Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2015 года
Полный текст решения изготовлен 21 января 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.В. Рудковской рассмотрел в судебном заседании дело N А60-48019/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" (ИНН 6673135980, ОГРН 1056604948685, далее - общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ")
к ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - жилищная инспекция)
о признании незаконным и отмене предписания от 05.09.2014 N 29-01-03-88.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" - Макарова Н.В. (доверенность от 01.08.2013 N 459);
- жилищной инспекции - Иощенко А.А. (доверенность от 23.12.2014 N 29-04-17-89), Овсянникова Е.В. (доверенность от 23.12.2014 N 29-04-17-97).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания жилищной инспекции от 05.09.2014 N 29-01-03-88.
Определением от 21.11.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 15.12.2014.
В предварительном судебном заседании суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Определением суда от 15.12.2014 (протокольное) судебное разбирательство отложено на 14.01.2015.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
жилищной инспекцией в период с 11.08.2014 по 05.09.2014 проведена внеплановая документарная проверка по выполнению предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20, вынесенного при проведении внеплановой документарной проверки дома расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 43б, по вопросу предоставления потребителям коммунальных услуг.
В ходе проверки установлено, что нарушен порядок предоставления информации в платежных документах, а именно:
1. Не представлена необходимая информация о коэффициенте трансформации общедомового прибора учета электроэнергии и достоверная информация об объеме потребленной/предоставленной электроэнергии, в том числе предоставленной на общедомовые нужды.
2. Не представлена информация о размере начисленной платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в платежном документе за декабрь 2013 года, май, июль, август 2014 года, о проведении корректировки платы за услугу отопления за 2010 год.
3. Представлена недостоверная информация о проведении корректировки платы за услугу отопления за 2010 год.
4. Нарушен порядок проведения корректировки платы за услугу отопления, потребленную в 2011 и 2012 году, в том числе излишне начислило собственникам жилых помещений за период с 2010 по 2012 годы в сумме 32 295 руб.
Административным органом сделан вывод, что за проверяемый период начисления за коммунальную услугу "отопление" должны производиться в соответствии с подп. "д", "е", "л" п. 69 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правил N 354); подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.09.2014 N 29-11-02-88, а также вынесено предписание от 05.09.2014 N 29-01-03-88 устранить выявленные нарушения до 10.11.2014.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" обратилось с заявлением в арбитражный суд. Заявитель оспаривает выводы административного органа, ссылаясь на то, что постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга сделан вывод о необоснованности требований предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20. Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ", предусмотренного по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, прекращено.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных обществом "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" требований следует отказать, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Статьей 8 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах):
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В соответствии с п. 161 Правил, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным указанными Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. органами государственного жилищного надзора, которыми являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках своей компетенции жилищная инспекция осуществляет полномочия по организации и контролю (надзору) за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, техническим состоянием жилищного фонда, соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами, а также за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; при выявлении события административного правонарушения - возбуждает дела и привлекает к административной ответственности в соответствии со ст. 7.21, 7.22, 7.23., ч. 1 ст. 7.23.1., ч. 4 ч. 5 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица жилищной инспекции рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
В соответствии с п. 8 Положения жилищная инспекция осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия: принимает предусмотренные законодательством РФ меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Для осуществления возложенных на нее полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Судом установлено, что управляющей компанией дома N 43б по пр. Космонавтов г. Екатеринбург является общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ".
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что заявителем не проведена ежегодная корректировка платы за услугу "отопления" за 2010 год, в результате собственникам жилых помещений излишне начислена плата за указанную услугу.
Согласно подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании установленных обстоятельств административным органом сделан вывод о том, что управляющей компанией при начислении платы за услугу "отопление" в 2010 году нарушен порядок, предусмотренный подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг.
Наличие установленных в ходе проверки обстоятельств, послуживших основанием для данного вывода, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнуто.
При таких обстоятельствах жилищной инспекцией правомерно предписано в срок до 10.11.2014 провести корректировку платы за услугу "отопление" за 2010 год в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Также в ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что при начислении собственникам жилых помещений платы за услугу "отопление" за 2011, 2012 годы управляющей компанией учтен объем тепловой энергии, потребленный домом для целей горячего водоснабжения и отопления. В результате плата за объем тепловой энергии, потребленный домом на цели горячего водоснабжения, предъявляется потребителям дважды (в составе сумм за отопления и в виде платы за горячее водоснабжение).
По правилам ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наличие установленных в ходе проверки обстоятельств, послуживших основанием для данного вывода, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнуто.
При таких обстоятельствах жилищной инспекцией правомерно предписано в срок до 10.11.2014 провести корректировку платы за услугу "отопление" за 2011, 2012 годы в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Также в ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что в платежных документах управляющей компанией не указываются сведения о коэффициенте трансформации общедомового прибора учета электроэнергии.
