Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2015 года по делу N А12-40794/2014 (судья Лаврик Н.В.),
по исковому заявлению Администрации Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области (404462, Волгоградская обл., Чернышковский р-он, р.п Чернышковский, ул. Советская, 84; ИНН 3433007121, ОГРН 1053458084162)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, обл. Волгоградская, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5; ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области (404462, Волгоградская обл., Чернышковский р-он, р.п. Чернышковский, ул. Советская, 82; ИНН 3433006350, ОГРН 1023405970180),
Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор" (ИНН 3444046796, ОГРН 1023403448232,400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5)
о взыскании 3.369.000 руб.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрации поселения, истец) с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс, ответчик) о взыскании задолженности по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный номер - N 241-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Чернышковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-13 к Соглашению от 13.05.2013 N 241-13 в размере 3.369.000 руб.
Решением от 19 января 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-40794/2014 с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3433007121, ОГРН 1053458084162) взыскана невыплаченная целевая субсидия в размере 3.295.960 руб. 41 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный номер - N 241-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Чернышковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-13.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Кроме того заявитель указывает, что принимал меры к погашению задолженности, срок действия соглашения истек.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Миндортрансом области, Администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Чернышковского городского поселения заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер N 241-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Чернышковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Соглашение).
В пункте 1.2 Соглашения N 241-13 в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-132 предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Чернышковского городского поселения субсидию в размере 3.369.000 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В свою очередь, Чернышковское городское поселение обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 673.900 руб. на долевое финансирование дорожных работ.
Из содержания Соглашения следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию за текущий год не позднее 20 декабря текущего года.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Администрация Чернышковского городского поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ОГУП "Волгоградавтодор" два муниципальных контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения р.п. Чернышковского - N 01293000186130000020082564-01 от 28.08.2013 и N 0129300018613000003-0082564-03 от 08.10.2013.
Общая стоимость работ по контрактам составила 4.115.915 руб. 60 коп.
За счет средств местного бюджета Администрация Чернышковского городского поселения оплатила подрядчику 746.915 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 по делу N А12-10549/2014 с Администрации Чернышковского городского поселения в пользу ОГУП "Волгоградавтодор" взыскан основной долг по муниципальным контрактам в размере 3.369.000 руб. 00 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 134.502 руб. 38 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2014 по делу N А12-10549/2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения
Администрация Чернышковского поселения обеспечила представление в Миндортранс отчетной документации.
Между сторонами спорного соглашения составлен акт сверки взаимных расчетов согласно которому кредиторская задолженность Миндортранса перед Администрацией Чернышковского городского поселения составляет 3.295.960 руб. 41 коп.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Администрации поселения о взыскании с Миндортранса (как со стороны по Соглашению) кредиторской задолженности в вышеуказанной сумме.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Порядок N 91 -п).
В Порядке N 91 -п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91 -п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
Пунктом 1.9 Порядка N 91 -п определено, что контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 20.12.2013) размер субсидий, предусмотренных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения для Чернышковского муниципального района составляет 5.966,3 тыс. руб.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п (в редакции от 30.12.2013 N 811-п), в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В частности, для Чернышковского городского поселения на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения предусмотрены средства (субсидия) всего в размере 4.641,5 тыс. руб.
Согласно определениям статьи 6 Бюджетного кодекса:
- - бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- - расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- - публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и спорного Соглашения у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Чернышковским городским поселением в лице Администрации поселения возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 201 3 года.
Фактически субсидия за 2013 год из областного бюджета в бюджет поселения перечислена только частично.
Согласно пункту 3.5. "Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п (в редакции от 09.12.2013), Главные распорядители средств областного бюджета вправе приостановить или прекратить перечисление субсидий в случаях: а) нецелевого использования субсидии; б) несоблюдения условий софинансирования или непредставления документов, подтверждающих объемы фактического финансирования из бюджета муниципального образования; в) непредставления органами местного самоуправления форм отчетности в порядке, установленном соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Наличие таких случаев материалами дела не установлено.
К рассматриваемым правоотношениям, возникшим на основании спорного Соглашения, субсидиарно могут применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров (соглашений), предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в спорном Соглашении сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранса по перечислению в бюджет Чернышковского городского поселения причитающуюся поселению субсидию.
С правовой точки зрения нарушение лицом взятых на себя обязательств, квалифицируется как противоправное деяние и является незаконным.
