Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Логиновой О.А., судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгих Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2015 по делу N А43-5143/2015, принятое судьей Белозеровой Ю.Б., по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659), г. Владимир, к ответчикам: 1) открытому акционерному обществу "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219), г. Москва, 2) Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва,
о взыскании расходов на установку узлов учета тепловой энергии,
при участии:
- от истца - Зимин А.С. по доверенности от 30.04.2015;
- от РФ в лице Минобороны - Константинова Ю.В. по доверенности от 05.02.2015;
- от ОАО "Славянка" - представитель не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
в том числе путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Славянка", о взыскании 820 747 руб. задолженности по возмещению расходов по установке общедомового прибора учета используемых энергетических ресурсов.
Определением суда от 20.05.2015 пот ходатайству истца в качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Исковые требования заявлены на основании статей 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 820 747 рублей задолженности по возмещению расходов на установку ОДПУ. В иске к ОАО "Славянка" отказал.
Не согласившись с принятым решением, РФ в лице Министерства обороны Российской Федерации обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы сводятся к тому, что при наличии в многоквартирных домах управляющих компаний именно они являются лицами для решения всех вопросов управления этим домами, поэтому управляющие организации обязаны оплатить ресурсоснабжающей организации денежные средства в возмещение ее затрат на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Просит решение суда отменить, в удовлетворении иска за счет РФ отказать.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал.
Истец в судебном заседании и в отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы.
ОАО "Славянка" в судебное заседание не явилось, отзыв не представило, извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ОАО "Славянка", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения общежитий, расположенных в г. Владимире по адресу: ул. Проспект строителей, д. 13д, ул. Красноармейская, д. 47, д. 47а, ул. Чайковского, д. 48.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 27.12.2010 N 07-6267 указанные объекты являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации, является Министерство обороны Российской Федерации. Пунктом 71 статьи 7 Положения предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
На основании результатов закрытого конкурса между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и открытым акционерным обществом "Славянка" (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
В соответствии с пунктом 2.2 договора управляющая компания по заданию заказчика в соответствии с приложениями к договору обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков Министерства обороны Российской Федерации, передаваемого в управление управляющей компании (приложение N 1 к договору), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность.
Из приложения N 1 к договору следует, что в перечень объектов, обслуживаемых открытым акционерным обществом "Славянка", включены общежития, расположенные по адресам: ул. Проспект строителей, д. 13д, ул. Красноармейская, д. 47, д. 47а, ул. Чайковского, д. 48 г. Владимира.
В силу статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 13.11.09 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность в срок до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых вод и тепловой энергии, а в случае ее неисполнения обязанность по оснащению домов общедомовыми приборами учета возложена на организацию, которая осуществляет снабжение водой и тепловой энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.
Из искового заявления следует, что собственник объектов специализированного жилищного фонда, не исполнил обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета, в результате чего истец произвел мероприятия по оснащению коллективным прибором учета многоквартирных домов (общежитий) N 13д по ул. Проспект строителей, N 47, N 47а по ул. Красноармейская, N 48 по ул. Чайковского г. Владимира путем заключения договора генерального подряда на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ от 17.12.2012 N ВКС/ГП-ОДПУ с обществом с ограниченной ответственностью "РКС-Инжиниринг" в спорных домах. Работы по установке приборов учета по договору завершены 26.11.2013, о чем подписаны акты приемки выполненных работ.
Стоимость работ по проектированию, монтажу и вводу в эксплуатацию прибора учета, подлежащая возмещению, по расчету истца составила 820 747 руб.
Отсутствие возмещения расходов на установку общедомового прибора учета послужило истцу основанием для обращения в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском.
Суды первой инстанции удовлетворив иск, исходил из того, что обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета, используемых энергетических ресурсов, как и обязанность по оплате расходов ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов возложена на РФ в лице Минобороны, как на собственника помещений в многоквартирных домах (общежитиях).
Выводы суда основаны на статьях 36, 37 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктах 5, 6 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пунктах 2, 5 и 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Действующее законодательство в жилищной сфере обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требования, установленного в пункте 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета, используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В случае невыполнения данных предписаний закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38(1) Правил N 491).
Как следует из системного толкования статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием "управление многоквартирным домом", в которое входит и оборудование дома коллективными (общедомовыми) приборами учета.
ОАО "Славянка" возражений по сумме расходов истца не заявила.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции счел необходимым изменить судебный акт и взыскать задолженность по возмещению расходов на установку ОДПУ с управляющей компании коей является ОАО "Славянка".
В отношении РФ в лице Минобороны РФ исковые требования удовлетворению не подлежат в связи с вышеизложенным.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит изменению так как не соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, то вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2015 по делу N А43-5143/2015 изменить, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва - удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка", г. Москва, (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219) в пользу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир, (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659), 820 747 рублей задолженности и 19 415 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2015 ПО ДЕЛУ N А43-5143/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. по делу N А43-5143/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Логиновой О.А., судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгих Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2015 по делу N А43-5143/2015, принятое судьей Белозеровой Ю.Б., по иску открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659), г. Владимир, к ответчикам: 1) открытому акционерному обществу "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219), г. Москва, 2) Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва,
о взыскании расходов на установку узлов учета тепловой энергии,
при участии:
- от истца - Зимин А.С. по доверенности от 30.04.2015;
- от РФ в лице Минобороны - Константинова Ю.В. по доверенности от 05.02.2015;
- от ОАО "Славянка" - представитель не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания,
в том числе путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Славянка", о взыскании 820 747 руб. задолженности по возмещению расходов по установке общедомового прибора учета используемых энергетических ресурсов.
