Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцам отказано в предоставлении жилого помещения взамен признанного аварийным и непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бриткова М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
судей Ашихминой Е.Ю., Макаровой Ю.М.,
при секретаре С.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по исковому заявлению А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты> к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе И.А.Х. <данные изъяты>,
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 30.05.2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований А.Х. <данные изъяты> и И.А.Х. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты> к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении в границах муниципального образования "Город Шарыпово Красноярского края" по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 53,7 кв. м, - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Супруги А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты> обратились в суд с иском к Администрации г. Шарыпово о предоставлении вне очереди жилого помещения, общей площадью 53,7 кв. м, т.е. равнозначного по площади ранее занимаемой ими квартиры <адрес>, признанного аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу. Свои требования истцы мотивировали тем, что А.Х. <данные изъяты> с 22.07.2008 года является собственником двухкомнатной квартиры <адрес>. Впоследствии, 02.09.2008 года в указанной квартире в качестве членов семьи собственника были зарегистрированы: И.А.Х. <данные изъяты> и несовершеннолетние дети: И.А.А. <данные изъяты>. (21.01.2004 г.р.), И.М.А. <данные изъяты>. (15.02.2006 г.р.), И.А.А. <данные изъяты>. (06.09.2007 г.р.). Истцы неоднократно обращались в Администрацию г. Шарыпово и с требованием о предоставлении им жилого помещения, равнозначного по площади, ранее занимаемой квартире N 13, признанной аварийной и непригодной для проживания; однако, до настоящего времени их требования не удовлетворены в добровольном порядке. Кроме того, один из детей является инвалидом, в связи с чем, он нуждается в особой заботе государства.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе И.А.Х. <данные изъяты>, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на неверное определение фактических обстоятельств дела, просит отменить решение суда.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон: А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, представителя 3-го лица: органа опеки и попечительства администрации г. Шарыпово, своевременно и надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела (л.д. 79 - 82); не предоставивших в суд доказательств уважительности неявки в суд.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований, заслушав доводы представителя Администрации г. Шарыпово - С.О. (по доверенности от 23.04.2013 года) возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Разрешая заявленные требования, суд 1-й инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что вышеназванные исковые требования А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>. удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствуют правовые основания для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма, так как истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не признаны в установленном законом порядке малоимущими и не относятся в иным категориям граждан, которым жилое помещение может быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма.
Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, из которых видно, что решением администрации г. Шарыпово N 32-158 от 11.01.2001 года утвержден акт межведомственной комиссии от 05.06.2000 года, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, в сборно-щитовом исполнении, введенный в эксплуатацию в 1982 году, является непригодным для проживания и подлежит сносу (процент износа составляет 67%).
Решением Шарыповского городского совета Красноярского края "О согласовании порядка сноса ветхого жилья в поселке Дубинино города Шарыпово" N 40-285 от 22.03.2005 г. дом <адрес>, включен в перечень домов, подлежащих сносу.
По договору купли-продажи от 07.07.2008 г. А.Х. <данные изъяты> купила в собственность квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. В пункте 9 указанного договора указано, что покупатель с качественным и техническим состоянием квартиры ознакомлен и претензий не имеет. Данный договор был в установленном законом порядке зарегистрирован за А.Х. <данные изъяты> 22.07.2008 года.
28.09.2007 года между И.А.Х. <данные изъяты> и А.Х. <данные изъяты>. был зарегистрирован брак, супруги имеют несовершеннолетних сыновей: И.А.А. <данные изъяты>. (06.09.2007 г.р.), И.М.А. <данные изъяты> (21.01.2004 г.р.), И.А.А. <данные изъяты>. (15.02.2006 г.р.).
Согласно выписке из домовой книги, в квартире <адрес>, состояли на регистрационном учете: А.Х. <данные изъяты>, дети: А.А. (И.А.А.) <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты> с 02.09.2008 года по 24.07.2009 года; И.А.Х. <данные изъяты> с 02.09.2008 года по 01.09.2009 года.
