Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "03" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" февраля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от административного органа (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Машниной Т.А., представителя по доверенности от 15.01.2014 N 31,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" ноября 2013 года по делу N А33-12494/2013, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (ИНН 2460067897, ОГРН 1052460025419) (далее - заявитель, ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) (далее - ответчик, Служба) с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании недействительным пунктов 1, 2, 4 предписания от 09.07.2013 N 903.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 ноября 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, полагая, что оспариваемым предписанием на него незаконно возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.
Из апелляционной жалобы следует, что у Службы отсутствовали основания для проведения внеплановой выездной проверки, что, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является грубым нарушением процедуры проведения проверки.
По мнению ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" работы по оснащению многоквартирных домов приборами учета, выполнение которых является капитальным ремонтом, могут быть проведены лишь с согласия собственников помещений и за счет их денежных средств. Указанные в предписании мероприятия не могут быть выполнены обществом без согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме, при этом решение общего собрания собственников по установке общедомовых приборов учета управляющей организацией отсутствует.
Общество указывает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на заявителя, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией, действия по оснащению приборами учета обязана осуществить ресурсоснабжающая организация.
Кроме того, общество указывает, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены применительно к ООО УК "Красжилсервис" тогда как лицом которому выдано предписание является ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс".
Служба в представленном отзыве не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы к в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" на основании договоров управления многоквартирным домом от 15.09.2006, от 30.11.2006 осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского, 14 и 14 "а".
В пункте 1.1 договоров управления сторонами определен предмет: предметом договора является оказание услуг по управлению и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
На основании поступившего обращения в соответствии с приказом от 03.07.2013 N 2737-ж Служба провела проверку соблюдения ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" требований жилищного законодательства при управлении жилым домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского, 14 и 14 "а".
В рамках проведенной проверки Службой были установлены нарушения требований по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, а также требований энергетической эффективности при управлении многоквартирным домом по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского, 14 и 14 "а", выразившиеся в отсутствии общедомовых коллективных приборов учета тепловой энергии, электрической энергии и горячей воды. Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.07.2013 N 903.
По результатам проведенной проверки выдано предписание от 09.07.2013 N 903 содержащее следующие требования:
1) установить общедомовые (коллективные) приборы учета расхода горячей воды в многоквартирных домах N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
2) установить общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
3) произвести замену ламп накаливания в местах общего пользования многоквартирных домов N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
4) установить общедомовые (коллективные) приборы учета электрической энергии в многоквартирных домах N 14 и N 14 "а";
5) привести в соответствие тепловую изоляцию на трубопроводах системы отопления, расположенных в подвальных помещениях, многоквартирных домов N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
6) привести в соответствие тепловую изоляцию на трубопроводах системы горячего водоснабжения, расположенных в подвальных помещениях, многоквартирных домов N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс", полагая, что предписание от 09.07.2013 N 903 в части пунктов 1, 2, 4, обязывающих установить общедомовые приборы учета тепловой энергии, электрической энергии и горячей воды, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным в оспариваемой части.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3.3 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, оспариваемое предписание от 09.07.2013 N 903 вынесено Службой в пределах предоставленных ей полномочий.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, что, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является грубым нарушением процедуры проведения проверки.
Как следует из материалов дела, Службой в отношении заявителя проведена внеплановая проверка в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу пункта "в" части 2 статьи 10 указанного Закона, основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Проверка проведена на основании приказа временно замещающего должность заместителя руководителя Службы Хамардюк Е.А., из содержания которого следует, что основанием для проведения внеплановой проверки общества является поступившее в Службу обращение (от 02.07.2013) о нарушении прав потребителей прав предоставлении жилищных и коммунальных услуг. В материалы дела представлено обращение физического лица с жалобой на действия (бездействие) общества.
Таким образом, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основания для проведения внеплановой проверки у Службы имелись.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки признаются недействительными, предусмотрен статьей 20 указанного Закона.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки признаются недействительными. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя о том, что он не является субъектом исполнения обязанности по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, мотивированный тем, что эта обязанность действующим законодательством возложена на собственников помещений в многоквартирном доме и должна исполняться ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с Законом об энергосбережении постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Перечень).
