Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ф.И. Тимаева,
судей Т.В. Волковой, А.Ю. Никитина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Солониной И.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14069/2014 (судья Лаврик Н.В.),
по иску администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053458080114, ИНН 3413007420, г. Котельниково, Волгоградская область)
к министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684, г. Волгоград),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство финансов Волгоградской области, администрация Котельниковского муниципального района, областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор",
о взыскании 3 710 832 руб. 32 коп.,
установил:
Администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - Администрация г. Котельниково, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее по тексту - Миндортранс Волгоградской области, ответчик) о взыскании 3 710 832 руб. 32 коп., из которых 3 603 800 руб. - задолженность по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 232-13) между Миндортрансом Волгоградской области, Администрацией Котельниковского муниципального района и Администрацией г. Котельниково и 107 032 руб. 32 коп. - проценты, начисленные на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за 108 дней (без указания периода их начисления).
Определением арбитражного суда от 13.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области, Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области и областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года исковые требования удовлетворены в части взыскания с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области 3 603 800 рублей задолженности в размере невыплаченной целевой субсидии по Соглашению от 13.05.2013. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Миндортранс Волгоградской области полагает, что не является стороной по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013, поэтому не имеет обязательств перед истцом, а также является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражения относительно пересмотра решения только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, в суд не поступили.
Суд, с учетом отсутствия возражений сторон, в соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пересматривает решение суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Проверив законность вынесенного судебного акта в обжалуемой части, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого в части судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Миндортрансом Волгоградской области, Администрацией Котельниковского муниципального района и Администрацией Котельниковского городского поселения заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер 232-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Котельниковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Соглашение рег. N 232-13).
В пункте 1.2 Соглашения рег. N 232-13 предусмотрено, что Миндортранс Волгоградской области направляет в бюджет Котельниковского городского поселения субсидию в размере 5 957 600 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Котельниковское городское поселение в свою очередь обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 1 191 600 руб. на долевое финансирование работ.
Из содержания Соглашения рег. N 232-13 также следует, что городское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета городского поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс Волгоградской области всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Приложением спорного Соглашения рег. N 232-13 являются график перечисления субсидий, а также перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог местного значения, на финансовое обеспечение которых предоставляются в 2013 году субсидии бюджету муниципального образования из средств дорожного фонда.
Дополнительным соглашением от 15.08.2013 (регистрационный номер 348-13) к Соглашению рег. N 232-13 объем финансирования из дорожного фонда области увеличен до суммы 7 561 400 руб., а объем финансирования из бюджета городского поселения уменьшен до суммы 1 785 800 руб.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения рег. N 232-13 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом Волгоградской области обязательств до их полного исполнения (том 1 л.д. 19).
Во исполнение своих обязательств по Соглашению рег. N 232-13 Администрация г. Котельниково (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ОГУП "Волгоградавтодор" муниципальный контракт N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия внутригородской дороги по ул. Октябрьской в г. Котельниково Волгоградской области. Стоимость контракта составила 7 149 200 руб.
Миндортранс Волгоградской области в своем отзыве на исковое заявление (том 2 л.д. 9-13) подтвердил, что Администрация Котельниковского городского поселения исполнила обязательства по Соглашению рег. N 232-13, свою долю по муниципальному контракту оплатила в полном объеме и предоставила необходимую отчетную документацию.
Довод апелляционной жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области не является стороной по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013, поэтому не имеет обязательств перед истцом, является несостоятельным в силу следующих обстоятельств.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2014 по делу N А12-10551/2014 удовлетворены исковые требования подрядчика (ОГУП "Волгоградавтодор" о взыскании с Администрации г. Котельниково как со стороны по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013 задолженности в размере 2 000 000 (то есть взыскана та часть, которая должна финансироваться из дорожного фонда), плюс проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой оплаты работ.
Ссылаясь на то, что предусмотренные Соглашением рег. N 232-13 средства из дорожного фонда области поступили в бюджет городского поселения только в сумме 3 957 600 руб. и имеет место кредиторская задолженность в размере 3 603 800 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Как указано в статье 6 Бюджетном кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс Волгоградской области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для Котельниковского городского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 9 561,4 тыс. руб.
