Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3993

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. по делу N 33-3993


Судья: Фокина Т.К.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Чербаевой Л.В.,
судей: Рязанцевой Л.В., Ледовских И.В.,
при секретаре: Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову к Д.Д. о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени,
по апелляционной жалобе Д.Д. на заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 октября 2013 года,
заслушав доклад судьи Ледовских И.В.

установила:

Инспекция ФНС России по г. Тамбову обратилась с иском к Д.Д. о взыскании земельного налога за 2010 - 2011 гг. в сумме *** руб., пени по земельному налогу в сумме *** руб., налога на имущество физических лиц за 2011 г. в сумме *** руб. и пени *** руб.
В обоснование заявленного требования истец указал, что Д.Д. является собственником земельного участка и недвижимого имущества, в связи с чем ему были начисленные соответствующие виды налогов за указанные периоды и направлено налоговое уведомление N 965222. В связи с тем, что ответчик уклоняется от уплаты налогов, ему было направлено требование от 14.11.2012 года и предложено в срок до 04.12.2013 г. погасить имеющуюся задолженность, которое оставлено без исполнения. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, а после отмены судебного приказа - с настоящим иском в суд.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 октября 2013 года исковые требования Инспекции ФНС России по г. Тамбову удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик Д.Д. просит отменить решение суда только в части взыскания с него земельного налога, указав, что в собственности земельных участков не имеет, а потому отсутствует обязанность по уплате земельного налога. Однако данному обстоятельству в оспариваемом решении оценка дана не была.
В судебном заседании Д.Д. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней основаниям.
Представитель Инспекции ФНС России по г. Тамбову по доверенности М. возражал против отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данному требованию корреспондирует содержание п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ)
В силу ст. 389 названного Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Удовлетворяя исковые требования Инспекции ФНС России по г. Тамбову о взыскании с Д.Д. земельного налога за земельный участок по адресу: г. Тамбов, ***, за 2010 - 2011 гг. и пени по земельному налогу, суд исходил из неизвестно кем выданной справки от 24.09.2013 года (л.д. 41) о том, что за Д.Д. с 02.09.2010 г. числится *** долей указанного земельного участка на праве общей совместной собственности.
Однако, как следует из информации, предоставленной филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области в суд апелляционной инстанции по состоянию на 16.12.2013 года, в государственном кадастре недвижимости имеются сведения о спорном земельном участке, которые внесены только на основании Оценочной описи земельных участков и по результатам государственной кадастровой оценки земель, а именно: площадь участка (декларированная) - *** кв. м, разрешенное использование - под многоэтажную постройку; категория земель - земли населенных пунктов; кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 года - *** руб., вместе с тем, границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о правах отсутствуют.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П "признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления".
Следовательно, для возникновения права собственности на земельный участок необходимо его формирование в виде объекта общей долевой собственности с соблюдением процедуры межевания и составления кадастрового плана (ст. 6 ЗК РФ).
Учитывая, что спорный земельный участок сформирован в установленном законом порядке не был, конкретные его границы и площадь земельного участка до настоящего времени не определены, а до формирования земельного участка право общей долевой собственности на него к собственнику помещения в многоквартирном доме не переходит, Д.Д. в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, нельзя признать плательщиком земельного налога в 2010 - 2011 гг.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 330 ГПК РФ решение суда в обжалуемой части подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права, с принятием нового решения об отказе Инспекции ФНС России по г. Тамбову во взыскании с Д.Д. земельного налога и пени по земельному налогу.
Руководствуясь ст. ст. 329 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 октября 2013 года отменить в части взыскания с Д.Д. земельного налога и пени по земельному налогу.
Принять в этой части новое решение, которым исковые требования Инспекции ФНС России по г. Тамбову к Д.Д. о взыскании земельного налога за 2010 - 2011 годы в сумме ***. и пени по земельному налогу в сумме ***. - оставить без удовлетворения.
В остальной части заочное решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 октября 2013 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)