Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Алфавит": Сафиуллин Р.Р., паспорт, по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алфавит"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.08.2014 по делу N А32-15862/2014,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алфавит"
к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алфавит" (далее - ООО "Алфавит") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - УГСН КК) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2014 N 2-Ю-130м о привлечении ООО "Алфавит" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением суда от 29.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Алфавит" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
В судебное заседание не явились представители Управления госстройнадзора Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Управления госстройнадзора Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления госстройнадзора Краснодарского края.
Представитель ООО "Алфавит" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 05 мин. 20.11.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 23 декабря 2013 года N 024695, сотрудниками Управления госстройнадзора Краснодарского края проведена проверка соблюдения обществом "Алфавит" градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями", расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Новороссийская, 279.
В ходе проверки было установлено, что юридическое лицо ООО "Алфавит" осуществляет в отношении вышеуказанного объекта капитального строительства функции технического заказчика на основании договора о предоставлении услуг технического заказчика от 15 июля 2013 года N 1-4.
В результате проверки установлено, что строительство объекта осуществляется с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления госстройнадзора Краснодарского края в отношении ООО "Алфавит" составлен протокол об административном правонарушении от 24.01.2014 N 02-436-ЮС-07-СС по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием законного представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении первым заместителем руководителя Управления госстройнадзора Краснодарского края вынесено постановление от 13.03.2014 N 2-Ю-130м о привлечении ООО "Алфавит" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель ООО "Алфавит" извещен надлежащим образом путем вручения 28.02.2014 телеграммы-извещения сотруднику общества (л.д. 99 том 1).
В акте проверки? протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении общества к административной ответственности указаны следующие допущенные организацией нарушения требований градостроительного законодательства:
- обществом не представлена экспертиза проектной документации и утвержденная проектная документация в требуемом законом составе по объекту капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями" расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Новороссийская, 279.
- - на всей строительной площадке не выделены опасные зоны для рабочих, не установлены защитные и сигнальные ограждения, не установлены знаки безопасности (отсутствуют защитные ограждения лестничных маршей, защитные и сигнальные ограждения перекрытий и балконов) (фото N 0,0-1);
- - отсутствует схема внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения. Внутренние автомобильные дороги не соответствуют строительным нормам (фото N 0,0-1,0-3, 0-4);
- - по объекту капитального строительства отсутствует исполнительная документация: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности; акты освидетельствования работ; акты освидетельствования строительных конструкций; акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; рабочая документация на строительство с записями о соответствии выполненных в натуре работ рабочей документации; исполнительные геодезические схемы; исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ проведенных в процессе строительного контроля; документы подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); иные документы отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Алфавит" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 8 "Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года N 145, в случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится".
В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
5) проект организации строительства объектов капитального строительства;
6) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
7) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
8) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к там здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным там социально- культурного и коммунально-бытового назначения, там транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 1.4 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции". Работы по возведению зданий и сооружений следует производить по утвержденному проекту производства работ (ППР).
Из материалов дела следует, что строительство объекта осуществляется обществом "Алфавит" на основании получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации строительства объекта "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по ул. Крымская/ул. Новороссийская, 274/281 в городе-курорте Анапа".
В материалы дела обществом "Алфавит" представлены необходимые разделы рабочей документации, в том числе "Архитектурные решения" 28-12-2-АР Альбом 3; "Конструкции железобетонные" 28-12-2-КЖ Альбом 4.1, 28-12-0-ГП "Генеральный план" (А2), 28-12-2-ВК "Водоснабжение и канализация" (А5), 28-12-2-ОВ "Отопление и вентиляция" (А7), 28-12-2-ПС "Пожарная сигнализация" (А8), 28-12-2-СС "Телефонизация" (А9), 28-12-2-АУПТ "Автоматическая установка пожаротушения" (А10), 28-12-2-ТХ "Технологические решения" (А11); "Пояснительная записка" 28-12-2-ПЗ, "Конструкции железобетонные" 28-12-2-КЖ (секция 2) Альбом 4.2, Внутреннее электрическое освещение и силовое оборудование 28-12-2-ЭО Альбом 6; Положительное заключение негосударственной экспертизы N 6-1-1-0003-14; Положительное заключение экспертизы N 1-1-1-0185-13; Проектная документация Раздел 4 "Проект организации строительства" 28-12-0-ПОС Альбом 4; Положительное заключение государственной экспертизы N 23-1-4-0077-11; Проект производства работ по выполнению строительно-монтажных работ.
Вместе с тем, обществом "Алфавит" не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации строительства объекта "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями" расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Новороссийская, 279.
Ссылаясь на повторное использование указанной проектной документации, ООО "Алфавит" указывает в жалобе на отсутствие необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы общества о том, что административный орган не доказал, что в проектной документации затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности строительного объекта.
Как указано ранее, в силу п. 8 Положения от 05.03.2007 N 145, в случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств получения положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий, а также наличия заключения на момент проверки.
На момент проверки обществом также не была представлена исполнительная документация.
В соответствии с требованием РД-11-02-2006 "Требование к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве" исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текст, новые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.