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по Соглашению N 241-13 от 13.05.2013 в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-13 в сумме 3.295.960 руб. 41 коп. Миндортрансом и Минфином области не оспорено и не опровергнуто, а напротив подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2014, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца вышеуказанной задолженности.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2015 года по делу N А12-40794/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2015 N 12АП-2066/2015 ПО ДЕЛУ N А12-40794/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу N А12-40794/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2015 года по делу N А12-40794/2014 (судья Лаврик Н.В.),
по исковому заявлению Администрации Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области (404462, Волгоградская обл., Чернышковский р-он, р.п Чернышковский, ул. Советская, 84; ИНН 3433007121, ОГРН 1053458084162)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, обл. Волгоградская, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5; ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072),
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Администрации Чернышковского муниципального района Волгоградской области (404462, Волгоградская обл., Чернышковский р-он, р.п. Чернышковский, ул. Советская, 82; ИНН 3433006350, ОГРН 1023405970180),
Министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор" (ИНН 3444046796, ОГРН 1023403448232,400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5)
о взыскании 3.369.000 руб.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрации поселения, истец) с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс, ответчик) о взыскании задолженности по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный номер - N 241-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Чернышковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-13 к Соглашению от 13.05.2013 N 241-13 в размере 3.369.000 руб.
Решением от 19 января 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-40794/2014 с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации Чернышковского городского поселения Чернышковского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3433007121, ОГРН 1053458084162) взыскана невыплаченная целевая субсидия в размере 3.295.960 руб. 41 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный номер - N 241-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Чернышковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-13.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Кроме того заявитель указывает, что принимал меры к погашению задолженности, срок действия соглашения истек.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Миндортрансом области, Администрацией Чернышковского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Чернышковского городского поселения заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер N 241-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Чернышковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Соглашение).
В пункте 1.2 Соглашения N 241-13 в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-132 предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Чернышковского городского поселения субсидию в размере 3.369.000 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В свою очередь, Чернышковское городское поселение обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 673.900 руб. на долевое финансирование дорожных работ.
Из содержания Соглашения следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию за текущий год не позднее 20 декабря текущего года.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Администрация Чернышковского городского поселения (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ОГУП "Волгоградавтодор" два муниципальных контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения р.п. Чернышковского - N 01293000186130000020082564-01 от 28.08.2013 и N 0129300018613000003-0082564-03 от 08.10.2013.
Общая стоимость работ по контрактам составила 4.115.915 руб. 60 коп.
За счет средств местного бюджета Администрация Чернышковского городского поселения оплатила подрядчику 746.915 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2014 по делу N А12-10549/2014 с Администрации Чернышковского городского поселения в пользу ОГУП "Волгоградавтодор" взыскан основной долг по муниципальным контрактам в размере 3.369.000 руб. 00 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 134.502 руб. 38 коп.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2014 по делу N А12-10549/2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения
Администрация Чернышковского поселения обеспечила представление в Миндортранс отчетной документации.
Между сторонами спорного соглашения составлен акт сверки взаимных расчетов согласно которому кредиторская задолженность Миндортранса перед Администрацией Чернышковского городского поселения составляет 3.295.960 руб. 41 коп.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является требование Администрации поселения о взыскании с Миндортранса (как со стороны по Соглашению) кредиторской задолженности в вышеуказанной сумме.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В силу статей 2 и 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ, Кодекс) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с данным Кодексом.
Как указано в статье 6 БК РФ, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". (далее по тексту - Порядок N 91 -п).
В Порядке N 91 -п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91 -п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
Пунктом 1.9 Порядка N 91 -п определено, что контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 20.12.2013) размер субсидий, предусмотренных на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения для Чернышковского муниципального района составляет 5.966,3 тыс. руб.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п (в редакции от 30.12.2013 N 811-п), в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
В частности, для Чернышковского городского поселения на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения предусмотрены средства (субсидия) всего в размере 4.641,5 тыс. руб.
Согласно определениям статьи 6 Бюджетного кодекса:
- - бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
- - расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
- - публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Миндортранс области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и спорного Соглашения у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Чернышковским городским поселением в лице Администрации поселения возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 201 3 года.
Фактически субсидия за 2013 год из областного бюджета в бюджет поселения перечислена только частично.
Согласно пункту 3.5. "Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п (в редакции от 09.12.2013), Главные распорядители средств областного бюджета вправе приостановить или прекратить перечисление субсидий в случаях: а) нецелевого использования субсидии; б) несоблюдения условий софинансирования или непредставления документов, подтверждающих объемы фактического финансирования из бюджета муниципального образования; в) непредставления органами местного самоуправления форм отчетности в порядке, установленном соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Наличие таких случаев материалами дела не установлено.
К рассматриваемым правоотношениям, возникшим на основании спорного Соглашения, субсидиарно могут применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров (соглашений), предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в спорном Соглашении сказано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранса по перечислению в бюджет Чернышковского городского поселения причитающуюся поселению субсидию.
С правовой точки зрения нарушение лицом взятых на себя обязательств, квалифицируется как противоправное деяние и является незаконным.
Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности по Соглашению N 241-13 от 13.05.2013 в редакции дополнительного соглашения от 17.09.2013 N 412-13 в сумме 3.295.960 руб. 41 коп. Миндортрансом и Минфином области не оспорено и не опровергнуто, а напротив подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.2014, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца вышеуказанной задолженности.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 января 2015 года по делу N А12-40794/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН
Судьи
О.И.АНТОНОВА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)