В статье 6 БК РФ даны понятия бюджетному обязательству (это - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году) и расходному обязательству (это - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета).
Миндортранс Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и Соглашения рег. N 232-13 от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса Волгоградской области перед Котельниковским городским поселением в лице Администрации возникли расходные бюджетные обязательства.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах (такая правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2013 по делу N А21-7019/2012).
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, указание в Соглашении рег. N 232-13 о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранс Волгоградской области по перечислению в бюджет г. Котельниково причитающуюся городскому поселению субсидию (абзац 1 пункта 6.2 Соглашения рег. N 232-13).
Существование задолженности по Соглашению от 13.05.2013 рег. N 232-13 Миндортрансом Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012).
Таким образом, то обстоятельство, что Миндортранс Волгоградской области не является стороной по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013, не является доказательством того, что ответчик не имеет обязательств перед истцом по настоящему делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, также не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения от 13.05.2013 рег. N 232-13, заключенного и подписанного сторонами (том 1 л.д. 13-20).
Согласно материалам дела, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по Котельниковскому городскому поселению выполнен, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2014 по делу N А12-10551/2014 (том 2 л.д. 21-25). Таким образом, истец выполнил свои обязательства, предусмотренные Соглашением от 13.05.2013 рег. N 232-13.
Материалы дела не содержат доказательств исполнения Миндортрансом Волгоградской области своих обязательств по предоставлению субсидии администрации, документы, подтверждающее обратное ответчиком также не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании Соглашения от 13.05.2013 рег. N 232-13.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А55-27327/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013 по делу N А12-12254/2012.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по настоящему делу и удовлетворения апелляционной жалобы Миндортранса Волгоградской области.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14069/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2014 ПО ДЕЛУ N А12-14069/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу N А12-14069/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ф.И. Тимаева,
судей Т.В. Волковой, А.Ю. Никитина,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Солониной И.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14069/2014 (судья Лаврик Н.В.),
по иску администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053458080114, ИНН 3413007420, г. Котельниково, Волгоградская область)
к министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684, г. Волгоград),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство финансов Волгоградской области, администрация Котельниковского муниципального района, областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор",
о взыскании 3 710 832 руб. 32 коп.,
установил:
Администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту - Администрация г. Котельниково, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее по тексту - Миндортранс Волгоградской области, ответчик) о взыскании 3 710 832 руб. 32 коп., из которых 3 603 800 руб. - задолженность по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 232-13) между Миндортрансом Волгоградской области, Администрацией Котельниковского муниципального района и Администрацией г. Котельниково и 107 032 руб. 32 коп. - проценты, начисленные на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за 108 дней (без указания периода их начисления).
Определением арбитражного суда от 13.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области, Администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области и областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года исковые требования удовлетворены в части взыскания с Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу Администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области 3 603 800 рублей задолженности в размере невыплаченной целевой субсидии по Соглашению от 13.05.2013. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что при вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, содержащиеся в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Миндортранс Волгоградской области полагает, что не является стороной по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013, поэтому не имеет обязательств перед истцом, а также является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражения относительно пересмотра решения только в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, в суд не поступили.
Суд, с учетом отсутствия возражений сторон, в соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пересматривает решение суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Проверив законность вынесенного судебного акта в обжалуемой части, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого в части судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Миндортрансом Волгоградской области, Администрацией Котельниковского муниципального района и Администрацией Котельниковского городского поселения заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер 232-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Котельниковского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Соглашение рег. N 232-13).
В пункте 1.2 Соглашения рег. N 232-13 предусмотрено, что Миндортранс Волгоградской области направляет в бюджет Котельниковского городского поселения субсидию в размере 5 957 600 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Котельниковское городское поселение в свою очередь обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 1 191 600 руб. на долевое финансирование работ.
Из содержания Соглашения рег. N 232-13 также следует, что городское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета городского поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс Волгоградской области всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Приложением спорного Соглашения рег. N 232-13 являются график перечисления субсидий, а также перечень объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог местного значения, на финансовое обеспечение которых предоставляются в 2013 году субсидии бюджету муниципального образования из средств дорожного фонда.
