Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3658

Требование: О признании незаконным бездействия ответчика в виде непринятия мер по оборудованию контейнерной площадки на прилегающей к многоквартирному дому территории, обязании ее оборудовать.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Контейнерная площадка находится в ненадлежащем санитарном состоянии, а несоблюдение санитарных норм и правил при сборе бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. по делу N 33-3658


судья Вуймина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего Золина М.П.,
судей Беляк А.С., Лозовой Н.В.,
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
30 сентября 2014 года
по докладу судьи Лозовой Н.В.
дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района"
на решение Заволжского районного суда г. Твери от 24 июня 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Заволжского района г. Твери, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" в части непринятия мер по оборудованию контейнерной площадки, расположенной возле многоквартирного дома <адрес>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" в срок в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную возле многоквартирного дома <адрес>: оградить сплошным барьером с трех сторон высотой не менее 1,5 м, организовать место для сбора крупногабаритных отходов, принять меры к освещению, разместить информацию о графике вывоза отходов и телефоне предприятия, оказывающего услуги по вывозу хозяйственно-бытовых промышленных отходов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Заволжского района" государственную пошлину по делу в бюджет муниципального образования Тверской области - городской округ город Тверь размере СУММА.
В удовлетворении исковых требований к администрации города Твери отказать.
Судебная коллегия

установила:

прокурор Заволжского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Твери, ООО "Управляющая компания Заволжского района", в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Твери и ООО "УК Заволжского района" в части непринятия мер по оборудованию контейнерной площадки, расположенной на территории, прилегающей к многоквартирному дому <адрес>; обязать ответчиков в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу солидарно оборудовать контейнерную площадку, в соответствии с требованиями СанПинов и Кодекса благоустройства г. Твери, а именно: восстановить ее ограждение сплошным барьером с трех сторон высотой не менее 1,5 м, организовать место для сбора крупногабаритных отходов, принять меры к ее освещению, разместить информацию о графике вывоза отходов и телефоны предприятия, оказывающего услуги по вывозу хозяйственно-бытовых и промышленных отходов.
В обоснование требований указал, что по результатам прокурорской проверки обращения жителей указанного дома установлено, что обслуживающей их дом ООО "УК Заволжского района" и администрацией города Твери содержание контейнерной площадки, расположенной на прилегающей к дому территории, осуществляется с нарушением п. п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
Контейнерная площадка находится в ненадлежащем санитарном состоянии: отсутствует трехстороннее ограждение, не освещена, не организовано место для сбора крупногабаритного мусора, отсутствует информация о графике вывоза отходов и телефоны предприятия, оказывающего услуги по вывозу хозяйственно-бытовых и промышленных отходов.
Несоблюдение санитарных норм и правил при сборе бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 16 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Заволжского района в городе Твери.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г. Твери Афанасьев С.М. иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Твери А. в суде иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований, предъявленных к администрации города Твери, пояснив, что на органы местного самоуправления возложена выполняемая ими обязанность по организации сбора и вывоза отходов, что заключается в нормативно-правовом регулировании данного вида деятельности, создании предприятий, строительстве полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Надлежащим ответчиком по делу является управляющая организация, обслуживающая дом и прилегающую к нему территорию.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика ООО "УК Заволжского района" З. иск признал частично, согласившись с возложением обязанности в части размещения информации о графике вывоза отходов и телефонах предприятия, оказывающего услуги по вывозу хозяйственно-бытовых и промышленных отходов.
Представители третьего лица администрации Заволжского района в городе Твери В. и О. в суде возражали против удовлетворения исковых требований, заявленных в отношении администрации города Твери, представив письменные возражения, из которых следует, что обязанность по содержанию контейнерных площадок возлагается на организации, обслуживающие жилые дома.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО "УК Заволжского района" З. просит решение суда отменить полностью, постановить новое решение. В обоснование своих доводов указывает на то, что согласно Приложению N 2 к договору на управление многоквартирным домом <адрес> содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя содержание только тех объектов, которые располагаются непосредственно на земельном участке данного дома. Таким образом, спорная площадка, на которой находятся мусорные контейнеры, в состав общего имущества многоквартирного дома не входит, так как находится за пределами земельного участка (придомовой территории) многоквартирного дома и управляющая компания ответственность за надлежащее ее содержание не несет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, поданных представителем Администрации города Твери А., выслушав представителя ООО "УК Заволжского района" З., поддержавшего доводы жалобы, представителей Администрации города Твери и Администрации Заволжского района г. Твери А. и В., просивших в удовлетворении жалобы отказать, прокурора Суткуса Р.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения не находит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, производству, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как следует из п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
На основании п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
Пунктами 9.4 и 9.5 Кодекса благоустройства города Твери предусмотрено, что контейнерные площадки для установки мусоросборников должны иметь асфальтобетонное покрытие, освещены, ограждены с трех сторон сплошным барьером высотой не менее 1,5 м, на них должна быть информация о графике вывоза отходов и телефон предприятия, оказывающего услуги по вывозу хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, а также место для сбора крупногабаритных отходов.
В п. 3.2.2 Положения о порядке организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 29 марта 2012 года N 88, содержатся такие же требования к площадкам для размещения контейнеров.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что возле многоквартирного дома <адрес> имеется площадка для размещения мусорных контейнеров, которая находится в ненадлежащем санитарном состоянии, отсутствуют: ограждения с трех сторон сплошным барьером площадки с мусорными контейнерами, а также ее освещения, места для сбора крупногабаритного мусора, информации о графике вывоза отходов и телефонов предприятия, оказывающего услуги по вывозу хозяйственно-бытовых и промышленных отходов.
Выявленные нарушения противоречат вышеперечисленным нормативным требованиям.
Управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом <адрес> на основании договора об управлении многоквартирным домом от 29 ноября 2008 года, является ООО "УК Заволжского района".
Удовлетворяя требования прокурора Заволжского района города Твери, заявленные к ООО "УК Заволжского района", суд первой инстанции руководствовался требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов и пришел к выводу, что обязанность по организации и обеспечению надлежащего состояния мест для временного складирования отходов возложена на управляющие компании.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, представитель ООО "УК Заволжского района", как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе ссылается на то, что содержание контейнерной площадки в обязанности апеллянта не входит, так как она находится за пределами земельного участка (придомовой территории) многоквартирного дома и общим имуществом собственников жилья многоквартирного дома N 8 не является.
Доводы представителя ответчика судом первой инстанции были признаны необоснованными, с чем судебная коллегия считает необходимым согласиться.
Приложением N 2 к договору об управлении многоквартирным домом от 29 ноября 2008 года установлен перечень видов работ по содержанию, обслуживанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома. Согласно данного перечня в обязанность Общества также входят: сбор и вывоз бытовых отходов, а также содержание и уход за элементами благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами.
Таким образом, содержание в надлежащем состоянии контейнерной площадки является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, независимо от того, что она расположена за пределами земельного участка (придомовой территории) многоквартирного дома.
Кроме того, реализуя свою обязанность по выполнению функций управления многоквартирным домом, в частности обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов, именно ООО "УК Заволжского района" заключило с <данные изъяты> договор N от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с данной контейнерной площадки.
Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Соответственно, оборудование площадки для контейнеров и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и специально оборудованные площадки и контейнеры для сбора мусора являются общим имуществом в многоквартирном доме.
Следовательно, обязанность по эксплуатации мусорных контейнеров, необходимых для обслуживания многоквартирного дома в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, а также по содержанию контейнерной площадки в соответствии с требованиями, приведенными в Кодексе благоустройства города Твери, обоснованно судом первой инстанции возложена на ООО "УК Заволжского района", осуществляющую управление многоквартирным домом и содержание общего имущества многоквартирного дома.
Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "УК Заволжского района", судебная коллегия не находит.
Остальные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и не могут быть приняты во внимание.
Обжалуемое судебное решение вынесено в соответствии с требованиями закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не усматривается.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заволжского районного суда г. Твери от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания Заволжского района" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.П.ЗОЛИН

Судьи
А.С.БЕЛЯК
Н.В.ЛОЗОВАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)