Определением суда от 20.05.2015 пот ходатайству истца в качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Исковые требования заявлены на основании статей 210, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением от 26.06.2015 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации 820 747 рублей задолженности по возмещению расходов на установку ОДПУ. В иске к ОАО "Славянка" отказал.
Не согласившись с принятым решением, РФ в лице Министерства обороны Российской Федерации обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы сводятся к тому, что при наличии в многоквартирных домах управляющих компаний именно они являются лицами для решения всех вопросов управления этим домами, поэтому управляющие организации обязаны оплатить ресурсоснабжающей организации денежные средства в возмещение ее затрат на установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Просит решение суда отменить, в удовлетворении иска за счет РФ отказать.
В судебном заседании заявитель доводы жалобы поддержал.
Истец в судебном заседании и в отзыве возразил против доводов апелляционной жалобы.
ОАО "Славянка" в судебное заседание не явилось, отзыв не представило, извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ОАО "Славянка", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции открытое акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения общежитий, расположенных в г. Владимире по адресу: ул. Проспект строителей, д. 13д, ул. Красноармейская, д. 47, д. 47а, ул. Чайковского, д. 48.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 27.12.2010 N 07-6267 указанные объекты являются собственностью Российской Федерации.
В соответствии с положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации, является Министерство обороны Российской Федерации. Пунктом 71 статьи 7 Положения предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
На основании результатов закрытого конкурса между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и открытым акционерным обществом "Славянка" (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
В соответствии с пунктом 2.2 договора управляющая компания по заданию заказчика в соответствии с приложениями к договору обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков Министерства обороны Российской Федерации, передаваемого в управление управляющей компании (приложение N 1 к договору), предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом военных городков деятельность.
Из приложения N 1 к договору следует, что в перечень объектов, обслуживаемых открытым акционерным обществом "Славянка", включены общежития, расположенные по адресам: ул. Проспект строителей, д. 13д, ул. Красноармейская, д. 47, д. 47а, ул. Чайковского, д. 48 г. Владимира.
В силу статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 13.11.09 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность в срок до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых вод и тепловой энергии, а в случае ее неисполнения обязанность по оснащению домов общедомовыми приборами учета возложена на организацию, которая осуществляет снабжение водой и тепловой энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.
Из искового заявления следует, что собственник объектов специализированного жилищного фонда, не исполнил обязанность по установке коллективного (общедомового) прибора учета, в результате чего истец произвел мероприятия по оснащению коллективным прибором учета многоквартирных домов (общежитий) N 13д по ул. Проспект строителей, N 47, N 47а по ул. Красноармейская, N 48 по ул. Чайковского г. Владимира путем заключения договора генерального подряда на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ от 17.12.2012 N ВКС/ГП-ОДПУ с обществом с ограниченной ответственностью "РКС-Инжиниринг" в спорных домах. Работы по установке приборов учета по договору завершены 26.11.2013, о чем подписаны акты приемки выполненных работ.
Стоимость работ по проектированию, монтажу и вводу в эксплуатацию прибора учета, подлежащая возмещению, по расчету истца составила 820 747 руб.
Отсутствие возмещения расходов на установку общедомового прибора учета послужило истцу основанием для обращения в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском.
Суды первой инстанции удовлетворив иск, исходил из того, что обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета, используемых энергетических ресурсов, как и обязанность по оплате расходов ресурсоснабжающих организаций на установку этих приборов возложена на РФ в лице Минобороны, как на собственника помещений в многоквартирных домах (общежитиях).
Выводы суда основаны на статьях 36, 37 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктах 5, 6 и 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пунктах 2, 5 и 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Действующее законодательство в жилищной сфере обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требования, установленного в пункте 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета, используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В случае невыполнения данных предписаний закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38(1) Правил N 491).
Как следует из системного толкования статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя также обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).
Из приведенных норм следует, что с момента выбора способа управления многоквартирным домом управляющей организацией именно она в силу закона является полномочным представителем (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации) собственников помещений в многоквартирном доме во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями во всех правоотношениях, охватываемых понятием "управление многоквартирным домом", в которое входит и оборудование дома коллективными (общедомовыми) приборами учета.
ОАО "Славянка" возражений по сумме расходов истца не заявила.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции счел необходимым изменить судебный акт и взыскать задолженность по возмещению расходов на установку ОДПУ с управляющей компании коей является ОАО "Славянка".
В отношении РФ в лице Минобороны РФ исковые требования удовлетворению не подлежат в связи с вышеизложенным.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит изменению так как не соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, то вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2015 по делу N А43-5143/2015 изменить, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва - удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Славянка", г. Москва, (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219) в пользу открытого акционерного общества "Владимирские коммунальные системы", г. Владимир, (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659), 820 747 рублей задолженности и 19 415 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), г. Москва, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
О.А.ЛОГИНОВА
О.А.ЛОГИНОВА
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)