Разница показаний общедомового прибора электрической энергии (заводской номер N 786994) за период с июля по август, указанных в платежных документах за соответствующий период (за июль 2014 года показания: день - 6820, ночь 6739; за август 2014 года показания: день 6911; ночь - 6834) в 40 раз меньше фактически предъявленного к оплате объема потребления электрической энергии домом N 43б в платежном документе за август 2014 года.
Итого по показаниям прибора учета потреблено, в том числе на общедомовые нужды 186 кВт электроэнергии, а предъявлено к оплате собственникам дома в платежном документе за август в 40 раз больше - 7440 кВт.
Таким образом, общество "УК "РЭМП "Эльмаш" ежемесячно указывает в платежном документе и предъявляет к оплате собственникам дома N 43б по пр. Космонавтов в г. Екатеринбурге в 40 раз больше электрической энергии, чем зафиксировал общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный в доме.
Согласно подп. "д", "е", "л" п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
- объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
На основании установленных обстоятельств административным органом сделан вывод о том, что управляющей компанией не соблюдались требования подп. "д", "е", "л" п. 69 Правил N 354 о порядке предоставления информации в платежном документе.
Наличие установленных в ходе проверки обстоятельств, послуживших основанием для данного вывода, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнуто.
При таких обстоятельствах жилищной инспекцией правомерно предписано в срок до 10.11.2014 представить информацию в платежных документах в соответствии с п. 69 Правил N 354. В данном случае суд согласился с доводом жилищной инспекции о том, что отсутствие информации о коэффициенте трансформации общедомового прибора учета электроэнергии, об объеме потребленной/предоставленной электроэнергии, в том числе предоставленной на общедомовые нужды, о размере платы за услуги электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды, препятствует эффективному контролю и нарушает права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об услуге электроснабжения.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждены выявленные административным органом нарушения, на устранение которых направлено оспариваемое предписание. Изложенное в предписании требование заинтересованного лица устранить выявленные нарушения, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
Довод заявителя о том, что постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области сделан вывод о необоснованности требований ранее выданного предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20, в связи с чем отсутствовало основание для проведения внеплановой проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание, судом рассмотрен и отклонен.
Как следует из материалов дела, мировым судьей судебного участка N 9 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области при вынесении постановления от 02.07.2014 рассмотрен вопрос о привлечении общества "УК "РЭМП "Эльмаш" к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с неисполнением предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20. По результатам рассмотрения спора судьей вынесено постановление об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом оценки требований предписания. При этом вопрос о действительности предписания жилищной инспекции от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20 не входил в предмет судебного разбирательства, рассмотренного мировым судьей.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов рассматривают арбитражные суды в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, предписание жилищной инспекции от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20 недействительным не признавалось, установленный им срок исполнения (до 12.05.2014) не отменен. Письмом от 12.05.2014 N 1487 общество "УК "РЭМП "Эльмаш" уведомило жилищную инспекцию о частичном исполнении указанного предписания.
По правилам подп. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами является основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, на момент истечения срока исполнения предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20 у жилищной инспекции имелись правовые основания для проведения внеплановой проверки. В ходе новой внеплановой проверки подлежали повторному выявлению и доказыванию нарушения прав потребителей, которые следует устранить.
Ссылка заявителя на то, что проверка проведена на основании приказа от 08.08.2014 о проверке несуществующего предписания от 21.05.2014, судом не принята с учетом заявления заинтересованного лица о допущенной в приказе технической ошибке. Данная ошибка исправлена приказом от 04.09.2014 N 29-11-01-88/1, общество "УК "РЭМП "Эльмаш" об исправлении ошибки извещено, представитель заявителя на составление акта проверки явился. Нарушения, указанные в предписании от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20, выявлены повторно, сведений об их устранении не представлены в ходе проверки, а также в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд счел, что указанные заявителем обстоятельства не привели и не могли привести к нарушению его прав, и, соответственно, не могут служить основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" о признании незаконным и отмене предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 05.09.2014 N 29-01-03-88 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.01.2015 ПО ДЕЛУ N А60-48019/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N А60-48019/2014
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2015 года
Полный текст решения изготовлен 21 января 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.В. Рудковской рассмотрел в судебном заседании дело N А60-48019/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" (ИНН 6673135980, ОГРН 1056604948685, далее - общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ")
к ГОСЖИЛИНСПЕКЦИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131, далее - жилищная инспекция)
о признании незаконным и отмене предписания от 05.09.2014 N 29-01-03-88.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" - Макарова Н.В. (доверенность от 01.08.2013 N 459);
- жилищной инспекции - Иощенко А.А. (доверенность от 23.12.2014 N 29-04-17-89), Овсянникова Е.В. (доверенность от 23.12.2014 N 29-04-17-97).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания жилищной инспекции от 05.09.2014 N 29-01-03-88.