Из справки администрации Ново-Шаройского сельского поселения N 634 следует, что И.А.Х. <данные изъяты> проживает в селе <адрес>, из справки администрации Ново-Шаройского сельского поселения N 636 следует, что И.А.Х. <данные изъяты> не имеет собственного домовладения.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республики от 14.05.2013 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на объекты недвижимого имущества за истцами не зарегистрировано.
Из справки КУМИиЗО Администрации города Шарыпово от 08.05.2013 года видно, что А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации города Шарыпово не состоят.
Суд 1-й инстанции, проверяя доводы истцов, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в настоящее время согласия органа местного самоуправления по предоставлению жилья А.Х., как собственнику жилого помещения, взамен изымаемого; истцы малоимущими в установленном законом порядке не признаны; не приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, у Администрации г. Шарыпово не возникла обязанность по предоставлению им жилья по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы об обязанности государственных органов и органов местного самоуправления предоставить собственнику квартиры при сносе дома другое равноценное жилое помещение судебная коллегия находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном главы 25 ГПК РФ.
Статьей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одним из которых является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном Порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЖК РФ, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным ЖК РФ, следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ.
Если жилые помещения в подлежащем сносу доме принадлежат гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении ему иного жилья следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у его собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8 статьи 32 ЖК РФ).
При применении п. 8 ст. 32 ЖК РФ необходимо руководствоваться подпунктом "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного, отсутствия со стороны ответчика признания иска, судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>. и возложения на администрацию г. Шарыпово обязанности по предоставлению им равнозначного иного жилого помещения, общей площадью 53,7 кв. м.
Данные выводы в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Ссылка в апелляционной жалобе на Закон Красноярского края от 06.07.2005 года N 3648 "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в п. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края" не может быть признана состоятельной, поскольку предоставление жилого помещения по указанному Закону осуществляется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и также предполагает наличие соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, которое в данном случае достигнуто не было.
Оценивая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 30.05.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу И.А.Х. <данные изъяты>. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 05.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7186/2013
Требование: О предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцам отказано в предоставлении жилого помещения взамен признанного аварийным и непригодным для проживания.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2013 г. по делу N 33-7186/2013
Судья Бриткова М.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Елисеевой А.Л.,
судей Ашихминой Е.Ю., Макаровой Ю.М.,
при секретаре С.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Елисеевой А.Л.,
гражданское дело по исковому заявлению А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты> к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе И.А.Х. <данные изъяты>,
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 30.05.2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований А.Х. <данные изъяты> и И.А.Х. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты> к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении в границах муниципального образования "Город Шарыпово Красноярского края" по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 53,7 кв. м, - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
Супруги А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты> обратились в суд с иском к Администрации г. Шарыпово о предоставлении вне очереди жилого помещения, общей площадью 53,7 кв. м, т.е. равнозначного по площади ранее занимаемой ими квартиры <адрес>, признанного аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу. Свои требования истцы мотивировали тем, что А.Х. <данные изъяты> с 22.07.2008 года является собственником двухкомнатной квартиры <адрес>. Впоследствии, 02.09.2008 года в указанной квартире в качестве членов семьи собственника были зарегистрированы: И.А.Х. <данные изъяты> и несовершеннолетние дети: И.А.А. <данные изъяты>. (21.01.2004 г.р.), И.М.А. <данные изъяты>. (15.02.2006 г.р.), И.А.А. <данные изъяты>. (06.09.2007 г.р.). Истцы неоднократно обращались в Администрацию г. Шарыпово и с требованием о предоставлении им жилого помещения, равнозначного по площади, ранее занимаемой квартире N 13, признанной аварийной и непригодной для проживания; однако, до настоящего времени их требования не удовлетворены в добровольном порядке. Кроме того, один из детей является инвалидом, в связи с чем, он нуждается в особой заботе государства.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе И.А.Х. <данные изъяты>, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на неверное определение фактических обстоятельств дела, просит отменить решение суда.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон: А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, представителя 3-го лица: органа опеки и попечительства администрации г. Шарыпово, своевременно и надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела (л.д. 79 - 82); не предоставивших в суд доказательств уважительности неявки в суд.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований, заслушав доводы представителя Администрации г. Шарыпово - С.О. (по доверенности от 23.04.2013 года) возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Разрешая заявленные требования, суд 1-й инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что вышеназванные исковые требования А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>. удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствуют правовые основания для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма, так как истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не признаны в установленном законом порядке малоимущими и не относятся в иным категориям граждан, которым жилое помещение может быть предоставлено во внеочередном порядке по договору социального найма.
Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, из которых видно, что решением администрации г. Шарыпово N 32-158 от 11.01.2001 года утвержден акт межведомственной комиссии от 05.06.2000 года, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, в сборно-щитовом исполнении, введенный в эксплуатацию в 1982 году, является непригодным для проживания и подлежит сносу (процент износа составляет 67%).
Решением Шарыповского городского совета Красноярского края "О согласовании порядка сноса ветхого жилья в поселке Дубинино города Шарыпово" N 40-285 от 22.03.2005 г. дом <адрес>, включен в перечень домов, подлежащих сносу.
По договору купли-продажи от 07.07.2008 г. А.Х. <данные изъяты> купила в собственность квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. В пункте 9 указанного договора указано, что покупатель с качественным и техническим состоянием квартиры ознакомлен и претензий не имеет. Данный договор был в установленном законом порядке зарегистрирован за А.Х. <данные изъяты> 22.07.2008 года.
28.09.2007 года между И.А.Х. <данные изъяты> и А.Х. <данные изъяты>. был зарегистрирован брак, супруги имеют несовершеннолетних сыновей: И.А.А. <данные изъяты>. (06.09.2007 г.р.), И.М.А. <данные изъяты> (21.01.2004 г.р.), И.А.А. <данные изъяты>. (15.02.2006 г.р.).
Согласно выписке из домовой книги, в квартире <адрес>, состояли на регистрационном учете: А.Х. <данные изъяты>, дети: А.А. (И.А.А.) <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты> с 02.09.2008 года по 24.07.2009 года; И.А.Х. <данные изъяты> с 02.09.2008 года по 01.09.2009 года.
Из справки администрации Ново-Шаройского сельского поселения N 634 следует, что И.А.Х. <данные изъяты> проживает в селе <адрес>, из справки администрации Ново-Шаройского сельского поселения N 636 следует, что И.А.Х. <данные изъяты> не имеет собственного домовладения.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республики от 14.05.2013 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на объекты недвижимого имущества за истцами не зарегистрировано.
Из справки КУМИиЗО Администрации города Шарыпово от 08.05.2013 года видно, что А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>, И.М.А. <данные изъяты>, И.А.А. <данные изъяты>. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации города Шарыпово не состоят.
Суд 1-й инстанции, проверяя доводы истцов, обоснованно пришел к выводу об отсутствии в настоящее время согласия органа местного самоуправления по предоставлению жилья А.Х., как собственнику жилого помещения, взамен изымаемого; истцы малоимущими в установленном законом порядке не признаны; не приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, у Администрации г. Шарыпово не возникла обязанность по предоставлению им жилья по п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы об обязанности государственных органов и органов местного самоуправления предоставить собственнику квартиры при сносе дома другое равноценное жилое помещение судебная коллегия находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном главы 25 ГПК РФ.
Статьей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одним из которых является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном Порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ЖК РФ, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным ЖК РФ, следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ.
Если жилые помещения в подлежащем сносу доме принадлежат гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении ему иного жилья следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у его собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8 статьи 32 ЖК РФ).
При применении п. 8 ст. 32 ЖК РФ необходимо руководствоваться подпунктом "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.09 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного, отсутствия со стороны ответчика признания иска, судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска А.Х. <данные изъяты>, И.А.Х. <данные изъяты>. и возложения на администрацию г. Шарыпово обязанности по предоставлению им равнозначного иного жилого помещения, общей площадью 53,7 кв. м.
Данные выводы в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Ссылка в апелляционной жалобе на Закон Красноярского края от 06.07.2005 года N 3648 "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в п. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края" не может быть признана состоятельной, поскольку предоставление жилого помещения по указанному Закону осуществляется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ и также предполагает наличие соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, которое в данном случае достигнуто не было.
Оценивая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 30.05.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу И.А.Х. <данные изъяты>. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)