Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Учреждение жилищного обеспечения при МО РФ полагает, что военнослужащий не имел права на получение жилья по договору социального найма по избранному месту жительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Игумнова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Петровой Ю.Ю. и Подгорной Е.П.
с участием прокурора Тимуш А.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> гражданское дело N <...> по апелляционной жалобе С., действующего за себя и своего несовершеннолетнего сына С.А.А. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к С., действующему за себя и своего несовершеннолетнего сына С.А.А., о признании недействительными решения и договора социального найма, выселении.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя С. - Т. по доверенности от <дата> года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к С., действующему за себя и своего несовершеннолетнего сына С.А.А. о признании недействительными решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> о предоставлении жилого помещения, договора социального найма от <дата> N <...> и выселении ответчиков из жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, указывая, что <дата> ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации приняло решение о предоставлении ответчику на состав семьи из двух человек жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью <...> кв. м с учетом компенсации затрат федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения на <...> кв. м в размере <...> руб. На основании указанного решения <дата> с С. заключен договор социального найма N N <...>. При получении данного жилого помещения ответчик злоупотребил правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма, не сообщил сведения о том, что на учете нуждающихся не состоял и что ранее был обеспечен жильем от Министерства обороны Российской Федерации, а также что на дату заключения договора не увольнялся из Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем права на получение жилья по избранному месту жительства не имел.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковое заявление ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к С., действующему за себя и своего несовершеннолетнего сына С, о признании недействительными решения и договора социального найма, выселении удовлетворено.
Решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> о предоставлении жилого помещения, договор социального найма от <дата> N N <...>, заключенный между ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и С., признаны недействительными.
С., <дата> года рождения, и С.А.А., <дата> года рождения, выселены из жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>.
С С. в пользу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения Невского суда Санкт-Петербурга от <дата> не имеется.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяет, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в квартирные органы Министерства обороны Российской Федерации, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в эти органы жилья, полученного от Министерства обороны Российской Федерации.
Из анализа положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до <дата>, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя, определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих, гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В соответствии с подп. "а" п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N <...> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, установленным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение это сделки.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.03.2015 N 33-4640/2015
Требование: Об оспаривании договора социального найма и решения о предоставлении жилого помещения, выселении.Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Учреждение жилищного обеспечения при МО РФ полагает, что военнослужащий не имел права на получение жилья по договору социального найма по избранному месту жительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
N 33-4640
Судья: Игумнова Е.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Сухаревой С.И.
судей Петровой Ю.Ю. и Подгорной Е.П.
с участием прокурора Тимуш А.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании <дата> гражданское дело N <...> по апелляционной жалобе С., действующего за себя и своего несовершеннолетнего сына С.А.А. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по иску ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к С., действующему за себя и своего несовершеннолетнего сына С.А.А., о признании недействительными решения и договора социального найма, выселении.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя С. - Т. по доверенности от <дата> года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к С., действующему за себя и своего несовершеннолетнего сына С.А.А. о признании недействительными решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> о предоставлении жилого помещения, договора социального найма от <дата> N <...> и выселении ответчиков из жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, указывая, что <дата> ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации приняло решение о предоставлении ответчику на состав семьи из двух человек жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, общей площадью <...> кв. м с учетом компенсации затрат федерального бюджета за превышение общей площади жилого помещения на <...> кв. м в размере <...> руб. На основании указанного решения <дата> с С. заключен договор социального найма N N <...>. При получении данного жилого помещения ответчик злоупотребил правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма, не сообщил сведения о том, что на учете нуждающихся не состоял и что ранее был обеспечен жильем от Министерства обороны Российской Федерации, а также что на дату заключения договора не увольнялся из Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем права на получение жилья по избранному месту жительства не имел.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> исковое заявление ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к С., действующему за себя и своего несовершеннолетнего сына С, о признании недействительными решения и договора социального найма, выселении удовлетворено.
Решение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от <дата> N <...> о предоставлении жилого помещения, договор социального найма от <дата> N N <...>, заключенный между ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и С., признаны недействительными.
С., <дата> года рождения, и С.А.А., <дата> года рождения, выселены из жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>.
С С. в пользу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения Невского суда Санкт-Петербурга от <дата> не имеется.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определяет, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в квартирные органы Министерства обороны Российской Федерации, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в эти органы жилья, полученного от Министерства обороны Российской Федерации.
Из анализа положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до <дата>, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя, определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих, гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В соответствии с подп. "а" п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N <...> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц. Поскольку указанные требования связаны между собой, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве (статья 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, установленным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение это сделки.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)