договоров электроснабжения быть не может.
Доказательства расторжения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Томск, пер. Кустарный, 4а, выбора собственниками иного способа управления или иной управляющей компании в материалах дела отсутствуют.
В Правилах N 354, в договоре электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 не предусмотрены условия, при которых он может быть расторгнут при существовании действующего договора управления многоквартирным домом.
Кроме того, по условиям Соглашения от 29.11.2013, дата расторжения договора энергоснабжения N 2135 - с 01.11.2013, в то время как спорный период, который был исследован в рамках судебного разбирательства: январь 2013 года - февраль 2014 года.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Управления от 11.03.2014 N 40 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 24.12.2014 по делу N А67-2706/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)