Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3921, А-57

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N 33-3921, А-57


Судья Доронин С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Федоренко В.Б.
судей Деева А.В., Ашихминой Е.Ю.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску прокурора Закрытого административно-территориального образования город Зеленогорск к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление" о признании недействительными в части договора управления многоквартирными домами
по апелляционной жалобе директора ООО "Жилищно-коммунальное управление" - ФИО10.
на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 03 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, к Обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное управление" о признании в части п. 6.3.1 типовых договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, незаконным удовлетворить.
Признать незаконным пункт 6.3.1 типовых договоров управления, заключенных ООО "ЖКУ" с собственниками жилых помещений многоквартирных жилых домов: по <адрес>, в части последнего предложения "При неизменном наборе работ и услуг тариф на следующий календарный год может индексироваться в пределах индекса изменения потребительских цен".
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное Управление" госпошлину в доход государства в размере 200 руб."
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор ЗАТО г. Зеленогорска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО "ЖКУ" о признании недействительными п. 6.3.1 типовых договоров управления, заключенных с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Требования мотивированы тем, что в соответствии с договорами на управление, ответчик осуществляет управление 148 многоквартирными жилыми домами на территории г. Зеленогорска. В соответствии с п. п. 6.3.1 указанных типовых договоров управления предусмотрено право ООО "ЖКУ" в одностороннем порядке, без согласования с собственниками, ежегодно индексировать тариф на содержание и ремонт общего имущества на следующий календарный год, в пределах индекса изменения потребительских цен. Указанная индексация тарифов на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений МКД проведена ООО "ЖКУ" 01.07.2013 г. По утверждению прокурора, названые положения договоров противоречат требованиям ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, согласно которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным положения последнего предложения п. 6.3.1 типовых договоров, которым предусмотрено право ООО "ЖКУ" в одностороннем порядке, без согласования с собственниками, ежегодно индексировать тариф на содержание и ремонт общего имущества на следующий календарный год, в пределах индекса изменения потребительских цен.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе директор ООО "Жилищно-коммунальное управление" ФИО11 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права. Указывает, что включение в договор управления оспариваемого прокурором пункта, являлось волеизъявлением сторон договора.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей ООО "Жилищно-коммунальное управление" - С., Г., заслушав заключение прокурора Гайдук О.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
На основании ст. 154 ЖК РФ определен состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги в зависимости от того, является ли потребитель коммунальных услуг собственником или нанимателем жилого помещения и вне зависимости от правового статуса потребителя плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Статьей 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в том числе, указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 55 ЖК РФ Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 31 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013 г.) во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что ответчиком заключены договоры управления многоквартирными домами в г. <адрес>.
Пунктом 6.3.1 типовых договоров управления, заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов, предусмотрено, что тариф на жилищную услугу (содержание и ремонт) ежегодно рассчитывается Управляющей организацией исходя из перечня работ по содержанию, обслуживанию, эксплуатации общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, учитывая техническое состояние общего имущества жилого дома, и используется для определения размера платы за жилое (нежилое) помещение один календарный год. При неизменном наборе работ и услуг тариф на следующий календарный год может индексироваться в пределах индекса изменения потребительских цен.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и признавая п. 6.3.1 договоров управления незаконными в части, суд первой инстанции исходил из того, что изменение тарифа за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома может быть произведено только в соответствии с решением собрания собственников жилого помещения.
Судебная коллегия не принимает доводы жалобы о допустимости включения оспариваемого положения в договор на основании ст. 421 ГК РФ, поскольку в соответствии с требованиями указанной статьи, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В связи с чем, императивное положение ст. 156 ЖК РФ о порядке установления тарифа, не может быть изменено соглашением сторон.
Доводы апелляционной жалобы директора ООО "Жилищно-коммунальное управление" ФИО12 не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 03 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора ООО "Жилищно-коммунальное управление" - С. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)