Представление исполнительной документации после проведения проверки не может опровергнуть выводов административного органа, поскольку не подтверждает своевременное ведение исполнительной документации - ее своевременной подготовки в ходе осуществления соответствующих видов работ.
Материалами дела об административном правонарушении также подтверждается нарушение обществом "Алфавит" положений СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве".
В силу пунктов 4.8, 4.9, 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся: места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок; места вблизи от не огражденных перепадов по высоте 1,3 м и б(шее; К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить: участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж: (демонтаж:) конструкций или оборудования; зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов -сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Согласно пунктам 6.1.6, 6.2.5, 6.2.6 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" проезды, проходы на производственных территориях, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями. Фактически во внутренней части строительной площадки проезды, проходы, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах не содержатся в чистоте и порядке, не очищаются от мусора, загромождаются складируемыми материалами и конструкциями (фото N 0-31 0-4).
У въезда на производственную территорию необходимо устанавливать схему внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения.
Внутренние автомобильные дороги производственных территорий должны соответствовать строительным нормам и правилам и оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение приведенных требований законодательства на всей строительной площадке не выделены опасные зоны для рабочих, не установлены защитные и сигнальные ограждения, не установлены знаки безопасности (отсутствуют защитные ограждения лестничных маршей, защитные и сигнальные ограждения перекрытий и балконов); отсутствует схема внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения. Внутренние автомобильные дороги не соответствуют строительным нормам.
Доказательств, опровергающих установленные в ходе проверки нарушения требований безопасности при осуществлении строительства, обществом "Алфавит" в материалы дела не представлено.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что обществом "Алфавит" допущено нарушение обязательных требований законодательства и требований проектной документации к зданиям и сооружениям при строительстве объекта капитального строительства.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, является доказанным.
Будучи техническим заказчиком работ, ООО "Алфавит" является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение ст. 65 АПК РФ учреждением не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения обязательных требований.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в виде предупреждения с учетом обстоятельств совершения правонарушения и его последствий. Административное наказание в виде предупреждения предусмотрено санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "Алфавит", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Алфавит", поскольку установленные ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены постановления Управления госстройнадзора Краснодарского края от 13.03.2014 N 2-Ю-130м о привлечении ООО "Алфавит" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения, отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 29.08.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 августа 2014 года по делу А32-15862/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.11.2014 N 15АП-17667/2014 ПО ДЕЛУ N А32-15862/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. N 15АП-17667/2014
Дело N А32-15862/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Алфавит": Сафиуллин Р.Р., паспорт, по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алфавит"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.08.2014 по делу N А32-15862/2014,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алфавит"
к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Алфавит" (далее - ООО "Алфавит") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - УГСН КК) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2014 N 2-Ю-130м о привлечении ООО "Алфавит" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением суда от 29.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Алфавит" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения.
В судебное заседание не явились представители Управления госстройнадзора Краснодарского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Управления госстройнадзора Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления госстройнадзора Краснодарского края.
Представитель ООО "Алфавит" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 05 мин. 20.11.2014. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 23 декабря 2013 года N 024695, сотрудниками Управления госстройнадзора Краснодарского края проведена проверка соблюдения обществом "Алфавит" градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными помещениями", расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Новороссийская, 279.
В ходе проверки было установлено, что юридическое лицо ООО "Алфавит" осуществляет в отношении вышеуказанного объекта капитального строительства функции технического заказчика на основании договора о предоставлении услуг технического заказчика от 15 июля 2013 года N 1-4.
В результате проверки установлено, что строительство объекта осуществляется с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Управления госстройнадзора Краснодарского края в отношении ООО "Алфавит" составлен протокол об административном правонарушении от 24.01.2014 N 02-436-ЮС-07-СС по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием законного представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении первым заместителем руководителя Управления госстройнадзора Краснодарского края вынесено постановление от 13.03.2014 N 2-Ю-130м о привлечении ООО "Алфавит" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель ООО "Алфавит" извещен надлежащим образом путем вручения 28.02.2014 телеграммы-извещения сотруднику общества (л.д. 99 том 1).
В акте проверки? протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении общества к административной ответственности указаны следующие допущенные организацией нарушения требований градостроительного законодательства:
- обществом не представлена экспертиза проектной документации и утвержденная проектная документация в требуемом законом составе по объекту капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями" расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Новороссийская, 279.
- - на всей строительной площадке не выделены опасные зоны для рабочих, не установлены защитные и сигнальные ограждения, не установлены знаки безопасности (отсутствуют защитные ограждения лестничных маршей, защитные и сигнальные ограждения перекрытий и балконов) (фото N 0,0-1);
- - отсутствует схема внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения. Внутренние автомобильные дороги не соответствуют строительным нормам (фото N 0,0-1,0-3, 0-4);
- - по объекту капитального строительства отсутствует исполнительная документация: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности; акты освидетельствования работ; акты освидетельствования строительных конструкций; акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения; рабочая документация на строительство с записями о соответствии выполненных в натуре работ рабочей документации; исполнительные геодезические схемы; исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ проведенных в процессе строительного контроля; документы подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); иные документы отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Алфавит" оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Пунктом 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 8 "Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года N 145, в случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится".