Определением от 21.11.2014 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 15.12.2014.
В предварительном судебном заседании суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Определением суда от 15.12.2014 (протокольное) судебное разбирательство отложено на 14.01.2015.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
жилищной инспекцией в период с 11.08.2014 по 05.09.2014 проведена внеплановая документарная проверка по выполнению предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20, вынесенного при проведении внеплановой документарной проверки дома расположенного по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 43б, по вопросу предоставления потребителям коммунальных услуг.
В ходе проверки установлено, что нарушен порядок предоставления информации в платежных документах, а именно:
1. Не представлена необходимая информация о коэффициенте трансформации общедомового прибора учета электроэнергии и достоверная информация об объеме потребленной/предоставленной электроэнергии, в том числе предоставленной на общедомовые нужды.
2. Не представлена информация о размере начисленной платы за услугу электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в платежном документе за декабрь 2013 года, май, июль, август 2014 года, о проведении корректировки платы за услугу отопления за 2010 год.
3. Представлена недостоверная информация о проведении корректировки платы за услугу отопления за 2010 год.
4. Нарушен порядок проведения корректировки платы за услугу отопления, потребленную в 2011 и 2012 году, в том числе излишне начислило собственникам жилых помещений за период с 2010 по 2012 годы в сумме 32 295 руб.
Административным органом сделан вывод, что за проверяемый период начисления за коммунальную услугу "отопление" должны производиться в соответствии с подп. "д", "е", "л" п. 69 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правил N 354); подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
По результатам проверки составлен акт проверки от 05.09.2014 N 29-11-02-88, а также вынесено предписание от 05.09.2014 N 29-01-03-88 устранить выявленные нарушения до 10.11.2014.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" обратилось с заявлением в арбитражный суд. Заявитель оспаривает выводы административного органа, ссылаясь на то, что постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга сделан вывод о необоснованности требований предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20. Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ", предусмотренного по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, прекращено.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что в удовлетворении заявленных обществом "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" требований следует отказать, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Статьей 8 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" закреплено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах):
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В соответствии с п. 161 Правил, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным указанными Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. органами государственного жилищного надзора, которыми являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рамках своей компетенции жилищная инспекция осуществляет полномочия по организации и контролю (надзору) за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, техническим состоянием жилищного фонда, соблюдением нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами, а также за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг; при выявлении события административного правонарушения - возбуждает дела и привлекает к административной ответственности в соответствии со ст. 7.21, 7.22, 7.23., ч. 1 ст. 7.23.1., ч. 4 ч. 5 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для реализации деятельности по контролю за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг должностные лица жилищной инспекции рассматривают обращения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам соблюдения обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам, проводят проверки соблюдения обязательных требований предоставления коммунальных услуг гражданам, выдают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг, направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением обязательных требований предоставления коммунальных услуг для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях, уголовных дел по признакам преступлений и т.д.
В соответствии с п. 8 Положения жилищная инспекция осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия: принимает предусмотренные законодательством РФ меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Для осуществления возложенных на нее полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований при предоставлении коммунальных услуг гражданам.
Судом установлено, что управляющей компанией дома N 43б по пр. Космонавтов г. Екатеринбург является общество "УК "РЭМП - "ЭЛЬМАШ".
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что заявителем не проведена ежегодная корректировка платы за услугу "отопления" за 2010 год, в результате собственникам жилых помещений излишне начислена плата за указанную услугу.
Согласно подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании установленных обстоятельств административным органом сделан вывод о том, что управляющей компанией при начислении платы за услугу "отопление" в 2010 году нарушен порядок, предусмотренный подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг.
Наличие установленных в ходе проверки обстоятельств, послуживших основанием для данного вывода, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнуто.
При таких обстоятельствах жилищной инспекцией правомерно предписано в срок до 10.11.2014 провести корректировку платы за услугу "отопление" за 2010 год в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Также в ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что при начислении собственникам жилых помещений платы за услугу "отопление" за 2011, 2012 годы управляющей компанией учтен объем тепловой энергии, потребленный домом для целей горячего водоснабжения и отопления. В результате плата за объем тепловой энергии, потребленный домом на цели горячего водоснабжения, предъявляется потребителям дважды (в составе сумм за отопления и в виде платы за горячее водоснабжение).
По правилам ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наличие установленных в ходе проверки обстоятельств, послуживших основанием для данного вывода, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнуто.
