Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5319/2015) Государственной жилищной инспекции Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" к Государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании незаконным предписания от 26.12.2014 N ТО-07-223,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Гагарина А.А., по доверенности от 12.01.2015;
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" - Криницын А.В., по доверенности от 12.01.2015 N 08А;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" (далее - заявитель, Общество, ООО "Жилсервисуют") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания от 26.12.2014 N ТО-07-223.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 требования Общества удовлетворены.
Принимая решение, суд первой исходил из того, что порядок определения и размер платы за расчетно-кассовое обслуживание не регулируется жилищным законодательством, следовательно, указание в оспариваемом предписании на необходимость приведения порядка расчета платы за расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с жилищным законодательством, является незаконным.
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указал, что плата за расчетно-кассовое обслуживание входит в состав платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и определяется соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Жилсервисуют" также было заявлено письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно, акта проверки N ТО11-50.
Ходатайство Общества судом апелляционной инстанции удовлетворено, указанный документ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Общество является управляющей организацией жилого дома по ул. Одесская, д. 47, в г. Тюмени на основании договора управления многоквартирным домом от 05.12.2006 N 58-06.
На основании приказа заместителя начальника Инспекции от 12.12.2014 N 02-02-5150/14 Инспекцией была проведена проверка многоквартирного дома N 47 по улице Одесской в г. Тюмени на предмет соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В ходе проверки были установлены нарушения порядка расчета платы за расчетно-кассовое обслуживание. По итогам проверки составлен акт от 26.12.2014 N ТО-07-494.
26.12.2014 Обществу выдано предписание N ТО-07-223, в котором Обществу было предписано в срок до 01.03.2015 привести порядок расчета платы за расчетно-кассовое обслуживание в соответствие с действующим законодательством. В предписании Инспекция указала, что Общество в нарушение статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации начисление платы за расчетно-кассовое обслуживание производит не в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество, а с квартиры.
Общество, полагая, что указанное предписание Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Инспекцией в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации Управляющая организация, которой в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В силу подпункта "е" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель имеет право:
привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:
- для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;
- для доставки платежных документов потребителям;
- для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Как усматривается из материалов дела, 01.12.2006 ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" и ООО "Жилсервисуют" заключили договор на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищные услуги, в соответствии с которым Центр принимает на себя обязательства по совершению определенных действии: организация системы платежей населения за работы (услуги), указанные в Приложении N 1 к договору; выставление счетов населению за жилищные услуги; начисление платы за жилищные услуги; изготовление и доставка счетов; учет денежных средств, оплаченных Потребителем. Предприятие обязуется выплачивать Центру вознаграждение за выполненные действия.
19.08.2013 было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, в соответствии с которым изменен пункт 6.2 договора: стоимость услуг Центра по договору составляет 48 руб., в том числе, НДС, за каждый открытый финансовый счет.
В материалах дела имеется копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, д. 47 от 02.10.2014 N 2, в соответствии с которым собственниками было принято решение об оплате услуг ЖКХ в ОАО "ТРИЦ", сумма за лицевой счет, открытый на помещение собственника в ОАО "ТРИЦ", составляет 48 руб.
В силу положений части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Постановлением Правительства от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует, что плата за расчетно-кассовое обслуживание входит в состав платы за управление жилищным фондом, и при этом не является составляющей платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, указание Инспекции на то, что Общество должно было начислять плату за расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущство, является необоснованным, поскольку в силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме.
Учитывая указанное, оспариваемое предписание Инспекции является незаконным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2015 N 08АП-5319/2015 ПО ДЕЛУ N А70-599/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. N 08АП-5319/2015
Дело N А70-599/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5319/2015) Государственной жилищной инспекции Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" к Государственной жилищной инспекции Тюменской области о признании незаконным предписания от 26.12.2014 N ТО-07-223,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Государственной жилищной инспекции Тюменской области - Гагарина А.А., по доверенности от 12.01.2015;
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" - Криницын А.В., по доверенности от 12.01.2015 N 08А;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервисуют" (далее - заявитель, Общество, ООО "Жилсервисуют") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания от 26.12.2014 N ТО-07-223.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 требования Общества удовлетворены.
Принимая решение, суд первой исходил из того, что порядок определения и размер платы за расчетно-кассовое обслуживание не регулируется жилищным законодательством, следовательно, указание в оспариваемом предписании на необходимость приведения порядка расчета платы за расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с жилищным законодательством, является незаконным.
Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указал, что плата за расчетно-кассовое обслуживание входит в состав платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и определяется соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "Жилсервисуют" также было заявлено письменное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно, акта проверки N ТО11-50.
Ходатайство Общества судом апелляционной инстанции удовлетворено, указанный документ приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Общество является управляющей организацией жилого дома по ул. Одесская, д. 47, в г. Тюмени на основании договора управления многоквартирным домом от 05.12.2006 N 58-06.
На основании приказа заместителя начальника Инспекции от 12.12.2014 N 02-02-5150/14 Инспекцией была проведена проверка многоквартирного дома N 47 по улице Одесской в г. Тюмени на предмет соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В ходе проверки были установлены нарушения порядка расчета платы за расчетно-кассовое обслуживание. По итогам проверки составлен акт от 26.12.2014 N ТО-07-494.
26.12.2014 Обществу выдано предписание N ТО-07-223, в котором Обществу было предписано в срок до 01.03.2015 привести порядок расчета платы за расчетно-кассовое обслуживание в соответствие с действующим законодательством. В предписании Инспекция указала, что Общество в нарушение статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации начисление платы за расчетно-кассовое обслуживание производит не в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество, а с квартиры.
Общество, полагая, что указанное предписание Инспекции не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 требования Общества удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Инспекцией в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации Управляющая организация, которой в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В силу подпункта "е" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель имеет право:
привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя:
- для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;
- для доставки платежных документов потребителям;
- для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.
Как усматривается из материалов дела, 01.12.2006 ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" и ООО "Жилсервисуют" заключили договор на совершение действий по начислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищные услуги, в соответствии с которым Центр принимает на себя обязательства по совершению определенных действии: организация системы платежей населения за работы (услуги), указанные в Приложении N 1 к договору; выставление счетов населению за жилищные услуги; начисление платы за жилищные услуги; изготовление и доставка счетов; учет денежных средств, оплаченных Потребителем. Предприятие обязуется выплачивать Центру вознаграждение за выполненные действия.
19.08.2013 было заключено дополнительное соглашение к указанному договору, в соответствии с которым изменен пункт 6.2 договора: стоимость услуг Центра по договору составляет 48 руб., в том числе, НДС, за каждый открытый финансовый счет.
В материалах дела имеется копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, д. 47 от 02.10.2014 N 2, в соответствии с которым собственниками было принято решение об оплате услуг ЖКХ в ОАО "ТРИЦ", сумма за лицевой счет, открытый на помещение собственника в ОАО "ТРИЦ", составляет 48 руб.
В силу положений части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Постановлением Правительства от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе, организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания процитированных норм права следует, что плата за расчетно-кассовое обслуживание входит в состав платы за управление жилищным фондом, и при этом не является составляющей платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, указание Инспекции на то, что Общество должно было начислять плату за расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущство, является необоснованным, поскольку в силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме.
Учитывая указанное, оспариваемое предписание Инспекции является незаконным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 01.04.2015 по делу N А70-599/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)