В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
5) проект организации строительства объектов капитального строительства;
6) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
7) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
8) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к там здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным там социально- культурного и коммунально-бытового назначения, там транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 1.4 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции". Работы по возведению зданий и сооружений следует производить по утвержденному проекту производства работ (ППР).
Из материалов дела следует, что строительство объекта осуществляется обществом "Алфавит" на основании получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации строительства объекта "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по ул. Крымская/ул. Новороссийская, 274/281 в городе-курорте Анапа".
В материалы дела обществом "Алфавит" представлены необходимые разделы рабочей документации, в том числе "Архитектурные решения" 28-12-2-АР Альбом 3; "Конструкции железобетонные" 28-12-2-КЖ Альбом 4.1, 28-12-0-ГП "Генеральный план" (А2), 28-12-2-ВК "Водоснабжение и канализация" (А5), 28-12-2-ОВ "Отопление и вентиляция" (А7), 28-12-2-ПС "Пожарная сигнализация" (А8), 28-12-2-СС "Телефонизация" (А9), 28-12-2-АУПТ "Автоматическая установка пожаротушения" (А10), 28-12-2-ТХ "Технологические решения" (А11); "Пояснительная записка" 28-12-2-ПЗ, "Конструкции железобетонные" 28-12-2-КЖ (секция 2) Альбом 4.2, Внутреннее электрическое освещение и силовое оборудование 28-12-2-ЭО Альбом 6; Положительное заключение негосударственной экспертизы N 6-1-1-0003-14; Положительное заключение экспертизы N 1-1-1-0185-13; Проектная документация Раздел 4 "Проект организации строительства" 28-12-0-ПОС Альбом 4; Положительное заключение государственной экспертизы N 23-1-4-0077-11; Проект производства работ по выполнению строительно-монтажных работ.
Вместе с тем, обществом "Алфавит" не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации строительства объекта "Многоквартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями" расположенного по адресу: г. Анапа, ул. Новороссийская, 279.
Ссылаясь на повторное использование указанной проектной документации, ООО "Алфавит" указывает в жалобе на отсутствие необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы общества о том, что административный орган не доказал, что в проектной документации затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности строительного объекта.
Как указано ранее, в силу п. 8 Положения от 05.03.2007 N 145, в случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств получения положительного заключения государственной экспертизы инженерных изысканий, а также наличия заключения на момент проверки.
На момент проверки обществом также не была представлена исполнительная документация.
В соответствии с требованием РД-11-02-2006 "Требование к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве" исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текст, новые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.
Представление исполнительной документации после проведения проверки не может опровергнуть выводов административного органа, поскольку не подтверждает своевременное ведение исполнительной документации - ее своевременной подготовки в ходе осуществления соответствующих видов работ.
Материалами дела об административном правонарушении также подтверждается нарушение обществом "Алфавит" положений СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве".
В силу пунктов 4.8, 4.9, 4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся: места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок; места вблизи от не огражденных перепадов по высоте 1,3 м и б(шее; К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить: участки территории вблизи строящегося здания (сооружения); этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж: (демонтаж:) конструкций или оборудования; зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов; места, над которыми происходит перемещение грузов кранами. Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов -сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Согласно пунктам 6.1.6, 6.2.5, 6.2.6 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" проезды, проходы на производственных территориях, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями. Фактически во внутренней части строительной площадки проезды, проходы, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах не содержатся в чистоте и порядке, не очищаются от мусора, загромождаются складируемыми материалами и конструкциями (фото N 0-31 0-4).
У въезда на производственную территорию необходимо устанавливать схему внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения.
Внутренние автомобильные дороги производственных территорий должны соответствовать строительным нормам и правилам и оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение приведенных требований законодательства на всей строительной площадке не выделены опасные зоны для рабочих, не установлены защитные и сигнальные ограждения, не установлены знаки безопасности (отсутствуют защитные ограждения лестничных маршей, защитные и сигнальные ограждения перекрытий и балконов); отсутствует схема внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения. Внутренние автомобильные дороги не соответствуют строительным нормам.
Доказательств, опровергающих установленные в ходе проверки нарушения требований безопасности при осуществлении строительства, обществом "Алфавит" в материалы дела не представлено.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении подтверждается, что обществом "Алфавит" допущено нарушение обязательных требований законодательства и требований проектной документации к зданиям и сооружениям при строительстве объекта капитального строительства.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, является доказанным.
Будучи техническим заказчиком работ, ООО "Алфавит" является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушение ст. 65 АПК РФ учреждением не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения обязательных требований.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в виде предупреждения с учетом обстоятельств совершения правонарушения и его последствий. Административное наказание в виде предупреждения предусмотрено санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы ООО "Алфавит", изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Алфавит", поскольку установленные ст. 211 АПК РФ основания для признания незаконным и отмены постановления Управления госстройнадзора Краснодарского края от 13.03.2014 N 2-Ю-130м о привлечении ООО "Алфавит" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде предупреждения, отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 29.08.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29 августа 2014 года по делу А32-15862/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)