Пунктами 4, 6, 8 Перечня предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установке коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, при этом в качестве ответственного лица указана управляющая организация.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей воды и электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На этом основании подлежат отклонению как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что работы по оснащению многоквартирных домов приборами учета, выполнение которых является капитальным ремонтом, могут быть проведены лишь на основании решения собственников помещений, которое у общества отсутствует; о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на общество, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией; о том, что действия по оснащению приборами учета обязана осуществить ресурсоснабжающая организация.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Исходя из статьи 13 Закона об энергоснабжении, статьи 161 Жилищного кодекса, пункта 11 Правил, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Согласно положениям части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как следует из материалов дела, заявитель управляет жилыми домами, расположенными в г. Красноярске по ул. Менжинского, 14 и 14 "а". Таким образом, лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов по ул. Менжинского, 14 и 14 "а" в г. Красноярске и обязанным установить в них общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов, является заявитель как управляющая этими домами организация.
Заявитель не представил доказательства того, что в момент проверки общедомовые приборы учета тепловой энергии, общедомовые приборы учета горячей воды и общедомовые приборы учета электрической энергии в спорных домах были установлены, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Службы правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Предписание от 09.07.2013 N 903 в части пунктов 1, 2, 4 обязывающее заявителя установить общедомовые приборы учета энергетических ресурсов, является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в силу статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28, 31 и 42 Правил расходы, понесенные управляющей компанией на выполнение обязательных требований законодательства по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме, возмещаются за счет средств, полученных от собственников помещений этого многоквартирного дома.
Оспариваемое предписание соответствует требованиям исполнимости, заявитель не представил доказательства того, что указанные в нем требования об установке общедомовых приборов учета не могут быть выполнены в установленный службой срок.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество указывает, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены применительно к ООО УК "Красжилсервис", тогда как лицом, в отношении которого вынесено предписание, является ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс".
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным доводом. Вместе с тем считает, что ошибочное указание в описательной части решения на ООО УК "Красжилсервис" вместо ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" не является основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" ноября 2013 года по делу N А33-12494/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2014 ПО ДЕЛУ N А33-12494/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. по делу N А33-12494/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "03" февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" февраля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от административного органа (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Машниной Т.А., представителя по доверенности от 15.01.2014 N 31,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" ноября 2013 года по делу N А33-12494/2013, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания Железнодорожного района г. Красноярска "Жилищно-коммунальный ресурс" (ИНН 2460067897, ОГРН 1052460025419) (далее - заявитель, ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582) (далее - ответчик, Служба) с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании недействительным пунктов 1, 2, 4 предписания от 09.07.2013 N 903.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 ноября 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, полагая, что оспариваемым предписанием на него незаконно возложена обязанность по установке общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.
Из апелляционной жалобы следует, что у Службы отсутствовали основания для проведения внеплановой выездной проверки, что, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является грубым нарушением процедуры проведения проверки.
По мнению ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" работы по оснащению многоквартирных домов приборами учета, выполнение которых является капитальным ремонтом, могут быть проведены лишь с согласия собственников помещений и за счет их денежных средств. Указанные в предписании мероприятия не могут быть выполнены обществом без согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме, при этом решение общего собрания собственников по установке общедомовых приборов учета управляющей организацией отсутствует.
Общество указывает, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на заявителя, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией, действия по оснащению приборами учета обязана осуществить ресурсоснабжающая организация.
Кроме того, общество указывает, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены применительно к ООО УК "Красжилсервис" тогда как лицом которому выдано предписание является ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс".
Служба в представленном отзыве не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс", уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы к в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс".
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" на основании договоров управления многоквартирным домом от 15.09.2006, от 30.11.2006 осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского, 14 и 14 "а".
В пункте 1.1 договоров управления сторонами определен предмет: предметом договора является оказание услуг по управлению и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
На основании поступившего обращения в соответствии с приказом от 03.07.2013 N 2737-ж Служба провела проверку соблюдения ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" требований жилищного законодательства при управлении жилым домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского, 14 и 14 "а".
В рамках проведенной проверки Службой были установлены нарушения требований по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, а также требований энергетической эффективности при управлении многоквартирным домом по адресу: г. Красноярск, ул. Менжинского, 14 и 14 "а", выразившиеся в отсутствии общедомовых коллективных приборов учета тепловой энергии, электрической энергии и горячей воды. Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.07.2013 N 903.