Дополнительным соглашением от 15.08.2013 (регистрационный номер 348-13) к Соглашению рег. N 232-13 объем финансирования из дорожного фонда области увеличен до суммы 7 561 400 руб., а объем финансирования из бюджета городского поселения уменьшен до суммы 1 785 800 руб.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения рег. N 232-13 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом Волгоградской области обязательств до их полного исполнения (том 1 л.д. 19).
Во исполнение своих обязательств по Соглашению рег. N 232-13 Администрация г. Котельниково (как муниципальный заказчик) заключила с подрядчиком - ОГУП "Волгоградавтодор" муниципальный контракт N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия внутригородской дороги по ул. Октябрьской в г. Котельниково Волгоградской области. Стоимость контракта составила 7 149 200 руб.
Миндортранс Волгоградской области в своем отзыве на исковое заявление (том 2 л.д. 9-13) подтвердил, что Администрация Котельниковского городского поселения исполнила обязательства по Соглашению рег. N 232-13, свою долю по муниципальному контракту оплатила в полном объеме и предоставила необходимую отчетную документацию.
Довод апелляционной жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области не является стороной по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013, поэтому не имеет обязательств перед истцом, является несостоятельным в силу следующих обстоятельств.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2014 по делу N А12-10551/2014 удовлетворены исковые требования подрядчика (ОГУП "Волгоградавтодор" о взыскании с Администрации г. Котельниково как со стороны по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013 задолженности в размере 2 000 000 (то есть взыскана та часть, которая должна финансироваться из дорожного фонда), плюс проценты за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой оплаты работ.
Ссылаясь на то, что предусмотренные Соглашением рег. N 232-13 средства из дорожного фонда области поступили в бюджет городского поселения только в сумме 3 957 600 руб. и имеет место кредиторская задолженность в размере 3 603 800 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Как указано в статье 6 Бюджетном кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Порядок N 91-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5). Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс Волгоградской области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год. В частности для Котельниковского городского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 9 561,4 тыс. руб.
В статье 6 БК РФ даны понятия бюджетному обязательству (это - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году) и расходному обязательству (это - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета).
Миндортранс Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.
Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и Соглашения рег. N 232-13 от 13.05.2013 у Волгоградской области в лице Миндортранса Волгоградской области перед Котельниковским городским поселением в лице Администрации возникли расходные бюджетные обязательства.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах (такая правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.11.2013 по делу N А21-7019/2012).
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, указание в Соглашении рег. N 232-13 о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства Миндортранс Волгоградской области по перечислению в бюджет г. Котельниково причитающуюся городскому поселению субсидию (абзац 1 пункта 6.2 Соглашения рег. N 232-13).
Существование задолженности по Соглашению от 13.05.2013 рег. N 232-13 Миндортрансом Волгоградской области не оспорено и не опровергнуто.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу N А12-14439/2012).
Таким образом, то обстоятельство, что Миндортранс Волгоградской области не является стороной по муниципальному контракту N 0129300022613000005-0155399-02 от 30.07.2013, не является доказательством того, что ответчик не имеет обязательств перед истцом по настоящему делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, также не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения от 13.05.2013 рег. N 232-13, заключенного и подписанного сторонами (том 1 л.д. 13-20).
Согласно материалам дела, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по Котельниковскому городскому поселению выполнен, что подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2014 по делу N А12-10551/2014 (том 2 л.д. 21-25). Таким образом, истец выполнил свои обязательства, предусмотренные Соглашением от 13.05.2013 рег. N 232-13.
Материалы дела не содержат доказательств исполнения Миндортрансом Волгоградской области своих обязательств по предоставлению субсидии администрации, документы, подтверждающее обратное ответчиком также не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для уклонения ответчика от исполнения обязательств, принятых на основании Соглашения от 13.05.2013 рег. N 232-13.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11.07.2013 по делу N А55-27327/2012, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2013 по делу N А12-12254/2012.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по настоящему делу и удовлетворения апелляционной жалобы Миндортранса Волгоградской области.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2014 года по делу N А12-14069/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Ф.И.ТИМАЕВ
Судьи
Т.В.ВОЛКОВА
А.Ю.НИКИТИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)