При таких обстоятельствах жилищной инспекцией правомерно предписано в срок до 10.11.2014 провести корректировку платы за услугу "отопление" за 2011, 2012 годы в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Также в ходе проверки жилищной инспекцией установлено, что в платежных документах управляющей компанией не указываются сведения о коэффициенте трансформации общедомового прибора учета электроэнергии.
Разница показаний общедомового прибора электрической энергии (заводской номер N 786994) за период с июля по август, указанных в платежных документах за соответствующий период (за июль 2014 года показания: день - 6820, ночь 6739; за август 2014 года показания: день 6911; ночь - 6834) в 40 раз меньше фактически предъявленного к оплате объема потребления электрической энергии домом N 43б в платежном документе за август 2014 года.
Итого по показаниям прибора учета потреблено, в том числе на общедомовые нужды 186 кВт электроэнергии, а предъявлено к оплате собственникам дома в платежном документе за август в 40 раз больше - 7440 кВт.
Таким образом, общество "УК "РЭМП "Эльмаш" ежемесячно указывает в платежном документе и предъявляет к оплате собственникам дома N 43б по пр. Космонавтов в г. Екатеринбурге в 40 раз больше электрической энергии, чем зафиксировал общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный в доме.
Согласно подп. "д", "е", "л" п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
- объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
- общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
- другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
На основании установленных обстоятельств административным органом сделан вывод о том, что управляющей компанией не соблюдались требования подп. "д", "е", "л" п. 69 Правил N 354 о порядке предоставления информации в платежном документе.
Наличие установленных в ходе проверки обстоятельств, послуживших основанием для данного вывода, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами и заявителем не опровергнуто.
При таких обстоятельствах жилищной инспекцией правомерно предписано в срок до 10.11.2014 представить информацию в платежных документах в соответствии с п. 69 Правил N 354. В данном случае суд согласился с доводом жилищной инспекции о том, что отсутствие информации о коэффициенте трансформации общедомового прибора учета электроэнергии, об объеме потребленной/предоставленной электроэнергии, в том числе предоставленной на общедомовые нужды, о размере платы за услуги электроснабжения, предоставленные на общедомовые нужды, препятствует эффективному контролю и нарушает права потребителей на получение необходимой и достоверной информации об услуге электроснабжения.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждены выявленные административным органом нарушения, на устранение которых направлено оспариваемое предписание. Изложенное в предписании требование заинтересованного лица устранить выявленные нарушения, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
Довод заявителя о том, что постановлением мирового судьи судебного участка N 9 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области сделан вывод о необоснованности требований ранее выданного предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20, в связи с чем отсутствовало основание для проведения внеплановой проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание, судом рассмотрен и отклонен.
Как следует из материалов дела, мировым судьей судебного участка N 9 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области при вынесении постановления от 02.07.2014 рассмотрен вопрос о привлечении общества "УК "РЭМП "Эльмаш" к ответственности по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с неисполнением предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20. По результатам рассмотрения спора судьей вынесено постановление об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом оценки требований предписания. При этом вопрос о действительности предписания жилищной инспекции от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20 не входил в предмет судебного разбирательства, рассмотренного мировым судьей.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов рассматривают арбитражные суды в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, предписание жилищной инспекции от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20 недействительным не признавалось, установленный им срок исполнения (до 12.05.2014) не отменен. Письмом от 12.05.2014 N 1487 общество "УК "РЭМП "Эльмаш" уведомило жилищную инспекцию о частичном исполнении указанного предписания.
По правилам подп. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами является основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, на момент истечения срока исполнения предписания от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20 у жилищной инспекции имелись правовые основания для проведения внеплановой проверки. В ходе новой внеплановой проверки подлежали повторному выявлению и доказыванию нарушения прав потребителей, которые следует устранить.
Ссылка заявителя на то, что проверка проведена на основании приказа от 08.08.2014 о проверке несуществующего предписания от 21.05.2014, судом не принята с учетом заявления заинтересованного лица о допущенной в приказе технической ошибке. Данная ошибка исправлена приказом от 04.09.2014 N 29-11-01-88/1, общество "УК "РЭМП "Эльмаш" об исправлении ошибки извещено, представитель заявителя на составление акта проверки явился. Нарушения, указанные в предписании от 21.03.2014 N 29-11-03-19/20, выявлены повторно, сведений об их устранении не представлены в ходе проверки, а также в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах суд счел, что указанные заявителем обстоятельства не привели и не могли привести к нарушению его прав, и, соответственно, не могут служить основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП - "ЭЛЬМАШ" о признании незаконным и отмене предписания Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области от 05.09.2014 N 29-01-03-88 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)