По результатам проведенной проверки выдано предписание от 09.07.2013 N 903 содержащее следующие требования:
1) установить общедомовые (коллективные) приборы учета расхода горячей воды в многоквартирных домах N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
2) установить общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
3) произвести замену ламп накаливания в местах общего пользования многоквартирных домов N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
4) установить общедомовые (коллективные) приборы учета электрической энергии в многоквартирных домах N 14 и N 14 "а";
5) привести в соответствие тепловую изоляцию на трубопроводах системы отопления, расположенных в подвальных помещениях, многоквартирных домов N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
6) привести в соответствие тепловую изоляцию на трубопроводах системы горячего водоснабжения, расположенных в подвальных помещениях, многоквартирных домов N 14 и N 14 "а" по ул. Менжинского;
ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс", полагая, что предписание от 09.07.2013 N 903 в части пунктов 1, 2, 4, обязывающих установить общедомовые приборы учета тепловой энергии, электрической энергии и горячей воды, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным в оспариваемой части.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3.3 Положения о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, оспариваемое предписание от 09.07.2013 N 903 вынесено Службой в пределах предоставленных ей полномочий.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, что, в силу статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является грубым нарушением процедуры проведения проверки.
Как следует из материалов дела, Службой в отношении заявителя проведена внеплановая проверка в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу пункта "в" части 2 статьи 10 указанного Закона, основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Проверка проведена на основании приказа временно замещающего должность заместителя руководителя Службы Хамардюк Е.А., из содержания которого следует, что основанием для проведения внеплановой проверки общества является поступившее в Службу обращение (от 02.07.2013) о нарушении прав потребителей прав предоставлении жилищных и коммунальных услуг. В материалы дела представлено обращение физического лица с жалобой на действия (бездействие) общества.
Таким образом, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основания для проведения внеплановой проверки у Службы имелись.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки признаются недействительными, предусмотрен статьей 20 указанного Закона.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки признаются недействительными. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя о том, что он не является субъектом исполнения обязанности по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов, мотивированный тем, что эта обязанность действующим законодательством возложена на собственников помещений в многоквартирном доме и должна исполняться ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 Жилищного кодекса).
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 28 и 31 Правил, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с Законом об энергосбережении постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Перечень).
Пунктами 4, 6, 8 Перечня предусмотрена обязанность ответственного лица по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установке коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды и установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, при этом в качестве ответственного лица указана управляющая организация.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей воды и электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, с даты вступления в силу Закона об энергосбережении (27.11.2009) работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На этом основании подлежат отклонению как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что работы по оснащению многоквартирных домов приборами учета, выполнение которых является капитальным ремонтом, могут быть проведены лишь на основании решения собственников помещений, которое у общества отсутствует; о том, что обязанность по установке общедомовых приборов учета не может быть возложена на общество, поскольку оно не является ресурсоснабжающей организацией; о том, что действия по оснащению приборами учета обязана осуществить ресурсоснабжающая организация.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил.
Исходя из статьи 13 Закона об энергоснабжении, статьи 161 Жилищного кодекса, пункта 11 Правил, обязанность по оплате расходов по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с возмещением расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Согласно положениям части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Указанная норма не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Как следует из материалов дела, заявитель управляет жилыми домами, расположенными в г. Красноярске по ул. Менжинского, 14 и 14 "а". Таким образом, лицом, ответственным за содержание многоквартирных домов по ул. Менжинского, 14 и 14 "а" в г. Красноярске и обязанным установить в них общедомовые приборы учета используемых энергетических ресурсов, является заявитель как управляющая этими домами организация.
Заявитель не представил доказательства того, что в момент проверки общедомовые приборы учета тепловой энергии, общедомовые приборы учета горячей воды и общедомовые приборы учета электрической энергии в спорных домах были установлены, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Службы правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Предписание от 09.07.2013 N 903 в части пунктов 1, 2, 4 обязывающее заявителя установить общедомовые приборы учета энергетических ресурсов, является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в силу статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28, 31 и 42 Правил расходы, понесенные управляющей компанией на выполнение обязательных требований законодательства по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном доме, возмещаются за счет средств, полученных от собственников помещений этого многоквартирного дома.
Оспариваемое предписание соответствует требованиям исполнимости, заявитель не представил доказательства того, что указанные в нем требования об установке общедомовых приборов учета не могут быть выполнены в установленный службой срок.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество указывает, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены применительно к ООО УК "Красжилсервис", тогда как лицом, в отношении которого вынесено предписание, является ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс".
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным доводом. Вместе с тем считает, что ошибочное указание в описательной части решения на ООО УК "Красжилсервис" вместо ООО УК "Жилищно-коммунальный ресурс" не является основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования является законным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" ноября 2013 года по делу N А33-12494/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)